Увы, наружное оформление различных организаций, к сожалению, далеко не всегда может порадовать хорошим дизайнерским решением. Выглядит всё зачастую весьма безвкусно. «
Северный Край» не раз поднимал эту тему на своих страницах («Тротуар как зеркало жизни», «СК», 29 июня 2007 года; «Каждому чиновнику – по улице!», «СК», 8 августа 2007 года и ряд других материалов).
Как известно, исторический центр города внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому различным дизайнерским выкрутасам должно уделяться отдельное пристальное внимание. Особенно в контексте грядущего тысячелетия.
ЛОСКУТНЫЕ ОДЕЯЛА ЦЕНТРА
Идём по центральным улицам – живописная картина. Подряд могут попасться несколько магазинов, напоминающих бабушкино лоскутное одеяло.
Дом 92/63 на улице Большой Октябрьской – как раз такой пример. На первом этаже располагается магазин «Кухни». Часть фасада здесь выложена серой плиткой, над окнами – навес, выполненный в синих и стальных тонах. Всё это украшает красная вывеска. Рядом – магазин оптики. Навес над дверью уже прозрачный, держится на двух белых столбах. Вывеска ярко-жёлтого цвета, крыльцо сочетает в себе нежно-розовые и грязно-серые тона. Притом сам дом жёлтого цвета, а оставшаяся часть первого этажа – коричневая. Созерцать такую «красоту» неподалёку от старинной церкви Николы Мокрого и белоснежного «дома Иванова», построенных в XVII веке, – сомнительное удовольствие.
Ещё один интересный пример – дом № 58/22 по улице Республиканской. В одном из магазинов здесь дверь вопреки здравому смыслу открывается прямо на инвалидный пандус, а не в обратную сторону. Объехать её человеку на коляске невозможно. Часто встречаются вновь сделанные дверные проёмы, сбитые наличники на окнах и так далее. В общем, создаётся впечатление, что в город приехал балаганчик Карабаса Барабаса. Только когда закончатся гастроли – неизвестно.
Показателен угловой дом № 79/36 на пересечении проспекта Толбухина и улицы Свободы. Со стороны проспекта здесь есть несколько магазинов с абсолютно разными крыльцами. Кто как захотел, тот так и «самовыразился» (на снимке).
БОДАЛСЯ КОМИТЕТ С ФЕМИДОЙ
Ярославские историки рассказывают, что до революции городским уставом запрещалось загромождать тротуары. Нормировались высота зданий, окраска фасадов. Сегодня же – полная свобода действий. И в современном уставе города Ярославля, к сожалению, никаких специальных пояснений по поводу дизайна улиц нет.
В Кировском районе «переделанные» исторические дома очень бросаются в глаза. Интересно, что бы сказали бывшие владельцы зданий господа Оловянишников, Вахрамеев, Мосягин, узнав, что их дома теперь скорее напоминают расписные жостовские подносы, чем памятники архитектуры?
Председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Иосифович Аврутов пояснил, что в Жилищном кодексе указан целый перечень документов, которые необходимо оформить для перепланировки помещения (статья 26). Если собственник нарушает при этом определённые требования и осуществляет перепланировку самовольно, то по решению суда он обязан привести всё в прежнее состояние. Но собственник и сам может обратиться в суд с целью узаконить перепланировку.
Случается, что Фемида принимает решение в его пользу. В том числе и по «историческим» зданиям. Беспрецедентный случай был, например, с домом № 8 по улице Ушинского. Там, правда, речь шла об обычной квартире, а не торговой точке. Но сути дела это не меняет. Владелец осуществил серьёзную перепланировку: увеличил размеры окон. Комитет историко-культурного наследия обратился в суд с иском к собственнику квартиры и с требованием вернуть всё в первоначальное состояние. Но ответчик оказался не промах и даже нанял экспертов для того, чтобы те оценили ситуацию. Представители комитета тоже обратились к специалистам. Но суд всё равно принял решение в пользу «архитектора-самоучки». Более того, служители Фемиды посчитали, что здание вообще не является памятником, хотя подобными оценками занимаются другие ведомства.
Другой пример – дом № 18 на улице Республиканской. Представители одной из организаций самовольно пробили дверь, которой раньше не было. Обратились за согласованием в комитет, который, естественно, отказал. Выходит, что следующей инстанцией тоже будет суд. А в это время по-прежнему будут прорубаться двери, сбиваться наличники и проводиться другие неприятные для исторического лица города «косметические» работы.
К сожалению, исключительно «косметикой», как видно, дело заканчивается не всегда. Зачастую доходит до грубого «хирургического вмешательства». Притом бережным отношением к городу не отличаются и заезжие «купцы». Бывают случаи, когда московские или питерские коммерсанты, которым уже давно стало тесно в рамках обеих столиц, дорвавшись до провинциальных рынков, творят с домами в центре абсолютное безобразие. Полная переделка фасадов – самая безобидная вещь.
– Представители комитета часто пишут предписания в адрес арендатора или собственника, – говорит Юрий Иосифович. – В нём требуют или приостановить работы, или разработать соответствующую документацию, или получить разрешение. Существует так называемое охранное обязательство. Там прописаны многие вопросы и обязанности. Но те, кто осуществляют перепланировку, не всегда его соблюдают и продолжают самовольничать.
Обращаются чиновники и в прокуратуру. Но этот процесс часто оказывается затяжным. В результате усилия по восстановлению облика исторического центра оказываются тщетными. А балаган на улицах остаётся.
КРЫЛЬЦО ПОПЕРЁК ТРОТУАРА
А что скажут независимые специалисты-архитекторы, не связанные ведомственными рамками? Какие существуют ограничения, касающиеся перепланировки и наружного оформления различных организаций?
Архитектор Ольга Александровна Мазанова отмечает, что встречаются качественные примеры рекламы и наружного оформления зданий, где работали дизайнеры высокого уровня. Но всегда нужно учитывать особенности здания, облик находящихся рядом домов, витрины. Это целое искусство. Поэтому любой проектировщик, оформляющий торговые точки, витрины и даже простые вывески, должен быть профессионалом.
Ольга Александровна приводит в качестве примера различные магазины на улице Свободы. К магистральной улице города предъявляются особые требования. Но в одном месте здесь ширина тротуара составляет всего 1,5 метра, что для подобной городской артерии – нонсенс. В другом месте парковка расположена всего в двух метрах от здания, хотя это тоже не соответствует нормативам. Есть много примеров, когда не по правилам сделаны инвалидные пандусы. Вообще, у улиц должны быть чёткие границы, «красные линии». Существует и понятие так называемого «общественного сервитута». Дороги, транспортные коммуникации, инженерные сооружения под застройку отдавать нельзя. Более того, занимающие половину тротуара крыльца или ограждения могут создавать угрозу безопасности. Например, зимой с них могут падать сосульки. И приходится обходить всё это сосулечное «великолепие» по проезжей части.
ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
Эстетический вопрос «нравится – не нравится», по большому счёту, очень сложный. Но если есть документы, определённые правила, то должна быть и организация, которая контролирует их выполнение. Кто следит за сохранением архитектурного и исторического облика зданий и отвечает за их перепланировку и наружное оформление? И может в случае нарушений власть употребить?
Сначала мы позвонили архитектору Кировского района Инне Владимировне Михалёвой. Оттуда нас направили в Управление земельных ресурсов. Но там ответили, что это не их профиль работы и предложили обратиться в департамент архитектуры и развития территорий города. После нескольких настойчивых звонков мы так и не получили оттуда внятного ответа на, казалось бы, несложный и вполне конкретный вопрос.
Обратились и в Государственную жилищную инспекцию Ярославской области. Там ответили, что ясность может внести инспекция государственного строительного надзора региона. Сделав звонок и туда, получили информацию, что инспекция занимается в основном крупными объектами, имеющими определённую площадь. Далее нас снова направили в уже знакомый департамент архитектуры. Кстати сказать, туда советовали обращаться и в Союзе архитекторов. В итоге получился замкнутый круг и полная неясность с ответственностью.
Бальзак сказал однажды, что «архитектура – выразительница нравов». Вот и получается, что дело, видимо, в нравах.
Комментарии: