Профсоюз в периоде полураспада

Профсоюз в периоде полураспада

А на счёте –
32 тысячи

Необычное письмо в Москву, председателю ЦК профсоюза машиностроителей России Николаю Шатохину, отправил из Ярославля руководитель обкома профсоюза машиностроителей Юрий Дудченко. Отпечатал он его на раритетной машинке «Ятрань» – компьютера у Юрия Петровича нет. Процитируем несколько строк.
«Уважаемый Николай Павлович! В связи с финансовым кризисом предприятия отрасли с января 2009 года перешли на режим работы два – четыре дня в неделю и произвели сокращение численности работников (за исключением ООО «Призма плюс» и ЯЦСМС).
Первичная профсоюзная организация ООО «Даниловский завод деревообрабатывающих станков» ликвидирована по причине банкротства предприятия, а профорганизации ОАО ОЗ «Прогресс» и ОАО «Ярославский гипроприбор» самоликвидировались. В текущем году прекратили финансирование областного комитета профсоюза профкомы ОАО «Финго» и ЗАО «Фобос».
На счёте обкома профсоюза по состоянию на 1.06.2009 г. 32,7 тысячи рублей. В связи с финансовыми затруднениями обком профсоюза с 1.01.2009 г. прекратил финансирование ЦК профсоюза и объединение организаций профсоюзов Ярославской области. По этой же причине обком профсоюза не может содержать в штате две платные единицы – председателя и главного бухгалтера.
Исходя из сложившейся ситуации предлагаю на ближайшей областной профсоюзной конференции принять решение о ликвидации областной организации профсоюза машиностроителей России…»
Сквозь эти, казалось бы, сухие даты и факты любой ярославец услышит крик боли – и не только за севший на мель профсоюз. Может, там, в Москве, письмо тоже воспримут с болью? А может – нет, ведь для этого нужно хотя бы раз увидеть пустые окна-глазницы огромного здания топливной аппаратуры на улице Свободы в Ярославле. Оговоримся сразу: это предприятие, как и другие «Группы ГАЗ», входит в профсоюз Автосельхозмаш – на объединение с ним и взял нынче курс Роспрофмаш.

Гигант
во всех отношениях

Как дошли до жизни такой? Отвечая на вопрос, Юрий Петрович Дудченко вспоминает:
 – На последней отчётной конференции в 2004 году в одиннадцати первичках состояло 8094 работника. По данным на 1 сентября этого года, осталось лишь 23 процента от этого числа. Отчего снижение? Самая крупная первичная организация была в ОАО «Часовой завод «Чайка». Три года назад его признали банкротом. В сентябре того года на улице оказались сотни бывших работников. После этого мы приняли решение: ликвидировать первичку в связи с банкротством. А ведь там в лучшие времена работало около девяти тысяч человек! Гигант во всех отношениях.
 – А что же случилось с профсоюзом «Чайки»? Какие действия он предпринимал?
 – В акционерном обществе активно шла реорганизация. На месте «Чайки» возникло до трёх десятков юридических лиц. Профком владел ситуацией и старался, чтобы на вновь созданных производствах также создавались первички, встречался с руководством, чтобы иметь достоверную информацию. Удавалось сохранять баланс, пока предприятие окончательно не ликвидировалось.
 – Сейчас происходит то же самое, но уже с другими производствами?
 – Хуже. Тогда речь шла об одном предприятии, а сейчас – о нескольких, и таких огромных. На «Раскате» раньше выпускали сотню катков. Спрос упал – теперь двадцать выпускают. И численность работающих привели в соответствие с загрузкой производства.
 – Вы как директор говорите, а вот Кабанов боролся…

Персона
нон грата

Тут мы вспомнили недавнюю историю на рыбинском «Раскате». Председатель его профкома Евгений Кабанов стал известен на всю область. С чего мог начаться конфликт между руководством предприятия и профсоюзным лидером? Ведь не далее как в июле прошлого года «Раскат» признали победителем конкурса «Лучшее предприятие по социальному партнёрству». Партнёрство, как известно, проверяется в трудную минуту. А она, увы, как раз и наступила – с кризисом. Спрос на дорожно-строительную технику упал, с ним сократился рынок сбыта. И уже в ноябре появляется проект приказа о переводе на неполное рабочее время. А коли работаешь два дня – ровно за это время и получай. Оптимизация! Не нравится – увольняйся. Правда, не по сокращению, с выплатой среднего заработка в течение двух месяцев, а по статье 77 пункт 7 – увольнение вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определённых сторонами условий договора, что предусматривает выплату двухнедельного заработка.
Администрация обещала: новый рабочий график поможет сохранить рабочие места. И всё вроде бы законно: статья 74 Трудового кодекса позволяет ввести режим неполного рабочего времени в связи с изменениями организационных или технологических условий труда… Действительно, кризис, дорожникам не до катков. А не нужны катки – нет заказов, и рабочим платить нечем. Правда, старший помощник рыбинского прокурора Ирина Николаева, ратовавшая за рабочих, посчитала, что работодатель не доказал наличия каких-либо организационных или технологических изменений, которые бы предшествовали изданию приказа. Значит, не было основания для введения такого рабочего времени и, соответственно, для последующего увольнения работников.
Евгений Кабанов не согласился с позицией директора и был уволен. Обратился в суд и пытался, восстановив свои права, создать прецедент для других. Прецедент он создал, отстояв свои права, но никто больше опытом профсоюзного вожака не воспользовался. Кстати, в начале года на заводе работало 1060 человек, на 1 сентября – 434. А Кабанов нынче стоит на бирже…
Изучаем экономику
А вот в электропрофсоюзе вожаки засели за учёбу. Грызут «премудрость умных строк» – осваивают бухгалтерский баланс и налоговую отчётность, формы № 1 и 2. Руководитель профсоюза Герман Орлов предостерегает:
– Самый лёгкий путь экономии средств некоторые работодатели видят в урезании социальных программ, сокращении персонала, снижении дохода работников. Чтобы этому препят­ствовать, нужно разбираться в экономике предприятия.
И вот на постоянно действующем семинаре председатели первичек изучают: а как работает предприятие? Прибыльно ли, сводит ли концы с концами или идёт к банкротству. А также: какие средства и куда расходуются, кто «жирует», а кто получает по минимуму. Какие резервы можно использовать и где узкие места на производстве. А главное – не вводят ли в заблуждение работников, когда говорят, что средств нет и нужно ликвидировать социальные программы, не выплачивать зарплату и сокращать персонал…
Юрий Дудченко хмыкает с иронией:
– Если я не специалист в финансовых вопросах, то прочитал, вышел и забыл. Для всего этого есть комиссия по колдоговору, с бухгалтером, чтобы знать куда «стрелять». И возьмём, к примеру: директор завода ставит на конвейер одну модель катка, а профком требует другую. Это вмешательство проф­союза в управление производ­ством, и оно незаконно.
Зарплата на двух предприятиях отрасли в первом полугодии 2008 и 2009 годов, учитывая сокращение рабочего времени: «Раскат» – была – 16794 рубля, стала 10280; ЗАО «СФНИИОГаз» – была – 12600, стала 8721 рубль.
– Юрий Петрович, почему на предприятии ЗАО «СФНИИОГаз» в Семибратове сократили рабочий день? Ведь там выпускают газоочистительные фильт­ры для предприятий, а это экология, это сейчас очень нужно.
– Бывают ситуации на производствах, когда заказы есть на продукцию, но чтобы их выполнить, нужен, допустим, металл. А стало быть, нужны деньги на его приобретение. Но кредиты идут под большой процент. Вот Путин не так давно заседал с банкирами и выразил надежду, что они снизят процентную ставку до шести процентов…
– А они не снижают… Юрий Петрович, какие всё-таки планы у профсоюза ярославских машиностроителей?
– По итогам первого квартала я обратился с письмом в адрес ЦК о положении дел, где выразил мнение, что дальнейшая работа профсоюза невозможна. Я предложил три варианта выхода из сложной ситуации. Первый: роспуск профсоюза машиностроителей и перевод первичек в профсоюз «Автосельхозмаша». Второй: освободить Дудченко, то есть меня, и избрать другого человека до объединительного съезда с «Автосельхозмашем». Есть кандидат – Борис Кабанов. Но он проживает в Рыбинске и поэтому не даёт согласия. И третий вариант: введение должности доверенного лица, но для этого, к сожалению, финансов недостаточно.
– Так что же делать членам профсоюзов?
– И пояса затянуть, и пути искать приемлемые. Искать возможность продержаться.
– А долго ли ещё держаться?
– Если бы мы знали, сказали. Единственное, кризис приходит и уходит, а мы остаёмся. Нужно жить и работать.


P. S. На отчётной конференции 14 октября Юрий Дудченко освобождён от должности председателя профсоюза машиностроителей. До объединительного съезда с профсоюзом сельскохозяйственного машиностроения в феврале 2010 года председательствовать в местном союзе машиностроителей на общественных началах будет Алексей Суворов, он же руководитель «Автосельхозмаша».

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp