Главное:

Подкова на счастье

Началось всё с американца Питера Хагерти. По семейным обстоятельствам он переехал в сельскую глубинку, в его хозяйстве оказалась пара лошадей. К одной из них, Вилли, он искренне привязался. Взрослые люди иногда чувствуют одиночество и растерянность перед обстоятельствами. Когда на душе скребли кошки, Питер шёл на конюшню за помощью. Он увидел зависимость поведения лошади от его настроения, постепенно учился управлять собой, а Вилли стала для него врачевателем душевных ран. Потом Питер занялся изучением программы реабилитации детей, брошенных родителями, и у него сформировался системный подход к этой проблеме. Так, под эгидой американского «Общества помощи русским детям», в котором состоит Хагерти, и энтузиастов из общественной организации «Друзья русских сирот» в прошлом году в Ярославле стартовал проект «Лошади – детям». Идею поддер­жали местные власти и представители конноспортивной школы города, психологи и педагоги. Инициативная группа на площадке детского дома Ленинского района Ярославля привела в действие пилотный проект «Сердце и душа большого друга».
– Когда мы взялись за эту идею, – рассказывает Галина Евстифеева, председатель правления «Друзей русских сирот», – то цель была одна – помочь ребятам улучшить жизнь, развить в ребёнке нравственную ориентацию в обществе, приобрести востребованные навыки гражданской ответственности, чтобы они уверенно шли по жизни, могли создавать нормальные семьи и воспитывать в родительской любви, которой были лишены, своих детей. Нам помогают русские и американцы с доброй душой. Я очень хочу, чтобы наш опыт стал доступным для изучения тем, кто занимается сиротами не только по долгу службы, но и по зову сердца.
Идея приобрела научное звучание. Михаил Фаерман, кандидат психологических наук ЯрГУ им. П. Г. Демидова, стал консультантом проекта. На основе исследований совместно со Светланой Суровцевой, педагогом-психологом дет­ского дома, были разработаны методические рекомендации. Доклад об итогах исследований учёные сделали достоянием общественности 11 ноября 2009 г. на конференции «Иппотератия как метод адаптации, социализации и реабилитации детей-сирот».
– Участие детей в проекте было добровольным, – рассказывает Михаил Фаерман, – для кого-то был важен процесс ухода за лошадью, для кого-то – езда, кому-то понравилась спокойная лошадка, кому-то, наоборот, – с характером. Мультиролевое общение (лошадь как партнёр, как животное, нуждающееся в родительском уходе) способствовало изменениям в характере детей.
– Лошадь – персонаж, о котором мечтают многие дети. Что означает верховая езда – это фантастика! Лошадь становится необыкновенным проводником в окружающий мир и мир людей. Даже горделивая осанка наездника помогает ребёнку обрести уверенность в себе, – говорит Светлана Суровцева. – Недостаточно просто кататься на лошадях, т. е. получать удовольствие от общения, нужно научиться ухаживать за животным (чистить, кормить, ласкать), т. е. важно комплексное общение. Так формируется умение управлять жизнью, как наездник управляет лошадью.
– Проект способствовал профилактике правонарушений, – рассказывает Елена Кузнецова, директор детского дома Ленинского района Ярославля. – Благодарна нашим друзьям-общественникам за идею, тренерам – за терпение к сиротам, коневладельцам, давшим возможность состояться проекту, психологам, методические рекомендации которых позволят тиражировать опыт. Все эти люди подарили ребятам яркий эпизод детства. Пройдут года, эмоции и события лягут в «копилку» памяти, станут частью биографии, которой не стыдно будет делиться со своими детьми.
Сравнение данных ряда личностных изменений (уровень самооценки, тревожность, агрессивность, активность) у экспериментальной и контрольной групп, полученных в начале эксперимента и спустя год, дало возможность сделать вывод: у детей появилось чувст­во целеустремленности и самоутверждения, желание расширить сферу деятельности, потребность в тёплых межличностных отношениях. Психологи отметили, что дети научились понимать «язык» лошади, владеть своим настроением. Вот строки из писем к… лошадям:
«Мне хочется обнимать и целовать её как маму!.. Я счаст­лива!», «У меня есть мой конь Размах. Он такой же весёлый и резвый, как я. Мне раньше снились страшные сны, а теперь снятся лошади…», «Я не любил дружить с мальчиками. Но теперь у меня появился настоящий друг – конь Лёха. Я могу ему всё рассказать, он меня слушает. Я могу даже ему пожаловаться. Когда я вырасту, я стану конюхом… Очень люблю чистить у лошадей копыта, на которых есть подкова. Я верю, что они принесут мне счастье! Моя лошадь не любит запах табака, и я решил ради своего друга бросить курить». Эти фразы из откровений сирот дорого стоят. Дети учатся жить не только для себя, а дарить неж­ность большому другу, который не предаст. Став участниками проекта, они получили свою «подкову» на счастье: матрицу библейской истины «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» они перенесут во взрослую жизнь. Остаётся только, чтобы взрослые превратили ярославское начинание в часть воспитательной системы в других детских домах. Ведь обделённых любовью и судьбой сирот становится всё больше. Зачастую они в оппозиции к окружающему беспринципному обществу и находятся в состоянии войны со своим внутренним миром. В данном случае общение с лошадьми оказалось для них полезным, дало импульс поиску душевного баланса.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp