Бабай и Танюшка
Родители у Ирины Григорьевны Щуровой были лётчиками. Оба. Папа и мама. Когда Григорий Алексеевич Гребенюк умер, его хоронил весь Ярославский авиаотряд, хотя к тому времени он уже двадцать шесть лет как там не работал. Мама, Татьяна Ильинична Аверьянова, умерла за два года до того, и лётчики несли гроб на руках.
Он с первых дней и до конца войны летал на ночных бомбардировщиках. Она всю войну учила лётному делу курсантов.
С Ярославлем и Ярославским авиаотрядом связана большая часть их мирной, послевоенной жизни, здесь выросли их дети, внуки. Сейчас подрастают правнуки, которых они так никогда и не увидели.
Григорий Алексеевич наш, рыбинский, правда, жизнь куда его только не бросала! Страна казалась огромной, как небо, в котором он, выпускник Тамбовского лётного училища, с самого начала чувствовал себя своим. Каким бы будничным ни был рейс из аэропорта в Куйбышеве (сейчас Самара), к которому он получил приписку после училища, – доставка грузов или пассажиров, – он, поднявшись в воздух, всегда наслаждался ощущением полёта. Может быть, это были молодость, предчувствие счастья, которое, как выяснилось, уже совсем близко.
Через год здесь же, в Куйбышевском аэропорту, он встретил улыбчивую девушку, в лётном шлеме, выпускницу Батайской авиашколы Таню Аверьянову. Смелая, озорная, она восприняла популярный во второй половине 1930-х годов призыв «Молодёжь, в авиацию» как обращённый к ней лично и летала наравне с мужчинами. Вскоре образовалась семья, в ноябре 1939 года родился первенец Борис, в декабре 1940-го Ирина, и к началу войны Татьяна оказалась с двумя маленькими детьми на руках.
Дальше всё завертелось ещё быстрее. Эвакуация в далёкий таджикский Сталинабад (Душанбе). Дети с дедушкой или няней, Татьяна сутками на аэродроме. Сохранились её удостоверения военной поры. «Типы воздушных судов, на которых разрешены полёты: У-2, П-5, ПС-9, Ю-52». «Прошла поверку техники пилотирования в открытом слепом полёте на С-5 и У-2 с оценкой «отлично». «Допущена к самостоятельным полётам на самолёте ПС-9 первым пилотом (с грузом)», к перевозке почты «днём и ночью в любых условиях», «к перевозке пассажиров» и т. д.
Она летала сама, учила других. Далёкий тыл, кстати, оказался отнюдь не таким безопасным, как можно было себе представить. Посадочную полосу обозначали кострами. Как-то басмачи сделали ложную полосу, и, приземляясь, Татьяна разбилась. Бориска, которому тогда было годика два или три, рассказывал всем, что «мама у нас умерла». К счастью, она осталась жива.
А Григорий тем временем воевал. Эскадрилья, в которую его зачислили, уже на второй день была под Псковом. Даже много лет спустя, когда дети выросли, он не любил рассказывать о войне и на их вопросы только отмахивался. Что-то Ирина Григорьевна узнала из обрывков его разговоров с друзьями-фронтовиками, что-то из оставшихся после него писем и документов.
Сохранилась копия Приказа войскам 34-й армии от 19 января 1942 года:
«19.1 младший лейтенант армейского звена связи 34-й армии Гребенюк Г. А. обнаружил действовавшие с 8.1 в тылу противника наши части.
Тов. Гребенюк выполнил задание, несмотря на трудные метеорологические условия и сильный огонь противника. Уточнил положение частей. Произвёл посадку (в тыл врага! –
Т. Е.), высадил радиста и получил исчерпывающие данные о положении частей, их боевых успехах, взятых трофеях и имеющихся нуждах.
Отмечая мужество, проявленное младшим лейтенантом тов. Гребенюк Г. А., объявляю ему благодарность, награждаю его часами и возбуждаю ходатайство о награждении его медалью «За отвагу».
Настоящий приказ довести до всего состава армии.
Командующий 34-й армией генерал-майор Берзарин...»
Неплохо для младшего лейтенанта! Вот так в суровую зиму 1942 года он будто сам себе задал тон, как воевать дальше.
Через два месяца Гребенюк уже зам командира эскадрильи 16-го авиационного полка ночных бомбардировщиков. Ещё через год и дальше в течение двух лет, вплоть до мая 1945-го – командир этой эскадрильи.
Воевал на Северо-Западном фронте, на Калининском, на 2-м Белорусском. В вырезке из какой-то военной
Один из немногих эпизодов, услышанных Ириной Григорьевной от отца, будто иллюстрирует это:
– Помню, папа рассказывал кому-то из друзей, как вернулся из полёта, сел, и самолёт тут же весь рассыпался, так он был изрешечён.
Ещё одна вырезка из газеты с заметкой о действиях ночных бомбардировщиков Н-ской части: «Бомбардировке были подвергнуты артиллерийские позиции, живая сила и техника противника... Наиболее успешно действовали над целью гвардии капитан Гребенюк и капитан Журавлёв. Каждый из них совершил по одиннадцать боевых вылетов за ночь». По одиннадцать!
В семье хранятся его награды. За что каждая, сейчас, конечно, трудно сказать. История ордена Красной Звезды в этом смысле исключение. Как гласит один из документов, Григорий Алексеевич получил его вместе с группой других лётчиков за многочисленные полёты через линию фронта в партизанский край, расположенный на территории временно оккупированных районов Ленинградской области. Лётчики вывозили раненых, регулярно доставляли партизанам оружие и боеприпасы. А кроме того, взаимодействуя с ними, бомбили скопления фашистских войск и их боевые порядки.
Гребенюк по ходу этих дел, видимо, крепко подружился с партизанами. Приказом командира бригады народных мстителей «Пламя» он дважды награждался именным оружием (после войны, к сожалению, и браунинг, и смит-вессон пришлось сдать). Единственное, что Григорий Алексеевич сохранил до конца жизни – самодельный портсигар погибшего друга с надписью «ВКПБ Бонченко Э. 1936», но что их связывало, неизвестно.
Гребенюк закончил войну в Берлине. Вместе с другими лётчиками своей эскадрильи расписался на рейхстаге и Бранденбургских воротах и в соответствии с приказом вернулся в гражданскую авиацию. Сначала служил в Симферополе, потом, с 1951 года, в Ярославле, где стал командиром объединённого авиационного отряда, территория деятельности которого охватывала ещё Кострому, Иваново и Владимир. Отряд обслуживал сельскохозяйственные работы, имел в своём составе санавиацию. И, конечно, осуществлял грузовые и пассажирские перевозки: в некоторые пункты Пошехонья, в Брейтово иначе, как самолётом, добраться ведь было нельзя.
Нашлась работа и супруге, Татьяне Ильиничне. После переезда в Ярославль она, отлетав тринадцать лет, наконец приняла решение за штурвал больше не садиться. Стала диспетчером в том же авиаотряде. Лётчики называли её «мама Таня». Считалось, что если «мама Таня» за пультом, она самолёт посадит в любую погоду, при любых метеоусловиях. Никого не оставит в беде, дождётся последнего, и всё будет в порядке.
Впрочем, размеренная жизнь у них никак не получалась. В 1954 году Григория Алексеевича направили на повышение квалификации в академию в Ленинград, а оттуда в Тюмень, командиром авиагруппы, которая обеспечивала начавшееся освоение нефтяных месторождений Западной Сибири.
– Когда я училась в восьмом классе, мы вместе с мамой и братом прилетели туда к отцу, – вспоминает Ирина Григорьевна. – В Тюмени тогда была единственная улица, она связывала железнодорожный и аэровокзал. А вокруг сплошные болота. Я сейчас читаю письма отца маме, она их все сохранила, в одном из них он пишет: «Улетаю на Север, пробуду неделю, кругом одна вода, буду садиться на поплавках».
Мы перелистываем альбом с фотографиями, останавливаемся на одной, другой, а потом Ирина Григорьевна продолжает:
– В 1956 году отец вернулся в Ярославль на прежнюю должность – командиром объединённого авиаотряда. Мама работала старшим диспетчером. Пять мужиков и она старшая – тяжело, конечно. Мы её практически не видели, она приходила домой очень поздно. Мне было её так жалко, я всегда старалась к её приходу что-то приготовить, что-то сделать. «Ах ты моя Золушка!» – хвалила она.
С годами, видимо, отец тоже почувствовал, что пора спускаться с неба на землю, и перешёл на должность начальника автостанции междугородных перевозок. Но никогда не порывал связи с Ярославским авиаотрядом, с лётчиками. Семья у нас была гостеприимная, дружная, весёлая. Папа обожал маму. Только и слышалось в доме: «Танюшка да Танюшка». А она его называла Бабай, уважаемый человек, словечко, наверное, из Сталинабада.
Ирина Григорьевна вспоминает родителей с восхищением и любовью. Их открытый дом – в прямом и переносном смысле не знающий замков, всегда полный друзей. Их ненавязчивые методы воспитания. Да какие там методы! Они просто жили, оптимистично и дружно, и Ирине с братом Борисом было с ними хорошо.
Пришло время, Борис окончил лётное училище в Рязанской области, потом высшие лётные курсы. Летал на Илах и Ту по всему миру. Ирина – инженер, после окончания Рязанского радиотехнического института работала в ярославском НПО «Электронприбор», но и у неё есть лётный «стаж».
– Мама была мной беременна, но всё равно летала, – признаётся она.












Комментарии: