Главное:
Безнаказанность порождает произвол

Безнаказанность порождает произвол

Особенно полно тема сохранения нашего исторического наследия. была отражена в статье Ларисы Фабричниковой «Какофония в зоне ЮНЕСКО» («Северный край» за 26 августа 2011 года). Много писала об этом Татьяна Егорова. Эти публикации дают пищу для размышлений, прежде всего о том, почему такое происходит.

О скольких серьёзных нарушениях при проведении работ на памятниках архитектуры нам поведала газета! Здесь и надстройка этажей и мансард, и уничтожение отдельных элементов строений, и снос исторических зданий. В этом ряду и незаконное строительство в парках и зелёных зонах, и точечная застройка дворов в центральной части, разрушающая сложившуюся городскую среду. При этом зачастую нарушались как местные законы и постановления, так и законы государ­ства. Казалось, виновники должны были понести серьёзное наказание, вплоть до уголовного. Однако ничего подобного не произошло. На виновников в лучшем случае налагают символические штрафы, либо они уходят от наказания вообще... Если вы, например, нарушили правила дорожного движения и это зафиксировано, то вас ждёт неотвратимое наказание. А тут – увы, никакого серьёзного наказания!

Безнаказанность – это одна из причин произвола соб­ственников при незаконной реконструкции памятников. Неизвестно ни одного случая, чтобы что-то вновь построенное или пристроенное к памятнику архитектуры было демонтировано. Уйти от ответственности владельцам памятников удаётся, согласовывая правдами и неправдами, часто задним числом, проект содеянной перестройки.

Меня сильно удивляет, что некоторые известные в городе архитекторы-реставраторы сами создают проекты, уродующие памятники. Они лучше всех знают, что рекон­струировать памятники запрещено, но всё равно делают это. Возможно, такие архитекторы не соответствуют званию «реставратор». Очень интересно, каким образом им удаётся проталкивать свои проекты?

Сохранение памятников, нашего исторического наследства, будь это даже простой старинный дом, очень важно для большин­ства из нас. Многие люди очень остро воспринимают происходящее. Как говорил ныне покойный известный в городе архитектор-реставратор Семён Евгеньевич Новиков, когда он бывал в безликих районах, лишённых следов прошлого, то там ему «только удавиться хотелось». А ведь есть удивительный пример самоотверженной борьбы за сохранение исторического наследия. Я имею в виду спасение архитектурной жемчужины – церкви Ильи Пророка. Когда в 30-х годах прошлого века намеревались с часу на час взорвать церковь на Советской площади, то двое простых людей, фамилия одного из них, как мне помнится, была Тарабин, забравшись в купол церкви и поставив на кон свои жизни, предотвратили снос памятника. Кто сегодня из чиновников рискнёт даже не здоровьем, а своим положением, чтобы встать на пути незаконного строительства? Такие случаи неизвестны.

Из статей явно видно, что городские чиновники единодушны в оценке происходящего. С их точки зрения, всё у нас хорошо. В ответах этих людей не присутствует и намёка на личное мнение по острым вопросам. У них коллективное, солидарное мнение, как у единого организма.

Нас пытаются убедить, что снос некоторой части Бутусовского парка возможен, так как она не входит в запретную зону, уверяют, что точечная застройка двора не противоречит неким нормам. То же самое утверждают о строительстве на Стрелке, Первомайском переулке и в других местах. Мол, это строительство здесь возможно и законно... Но у людей возникает вопросы: а нужно ли это делать, кому от этого будет лучше? Людям ясно, что этого делать нельзя, исходя из здравых человеческих понятий. Нельзя втискивать новый дом в сложившуюся структуру квартала, нельзя уничтожать парки, нельзя сносить корпуса ансамбля Большой мануфактуры.

Вжизни есть очень много вещей, которые по закону вроде бы и можно делать, но в то же время с позиций здравого смысла их делать не следует. Этот запрет лежит не в области права, а в области человеческой культуры, морали, эстетики, любви к своему прошлому, к своему городу. Есть вещи, которые ни при каких обстоятельствах делать не следует!

Однако находятся люди, которые принимают подобные решения. Хочется, чтобы такой человек предстал перед нами и сказал: «Я принял это решение». И пусть ответит, что же им двигало. Всегда неспокойно на душе, когда знаешь, что среди людей, принимающих важные решения, находятся не коренные ярославцы, не выросшие на этих улицах и в наших дворах. К сожалению, такие люди были во все времена и не самым лучшим образом влияли на сохранение старого Ярославля.

Иллюстрацией сказанного может быть информация из статьи Татьяны Егоровой «По старым стенам – новым ковшом» (Северный край» за 8 ноября 2011 года). Безжалостно сносятся знаменитые старинные корпуса, построенные для рабочих Ярославской Большой мануфактуры, входящие в исторический комплекс теперешней фабрики «Красный Перекоп». Спрашивается, зачем сносить эти корпуса? Доводы директора департамента строительства Феликса Ходановича просто потрясают. Он опровергает мнение, что эти здания крепкие, ссылаясь на то, что в них было аварийное жильё.

Но мы знаем, что аварийным жильё может признаваться не только исходя из состояния стен, но также из-за изношенных перекрытий и кровли и всех деревянных конструкций. Не требуется глубокого исследования, чтобы понять: стены здания находятся в прекрасном состоянии! На фасадах вы не обнаружите ни одной трещины, что говорит о надёжном фундаменте. Кирпичная кладка фасадов на удивление очень хорошо сохранилась. Почти что метровой толщины стены напоминают цитадель, подобную Брестской крепости. Не укладывается в голове: почему такое нужно сносить? Почему итогом расселения аварийного дома должен стать его снос? Это абсурд какой-то!

И ещё один приводится довод, будто реконструкция зданий обошлась бы дороже, чем снос и новое строительство, а потому их сохранение экономически нецелесообразно. Но разве здесь уместно говорить о какой-то экономической целесообразности? Кроме этого пугающе было сказано о налогоплательщиках, которые якобы не позволят отдать свои деньги на реконструкцию зданий. Откуда это известно? Как же так, оказывается, сносят корпуса на наши деньги, а мы не имеем возможности повлиять на это! Досадно, когда строитель ратует за снос уникальных старинных зданий, построенных руками ярославских строителей прошлого. Это же варварство какое-то!

Уже снесён один корпус, но ещё не поздно приостановить снос остальных зданий. Должен же, наконец, быть услышан протест общественности, простых жителей Красного Перекопа, чтобы всё-таки восторжествовал здравый смысл. На мой взгляд, нужно немедленно прекратить снос корпусов, расторгнуть контракт с подрядчиком и решить, как использовать эти здания в дальнейшем. (О придании статуса достопримечательного места комплексу Ярославской Большой мануфактуры и прилегающих территорий говорил архитектор-реставратор Вячеслав Сафронов на правительственном часе в облдуме. См. материал «Вроде всё правильно говорите, а Ярославль жаль», в номере «Северного края» за 9 ноября. – Ред.)

Далеко не все факты нарушений в строительстве, на которые обращает внимание газета, устраняются. Напротив, такие нарушения множатся, проявляясь то там, то тут.

Но хочется надеяться, что журналисты, которые столько лет бьются и борются за сохранение исторического облика города, не опустят рук от бессилия позитивно влиять на процессы, происходящие на его улицах, во дворах и скверах.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n366r/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость