«Хроники вандализма»: усадьба Урусовых

Ярославская область, как и Россия в целом, продолжает терять памятники истории и культуры На заседании общества изучения русской усадьбы в Москве был представлен фотоотчёт об экспедиционной поездке по Ярославской области, он назывался «Хроники вандализма». Целью поездки было посещение усадьбы князей Урусовых в селе Спасском Ярославского района (в 18 км от Ярославля по Угличскому шоссе). Историков интересовало, в каком состоянии находится главный дом усадьбы – объект культурного наследия. Это был один из последних деревянных домов в стиле классицизма. Экспедиция опоздала: вместо памятника культурного наследия был обнаружен лишь битый кирпич – остатки фундамента. Сам дом превратился в две горы брёвен и досок.

По просьбе Ярославского отделения

ВООПИиК областной департамент культуры сейчас выясняет обстоятель­ства произошедшего. О его результатах говорить ещё рано, но ясно одно – дом уже не восстановить. Однако этот печальный факт даёт повод поговорить об объекте культурного наследия не только как о памятнике архитектуры, но и об утрате частицы нашей духовности. Стёрт с лица земли дом, стены которого помнили не одно поколение его обитателей, которые могли бы послужить нам примером истинной любви к Отечеству.

Так кто же они, князья Урусовы?

Истоки этого знатного рода уходят в глубину веков. Во времена Ивана Грозного один из татарских вождей Касим-Мурза перешёл «на сторону русского царя, присягу учинил, принял крещение, получив имя Андрей Сатыевич и титул князя», как сказано в документах того времени. В 1627 году его внук был записан в дворяне московские и считается родоначальником дворянского рода Урусовых. «Урус» – значит русский, однако о происхождении своём князья не забывали, и в их гербе мы видим «мужа в татарском одеянии», лук и стрелы, всадника, а в центре – щиток с изображением полумесяца и четырёх шестиугольных звёзд.

Урусовы во все времена российской истории честно и преданно служили царю и Отечеству. В книге «Дворянские роды Российской империи» есть сведения о наиболее известных представителях рода Урусовых. Их около восьмидесяти.

Были среди княжеского рода отважные воины. Внук Касим-Мурзы во времена Смуты сыграл не последнюю роль в изгнании поляков и даже, по легенде, лично убил Лжедмитрия II. Золотыми шпагами с бриллиантами «За храбрость» были награждены два воина-князя в Отечественную войну 1812 года и в Крымскую войну. В Севастопольском музее была картина (а, может быть, есть и поныне) «Храбрый полковник князь Урусов приводит к присяге греческих добровольцев».

В разные исторические эпохи, а особенно часто – во времена преобразований, звучала фамилия Урусовых: общественные и политические деятели, чиновники разных рангов. И на поприще гражданской службы они проявили себя как верные и достойные слуги Отечества. Вот официальная характеристика Сергея Николаевича Урусова (1816 – 1883), сенатора, руководившего изданием Свода Законов: «Человек прямой, честнейший и благороднейший... представлял счастливое редкое и замечательное исключение судьи в самом благородном и возвышенном смысле слова».

Были среди Урусовых учёные и артисты, мореплаватели и дипломаты, а Дмитрий Семёнович (родился в Спасском в 1830 г.) был одним из сильнейших шахматистов своего времени и организатором общества любителей шахматной игры в России. Это его именем названо редкое по красоте шахматное начало – гамбит Урусова.

По разным городам и весям разбросала судьба Урусовых: Калуга, Тверь, Тула, Кишинёв, Симбирск... Служили они губернаторами, были депутатами государственных дум

(I и IV), участвовали в работе местных органов самоуправления. Четыре поколения Урусовых жили и служили в Ярославской губернии. Спасское – родовое поместье одной из ветвей княжеского рода.

Князь Никита Сергеевич Урусов с 1786 года был ярославским вице-губернатором. Ведая финансами губернии, проявил исключительную честность, порядочность и компетентность, за что и был в 1793 году назначен на должность ярославского губернатора, в которой пребывал до 1797 года.

Сын его, Семён Никитович, сенатор, предводитель ярославского дворянства, прочно обосновался в Ярыжницах Ярославского уезда. В 1833 году построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного, и к преж­нему названию усадьбы присоединилось ещё одно – Спасское. В это же время он начал строить и главный дом своей усадьбы. Впоследствии внук его Сергей вспоминал: «Я застал то время, когда стены двух главных комнат, залы и гостиной, ещё не были оклеены обоями и ровные, толстые сосновые брёвна натурального светло-коричневого цвета красиво выделялись, создавая впечатление простоты и вместе с тем известного рода роскоши, заключающейся в высоком качестве отборного лесного материала».

Семён Никитович поставил на ноги 14 детей, хотя и не был богат. 400 десятин земли кормили большое семейство. Глава семьи организовал образцовое хозяйство: разводил крупный и мелкий рогатый скот, выращивал хлеб и овощи, занимался коневодством. Даже валенки были собственного производства. Способы ведения хозяйства были прогрессивными, например, применялась девятипольная система.

Старший сын Семёна Никитовича, Дмитрий, всю свою гражданскую службу отбыл в Ярославле, а жил в Спасском, получив его в наследство от отца. Занимался хозяйством, был мировым посредником первого созыва в Ярославском уезде.

Сын Дмитрия Семёновича, Сергей, написал книгу «Воспоминания». Это яркое интересное повествование о судьбе российского дворянина-интеллигента в переломную эпоху.

Главы из первой части «Воспоминаний», где подробно рассказывается о детстве автора, проведённом в Спасском, о годах учёбы в Ярославской гимназии, были опубликованы под названием «И вот вдали показался красавец Ярославль». Несмотря на то, что жить и служить Сергею Дмитриевичу пришлось не на Ярославской земле (Москва, Калуга, Бессарабия, Тверь), малую родину он очень любил. Вот одно из свидетельств этого: «Всех граждан нашей страны я делю на две части: на ярославцев и прочих, и к первым чувствую особое влечение».

Авот что писала из Москвы жена Сергея Дмитриевича дочери в 1918 г.: «Ярославль весь в огне... а ты знаешь, как он любит Ярославль».

Будучи известным политическим и общественным деятелем, С. Д. Урусов был избран депутатом I Государственной Думы (1906 г.). Читаю его речь на одном из заседаний Думы и невольно перекидываю мостик в сегодняшний день. «Господа народные представители! Мы принесли сюда со всех концов России не только жалобы, негодование, но и горячую жажду деятельности, самоотвержения, истинный, чистый патриотизм». Так понимал свой долг перед Россией князь Сергей Дмитриевич Урусов.

По-разному сложилась судьба представителей рода князей Урусовых после 1917 года. Кто-то эмигрировал в Европу и Америку, многие были репрессированы, целые ветви родословного древа Урусовых погибли (были уничтожены), ну а те, кому выпало жить в новой России, не изменили благородным традициям своих предков. Внучка князя Сергея Дмитриевича Урусова, детство которого прошло в Спасском, вспоминала: «Дедушка говорил, что в стране будут меняться правители... Ко мне это не должно относиться. Есть Отечество – и своим посильным трудом я должна ему помогать».

И сегодня, когда раздаются споры о том, для кого Россия, хочется думать, что Россия – для тех, кто истинно любит свою Родину и верой и правдой служит ей. Такими были князья Урусовы.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34ee/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость