Главное:

Полицейский вестник: Чтобы город жил обычной жизнью

Десять функций

Дежурная часть УМВД России по городу Ярославлю с системой управления нарядами имеет десять основных обязанностей. Это приём, обработка и анализ всей оперативной информации, касающейся обстановки на обслуживаемой территории. Непрерывное управление всеми силами и сред­ствами – нарядами ППС, ДПС, вневедомственной охраны. Если проходят какие-либо массовые мероприятия – от Дня города до митингов, то в дежурную часть стекается информация о работе и ОМОНа, и оперативных подразделений. Это необходимо для того, чтобы отследить общую картину происходящего, даже если в этот момент на улицах находятся тысячи людей. В обязанности суточного наряда входит организация деятельности подразделений органов внутренних дел в случае чрезвычайных ситуаций техногенного, криминогенного и природного свойства: аварий и катастроф, терактов, наводнений или ураганов.

Сегодня дежурная часть оснащена современной сложной техникой – 4 видеосервера для обработки и хранения поступающих видеосигналов, смонтирована видеостена, на которую выведены видеосигналы с видеокамер, оборудован зал оперативного управления, установлена система позиционирования GPRS/ГЛОНАСС.

В настоящее время системами позиционирования в городе оборудованы более 250 автомашин УГИБДД, вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы. В город­скую дежурную часть выведены 29 видеокамер, позволяющих осуществлять видеоконтроль за работой нарядов дежурных частей городских и районных отделов полиции.

Одной из основных обязанностей городской «дежурки» является как раз оперативное управление всеми силами полиции во время общегородских мероприятий. По словам сотрудников этого подразделения, они обязаны с помощью видеокамер отслеживать уровень безопасности и вовремя принимать необходимые меры. Стоит опоздать на десяток минут, и толпа может стать неуправляемой со всеми вытекающими последствиями: перевёрнутыми автомобилями, разбитыми витринами и раздавленными людьми. Грамотность действий дежурная часть успела продемонстрировать во время шествий после ужасной трагедии – гибели хоккейного клуба «Локомотив». По словам полицейских, среди искренне скорбящих болельщиков и просто ярославцев нашлись и такие, кто желал, воспользовавшись случаем, похулиганить и подебоширить. Однако постоянный мониторинг оперативной обстановки не позволил событиям пойти по этому сценарию...

Впрочем, дни города, митинги, наводнения случаются далеко не каждый день. В то же время у дежурной части полиции есть несколько обязанностей, которые суточный наряд выполняет постоянно.

Во-первых, это раскрытие преступлений по «горячим следам». Не является большим секретом, что чем меньше времени прошло с момента совершения преступления, тем больше шансов его раскрыть. В каждой территориальной дежурной части находится след­ственно-оперативная группа в составе дежурных следователя, оперативника, участкового, эксперта-криминалиста. В зависимости от особенности совершённого преступления в неё по решению оперативного дежурного могут быть включены судмедэксперт и кинолог со служебно-розыскной собакой, привлечены другие узкие специалисты из экспертно-криминалистического центра. От того, насколько быстро и правильно примет решение дежурный по тому или иному сообщению, зависит, будет раскрыто преступление по «горячим следам» или нет.

Во-вторых, сейчас наибольшее внимание в работе дежурной части уделяется приёму, рассмотрению и реагированию на сообщения о преступлениях и правонарушениях, поступающие от граждан.

Мозговой центр

Дежурная часть УМВД России по городу Ярославлю была создана одновременно с самим городским управлением – с начала августа 2009 года. Сейчас она находится в здании на улице Труфанова.

Сотрудники дежурной части отслеживают оперативную обстановку по всему городу и осуществляют общее руководство нарядами. Именно здесь получают видеосигнал со всех камер наружного наблюдения (их около двухсот пятидесяти). Видеонаблюдением охвачены 7 основных площадей, 135 улиц, стадион «Шинник», 7 основных торговых центров, кроме того, работают 47 видеокамер, обеспечивающих мониторинг дорожной ситуации на основных магистралях города. В 2011 году по информации, полученной от использования систем видеонаблюдения, было раскрыто 192 преступления.

Круглосуточно дежурной частью УМВД России по

г. Ярославлю осуществляется приём сообщений по всей области от населения по телефону «02».

– Для чего это сделано? – рассказывает заместитель начальника полиции УМВД России по городу Ярославлю, курирующий работу всех дежурных частей губернского центра, подполковник полиции Игорь Забелин. – Конечно, во всех территориальных дежурных частях есть свои телефоны, по которым граждане могут позвонить и сообщить ту или иную информацию. Однако мы рекомендуем гражданам обращаться по телефону «02», для эффективной и быстрой организации реагирования на все сообщения.

Телефон «02» многоканальный, и когда на линии находятся несколько человек одновременно, то вновь позвонивший слышит длинные гудки и предполагает, что в дежурной части просто не берут трубку.

– Это не так, – поясняет Игорь Валерьевич. – Когда вы слышите длинные гудки, это значит, что телефон занят и в это время принимают звонок от другого человека. Нужно просто подождать или перезвонить.

Сотрудники городской дежурной части, приняв звонок от человека, первым делом выясняют, где и что именно произошло. На этом этапе нужно выяснить, имеет ли отношение сообщение к деятельности полиции или нет.

Как показывает практика, за сутки дежурная часть УМВД России по городу Ярославлю принимает около тысячи звонков. Из них только треть, около трёхсот, содержат реальную информацию о преступлениях или правонарушениях. Остальные могут содержать самые разные вопросы вплоть до таких: «Где находится ближайшая парикмахерская?» или «На каком номере маршрутки из Брагина лучше всего до­ехать до Ярославля-Главного?» По словам подполковника полиции Забелина, от цифры 300 только десять процентов представляют собой сообщения о серьёзных преступлениях, имеющих дальнейшую перспективу уголовного и судебного преследования.

...Следующий этап общения оператора городской дежурной части с позвонившим человеком заключается в выяснении места происшествия и обстоятельств дела. Помощник дежурного, получая первоначальную информацию, в случае серьёзного происшествия соединяет с дежурным УМВД России по г. Ярославлю. Во всех остальных случаях переключает позвонившего на телефон территориального отдела внутренних дел для организации более быстрого реагирования на это сообщение. То есть если звонок поступил, к примеру, из Некоуза, то помощник дежурного, выяснив, где это произошло, незамедлительно соединяет с Некоуз­ским МО МВД России. Дежурный территориального отдела выясняет у позвонившего всю информацию и направляет необходимые силы на место происшествия.

Все звонки, поступившие в дежурную часть УМВД по Ярославлю по телефону «02», автоматически записываются речевым регистратором.

– Это средство жёсткого контроля, – пояснил Забелин, – мы всегда можем проверить, поступало ли то или иное сообщение, сколько времени прошло с момента сообщения до принятия мер реагирования, какие меры были приняты.

В конце суточного дежур­ства составляется оперативная сводка по происшествиям в городе, в которой указывается не только, что случилось, но и какие меры были приняты. Утром она ложится на стол начальнику УМВД по Ярославлю. И следует «разбор полётов».

Когда мы только подключили всё оборудование, были даже нестыковки в виде звонков из соседних областей, – с улыбкой вспоминает Забелин. – Звонили, например, из населённых пунктов, находящихся в Тверской губернии на границе с нашим регионом. Аппаратура автоматически переключала на ближайшее «02». К сожалению, некоторые граждане, обратившиеся из районов области, например из Гаврилов-Яма, не всегда могут понять, для чего помощник дежурного задаёт те или иные вопросы. К примеру, просьба пояснить, где находится ваша Совет­ская улица, вызывает недоумение. Позвонивший отвечает: «Вы что, наш город не знаете?» Хочу пояснить для читателей: мы получаем звонки со всей области, поэтому нужно назвать свой населённый пункт...

Фантазия не приветствуется

Традиционно, ещё с советских времён, начальниками дежурных частей милиции становились сотрудники, имеющие опыт работы «на земле»: участковые, старшие оперуполномоченные по особо важным делам. Человек, имея «на вооружении» всего лишь письменный стол, книгу учёта сообщений и преступлений (КУСП) и телефон, только по информации сотрудников должен представлять, что происходит на месте в реальности и какие нужно принимать меры. За сутки оперативный дежурный и его помощники обязаны сделать очень многое. От того, примут ли они все надлежащие первоначальные меры по раскрытию преступления, зависит дальнейшая работа сотрудников полиции. Оперативный дежурный не имеет права заявить по телефону: «Подождите, у меня смена заканчивается. Через час придёт другой наряд – он и займётся вашей проблемой!»

– Сейчас мы имеем возможность подбирать людей по их деловым качествам, – говорит Игорь Валерьевич. – Принцип набора сотрудников, имеющих опыт работы, тоже сохранён. В дежурную часть принимаются только те, кто отработал в строевых подразделениях органов внутренних дел не менее трёх лет.

– А какие деловые качества нужны для такой работы? – спросил я его.

– Ответственность и пунктуальность, – ответил подполковник полиции. – На все случаи в дежурной части преду­смотрены инструкции. И сотрудник должен чётко и последовательно действовать по ним. Он обязан быть педантом. Это операм для их разработок необходимы творческий полёт мысли, фантазия. У нас фантазия запрещена. Нужно поступать так, как предписано, ни шага в сторону!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n347x/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость