О чём шумите вы, народные витии?
Вы за или против? И будут считать, каких наберётся больше? А потом на основании этого принимать решение строить или не строить? Никогда бы не поверила, но на днях заместитель мэра Олег Виноградов подтвердил: да, именно так.
– Глас народа – глас Божий. Пока решения о строительстве нет. Как народ скажет, так и будет.
Дело происходило на заседании «круглого стола», организованного в рамках просветительской части фестиваля «Архитектура движения». О колокольне (звоннице) не было сказано ни слова, говорили исключительно о гостинице.
Услышав, что г-н Виноградов высказывает не только собственное мнение, но и мнение мэра Ярославля, представитель инвестора, корпорации «Золотое кольцо» Игорь Нурмухамедов парировал жёстко.
– Что значит, строить или не строить? Мы начали заниматься проектом гостиницы в 2009 году. Всё принято, оформлено документально, получены все согласования. Осталось шагнуть вперёд и начать строить. И вдруг – опрос. А если результат окажется отрицательным? Вы осознаёте, что цена такого результата – 120 млн. рублей? Инвестор ведь «пахал» всё это время.
Впрочем, как проголосует народ, ещё неизвестно. Возможно, инвесторы тревожатся зря. Много ли людей в 600-тысячном нашем Ярославле осведомлены о предполагаемом строительстве настолько, чтобы составить о нём определённое мнение? И вообще, как определяется такое мнение? Уместна ли в данном случае такая форма, как опрос?
Если бы на самом деле хотели и инвесторов не потерять, и заповедную территорию не нарушить, есть другие, более цивилизованные способы. Используя соответствующие методики, команда профессионалов могла бы определить мнение жителей так, как это делается в Европе, и, опираясь опять же на европейский опыт, реализовать полученный результат вместе с инвестором в конкретном проекте. Несколько лет назад мэрия Ярославля изучала подобный опыт в германском Касселе и при посредничестве немцев – в Голландии. Элементы полученных знаний были потом внедрены в практику общения чиновников с народом, но в полном объёме всё так и осталось лежать под спудом, как это у нас нередко бывает.
Потом в мэрию пришли другие люди, и всё началось с чистого листа. Как будто до того ничего дельного наработано не было.
Непонятного ещё много. Почему, например, проекты гостиницы и колокольни или звонницы, с самого начала вызвавшие отчаянные споры, не были презентованы ни прежней, ни новой мэрией по всем правилам так, как это было сделано в своё время с проектом Петропавловского парка? Да, реализация Петропавловского затянулась, но ярославцы получили полное представление о том проекте из первых рук. В присутствии всего руководства города, специально приглашённых, авторитетнейших в России экспертов из Петербурга и Москвы, представителей ярославского научного и художественного сообществ, представителей бизнеса, СМИ и всех, вместившихся в тот день в большой зал мэрии, городу была представлена исчерпывающая информация о том, какой жемчужиной Ярославль располагает и как стоит ею распорядиться.
Проект строительства гостиницы на Волжской набережной, по существу на Стрелке, и колокольни или звонницы Успенского собора с градостроительной точки зрения такие же принципиально важные, но всё, что в связи с ними происходило, добывали разве что самые любопытные СМИ, по своей инициативе. Неудивительно, что такая информация не всегда оказывалась безупречной.
А по-настоящему широкого и глубокого обсуждения идеи строительства не было. Как и презентации хотя бы предварительных вариантов проекта.
Хотя жизнь такой информации требовала. Но и после объявления о предстоящем опросе власти не спешили устроить хоть какое-нибудь собрание, где жители услышали и увидели бы авторов проектов, увидели бы сами проекты, познакомились бы со всеми «за» и «против».
Можно упрекнуть в этом профессиональные сообщества, наших депутатов – для чего в конце концов мы их избирали! Но факт остаётся фактом.
Когда стало окончательно ясно, что никому из общегородских структур ничего такого не нужно, на горизонте возникла творческая молодёжь, участники фестиваля «Архитектура движения». При содействии благотворительного фонда «Медиалог» они организовали «круглый стол» на тему «Как жить и строить в городе-памятнике?» Говорили о многом наболевшем. Никто из первых лиц не присутствовал, даже заявленные в программе ключевые эксперты по разным причинам не пришли.
Самым примечательным показалось выступление архитектора Аркадия Бобовича. Он обратил внимание на два главных документа, регулирующих всю градостроительную деятельность в Российской Федерации, что для многих стало настоящим открытием. В «Правилах землепользования и застройки», разработанных и действующих в Ярославле, в числе прочих обозначено и то место на Волжской набережной, о котором речь. Перечислены возможные виды его использования, при этом в качестве основных видов названы... гостиница или гостиничный комплекс.
– А в Градостроительном кодексе, – напомнил Аркадий Романович, – записано, что застройщик вправе самостоятельно выбирать вид использования из числа предусмотренных в «Правилах». Без дополнительных разрешений и согласований.
Так и написано! Бобович процитировал документы буквально. О чём же тогда шумят народные витии? В «Правилах землепользования и застройки», оказывается, давно решено, что гостинице тут быть! Зачем тогда опрос?
Бобович – один из тех, кто резко критиковал эти «Правила», когда они только обсуждались. Его не послушали. Теперь, когда они приняты, нравятся они или нет, но нужно им следовать. Мы ведь не рассуждаем, нравятся нам или нет Правила дорожного движения. Иначе что будет? Хаос.
Так и в застройке города. Какие «Правила», такова и застройка. Если у нового руководства другое мнение, можно поменять «Правила», законом это допускается. Но о таком что-то не слышно.
Всё это – к «вопросу об опросе». Хорошо хоть не референдуме, как предполагалось вначале.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2yss/
Комментарии: