Анастасия Светлова: «Очень не люблю кастингов. Это точно тебя покупают, как лошадь на ярмарке»
Актриса академического театра драмы имени Волкова Анастасия Светлова настолько хороша собой, что, обращаясь к ней, невольно прикусываешь язык, чтобы не произнести с придыханием героя Боярского Де Брильи его знаменитую реплику из фильма: «Гардемарины, вперёд!» – «Анастасия! Звезда моя!» Точно в противовес ожидаемой реакции восхищения, которую оказывает на всех (неважно – мужчина ли перед ней или женщина) её внешность, сама актриса худшим комплиментом считает именно такой, прямолинейный: «Настя, какая же ты красивая!»
– Да потому что не в этом дело, – горячится
– Ваше появление в Ярославле два года назад было поистине сногсшибательным. Спектакль «Екатерина Ивановна», в котором вы сыграли главную роль, буквально взорвал культурное пространство города, сломал все театральные устои, сокрушил представления большинства завсегдатаев премьер о том, каким может быть современный театр. Не ошибусь, если предположу, что для вас роль Екатерины Ивановны тоже не стала проходной – ведь именно за неё вы были удостоены Национальной театральной премии «Золотая Маска».
– Я думаю, что всё вышесказанное – про слом традиций и так далее, следует переадресовать режиссёру спектакля «Екатерина Ивановна»
– Не могу…
– И напрасно! Вот недавно вышла премьера на малой сцене «Двое бедных румын, говорящих по-польски», спектакль по современной польской драматургии, с ненормативной лексикой. Это экспериментальный проект нашего театра, мы начинаем играть в 21.30, после основного вечернего спектакля. И могу сказать, что для меня это отличная возможность показаться в совершенно ином качестве, что мне очень нравится. Особенно в сочетании со спектаклем, который я играю «до», например «Тартюф».
– Отношение к спектаклю «Екатерина Ивановна» очень разное. Признаюсь, я не являюсь его поклонником. Отдавая дань признания вашему актёрскому мастерству и режиссёрскому – Евгения Марчелли, тем не менее не могу отделаться от ощущения, что меня, зрителя, на этом спектакле погрузили в отвратительную грязь по самую макушку. За что? – в данном случае риторический вопрос. В «Румынах…» (я просто опасаюсь смотреть этот спектакль) актёры матерятся. В связи с этим – вопрос: все ли средства для вас в театре хороши, все ли приемлемы?
– До встречи с режиссёром Марчелли я работала в разных театрах, с разными режиссёрами, и большинство из них были очень мягкими, деликатными, аккуратными, корректными, никогда не переходящими грань… Я сама – человек провокационный, эмоциональный. Люблю острую шутку, могу крепко ругнуться. Я этим не кичусь, говорю как есть. Что же касается допустимости средств на сцене… Вот в «Екатерине Ивановне» некоторые сцены я играю обнажённой. Поверьте, для меня это непросто, и режиссёр это сделал вовсе не с целью эпатажа. Это – некий вызов, протест женщины, акт, если хотите, саморазрушения, и каждая сцена в спектакле, какой бы крамольной она вам не показалась, имеет глубокий смысл. Ведь герой спектакля Коромыслов так грязно поступает именно с той, которую он безумно любит. Любит так, что готов растерзать, убить, уничтожить, и сам ужасно мучается этой любовью. А разве в жизни не так? Разве мы, любя, не причиняем боль самым близким, любимым людям? Я – за театр, который потрясает, обжигает, ранит, не оставляет равнодушным.
– Но неужели в таком театре нельзя обойтись без ненормативной лексики?
– Вопрос в том, ради чего человек идёт в театр? Если, польстившись на скандальные слухи, он идёт, чтобы увидеть актрису без трусов или услышать, как на сцене матерятся, он только это увидит и услышит. Вы спрашиваете, можно ли обойтись без мата… Можно, но это будет уже другая история – ненастоящая... Мы живём в жёсткое, резкое, категоричное время, так почему же в театре всё должно быть чистенько и красивенько, причёсано, и актёры должны играть любовь, нарядившись в рюши и жабо?
– Недавно режиссёр Кирилл Серебренников, беседуя со студентами ярославской «театралки» о своём понимании современного театра, говорил как раз об этом – этот спектакль «про меня», а этот – «не про меня».
– Верно! Я хочу приходить в театр и смотреть про сегодняшнюю меня: про мою боль и мои переживания.
– Те спектакли, в которых вы на сегодняшний день заняты в театре – «Зойкина квартира», «Без названия», «Екатерина Ивановна», «Тартюф», другие – они вписываются в эту концепцию – «про меня»?
– Конечно, но может быть только в разной степени.
– Творческие коллективы, как правило, очень непростые сообщества. Здесь каждый претендуют на роль «примы». Вы не только красивы, но и талантливы, то есть обладаете всеми возможными раздражающими факторами. Как вас встретили, как приняли?
– Мне довелось служить в разных театрах, и Волковский театр – первый в моей жизни, где меня действительно приняли очень тепло. Сначала! Но с каждой сыгранной ролью… отношение становится ещё теплее.
– Однако не поверю, что у вас не было негативного опыта в этом плане. Не может быть, чтобы вы в театре никогда не сталкивались с профессиональной или женской ревностью?
– Было, однажды. В одном театре у меня в спектакле было быстрое переодевание. Когда меня переодели, я почувствовала, как в меня впиваются десятки иголочек – знаете, таких булавочек, которыми портнихи намечают место будущей строчки? Вытаскивать иголки, конечно, времени не было, отыграла спектакль в таком платье…
– Неужели на следующий день вы пришли в театр как ни в чём не бывало?
– А как иначе? Вот чего я никогда не делаю, так это ни с кем не выясняю отношения. Зачем? Ведь, если вдуматься, в тех воткнутых в моё платье булавках было столько отчаяния. Что касается меня, то я в сложных ситуациях всегда стараюсь говорить правду в глаза, за что всю свою взрослую жизнь получаю «по первое число». Наверное, так нельзя, надо смягчать углы, что-то не договаривать, но я этого не умею. Единственное о чём молюсь – чтобы не обозлиться. Я стараюсь любить людей, в каждом находить что-то хорошее. Это не всегда получается, но я стараюсь.
– Изменилась ли как-то ваша жизнь, самооценка после «Золотой маски»?
– Это далеко не первая моя награда, и, к счастью, ни «Маска», ни предыдущие награды никак не повлияли на мой разум. Мне было бесконечно приятно и волнительно оказаться среди мастодонтов театра на церемонии вручения, иметь возможность обратиться к этим людям и сказать слова благодарности своей семье, своему театру, который я полюбила. Я выросла в театральной семье, актриса в пятом поколении. Вот для моих родных и близких присуждение мне «Золотой маски» было действительно невероятным счастьем. Моя бабушка, Идея Григорьевна Макаревич, получившая звание заслуженной в 27 лет и ставшая народной в 35, очень за меня переживала. Не меньшим эмоциональным потрясением для меня было, когда, вернувшись, я пришла в театр, и народная актриса Наталия Ивановна Терентьева меня встретила огромным букетом роз, сказала столько добрых слов, что я чуть не разрыдалась. Татьяна Исаева – тоже с цветами, Владимир Алексеевич Солопов очень тепло поздравил. Когда получаешь такое признание от коллег – это будет покруче любой «маски».
– В юности вы не задумывались о выборе профессии? Сразу были нацелены на актёрскую стезю?
– Как бы не так! После восьмого класса я подала документы в педагогическое училище, потому что хотела стать воспитателем детского сада. Я обожаю детей, особенно маленьких и всегда мечтала, чтобы у меня было много детей. Но когда стала взрослой, пришло и понимание того, что кроме любви это огромная ответственность, большой ежедневный труд, и при моей занятости иметь много детей было бы очень непросто. А от идеи стать воспитателем меня отговорила бабушка: она лучше меня понимала, что никакой я не педагог с моей импульсивностью, горячностью… Таким образом, я закончила школу и, сама подготовившись (причём репертуар был комедийный, ничего героического), поехала поступать в театральный институт. Я вообще очень смешлива, люблю посмеяться над собой и считаю, что в нашей профессии без чувства юмора, без самоиронии просто нельзя.
– Какова Анастасия Светлова вне сцены, дома?
– Мы влезли в огромные долги, купили новую квартиру в хорошем доме. Обожаю свой дом, всё делаю сама. Фанатично люблю чистоту, постоянно что-то тру, отмываю, раскладываю вещи по местам. Эта аккуратность у меня от мамы, она меня приучила к порядку, и я сейчас пытаюсь передать эти навыки дочери Глафире, но не всегда получается. Не скажу, что я удивительно умелая хозяйка, что коллекционирую кулинарные рецепты – нет, но стараюсь готовить просто и вкусно. Ко мне можно прийти в любое время, и в холодильнике наверняка окажутся какие-то вкусняшки. Я очень люблю покушать.
– Простите великодушно, не поверю: любители покушать выглядят иначе. Как вы поддерживаете себя в такой великолепной форме? Диета?
– Я вас умоляю – конечно, нет. Я каждый день встаю на весы, и если вижу, что поправилась, то для меня это смерти подобно. Я очень подвижный человек, всё делаю «бегом». Если готовлю, то сразу три блюда, при этом стираю и между делом мою пол. Дома есть велотренажёр, но когда удаётся, предпочитаю ходить пешком – на большие расстояния, в хорошем темпе. Ярославль очень красив, здесь есть где погулять.
– Когда мы с вами обсуждали театр, то прозвучало пусть не совсем профессиональное и ёмкое, но очень точно передающее самоощущение определение – «моё – не моё». Оно уместно и по отношению к городам, странам. Вы много ездили, вам есть с чем сравнить. В этом плане Ярославль – «ваш» город?
– Мне кажется, да. Абсолютно не мой город был Омск, Челябинск, скорее «не моя» – Самара… Вот и с Питером у меня отношения не сложились, этот город тяжело принимает чужаков. В Санкт-Петербурге я работала в очень маленьком театре, наверное, надо было показываться в другие, но я, к своему стыду, совершенно не умею и не люблю этого делать.
– Позвольте, но кастинг для актёрской профессии – это само собой разумеющееся…
– Знаю, но ничего не могу с собой поделать. Ощущение – словно находишься на приёме у врача, или точно тебя покупают, как лошадь на ярмарке. Любой показ для меня – это огромный стресс. Лучше отыграю подряд несколько спектаклей любой сложности, нежели один раз покажусь. Для себя я этот «феномен» объясняю следствием моей застенчивости. Наверное, по той же причине абсолютно не умею участвовать в капустниках – зажата, чувствую себя при этом ужасно. Я вообще сомневающийся в себе человек – до патологичности, никогда себе не нравлюсь, постоянно занимаюсь самоедством.
– Наверное, потому и ваши отношения с кино не складываются.
– У меня есть небольшой опыт съёмок, но не могу сказать, что мне это понравилось бы больше, нежели играть на сцене. Да и не приглашают меня особенно.
– Последнее как раз понятно, раз вы кастингами манкируете. И всё-таки ещё пару вопросов на внесценическую тему. Красивые женщины, как правило, большие модницы. Вы – из их числа?
– Я очень люблю покупать для кого-то, просто обожаю дарить подарки… Выбрать что-то для себя – это мука. Изведу продавца вопросом – что вы мне посоветуете? В одежде для меня главное удобство, мне важно чувствовать себя комфортно, а бренды, фирмы, имена модельеров – это не имеет никакого значения.
– Любите ли вы путешествовать?
– Не могу сказать, что я лягушка-путешественница. Но когда я работала в Омске, у нас достаточно часто были западные гастроли, побывала в Дании, Японии, Германии, Южной Америке… Если есть рай на земле, то это Коста-Рика. Там всё способствует твоей бесконечной радости – всегда тепло, солнце, фантастический аромат цветов, пряностей, каких-то неведомых фруктов. Там очень красивые женщины, необыкновенные красавцы-мужчины. Там всё такое жгучее, жаркое, яркое… – не могу даже передать. Но в любом, самом расчудесном путешествии мне важно не где, а с кем. Я совершенно не могу находиться одна, мне это очень тяжело, обязательно необходимо, чтобы рядом был родной, близкий, любимый человек.
– Любая жизнь – череда взлётов и падений. Что вам помогает подняться после падения?
– Только семья. Профессия – то, что я умею и люблю делать – она стимулирует, помогает поддерживать форму. Но главное для меня – семья. Хотя я рано уехала из дома, мы очень тесно связаны с мамой, бабушкой. Я им могу всё-всё про себя рассказать, поделиться, посоветоваться, хотя в последнее время, конечно, стараюсь оберегать от лишних переживаний.
– Если дочь Глафира надумает пойти по вашим стопам, будете помогать?
– Помогу, если почувствую, что это необходимо. Считаю, что человек должен состояться сам. Я всего добилась сама, хотя согласитесь, была возможность вернуться в город, где живут и работают родители. Но допустить, чтобы за моей спиной говорили, что она работает только потому, что у неё бабушка – народная актриса и мама с папой – заслуженные? Это невозможно. Я бесконечно благодарна поддержке, которую мне оказывают мои родные, но предпочитаю всего в жизни добиваться своим собственным трудом.
На снимках: Анастасия Светлова в спектаклях театра имени Ф.Волкова "Зойкина квартира" (фото 3-10), "Тартюф" (фото 11-12), "Без названия" (фото 13-15), "Двое бедных румын, говорящих по-польски" (фото 16-17).
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2v50/
Комментарии: