Главное:
Осторожно с брендами! Можно столкнуться с законом

Осторожно с брендами! Можно столкнуться с законом

Когда на пике зимы с нахмуренными лбами говорят о её проводах, на Святки – о широкой Масленице, о таком лёгком сдвиге по фазе как-то не хочется думать всерьёз. Но тут совсем другая история, когда никому не до шуток. Гражданский иск к Ярославской мэрии о нарушении авторских прав подал Александр Панков, руководитель некоммерческого партнёрства «Сто друзей ярославской Масленицы», инициатор и главный режиссёр одного из самых любимых праздников горожан «Ярославская Масленица – главная Масленица страны».

Появился такой праздник лет семь назад. Под косыми взглядами скептиков довольно амбициозное по замыслу новшество, однако же, люди приняли, и оно прижилось быстро. Всё так: традиция хоть и почтенная по возрасту, но не совсем ещё забытая – празднество весёлое, семейное, игровое, и где, как не в старом ярославском посаде с набережными и волжской Стрелкой, будто распахнутыми во все концы России-матушки, и собирать народ честной на главную Масленицу страны.

Попытками защитить автор­ское право на интеллектуальную собственность сейчас вряд ли кого-то удивишь (был недавно такой прецедент и в Ярославле), но Александр Панков и поддерживающий иск адвокат Валерий Шкуро рискнули начать в каком-то смысле с чистого листа. В исковом заявлении речь идёт не о самом проекте, а о бренде праздника «Ярославская Масленица – главная Масленица страны», об авторском праве истца на это наименование, по его мнению, нарушенном мэрией. После юбилея Ярославля прерванная традиция была мэрией возобновлена при спонсорской поддержке совета меценатов под тем же, к тому времени уже раскрученным брендом, но без участия инициатора проекта.

– Вода, говорят, камень точит – как раз мой случай. Это не первое в Ярославле нарушение властными структурами авторских прав. Приведу только один пример. Вот уже лет десять исполняется, печатается на дисках без разрешения автора песня Андрея Комарова о Ярославле. Хочу сказать, что по сравнению со столичными коллегами мы в этом смысле люди совершенно незащищённые. Проект «Главной Масленицы страны» дался нам потом и кровью. Начинали его небольшой группой единомышленников, многое делали на свои деньги. Мы выпустили два номера журнала «Масленица». Вслед за мэрией нас поддержали и президент российской секции карнавальных городов Европы Игорь Гаврюшкин, и Ярославская епархия, и Московский Дом кино, филармония, художественный музей, Союз архитекторов РФ. Так появилось наше некоммерческое партнёрство «Сто друзей ярославской Масленицы». Не только горожане, но и сотни гостей, приезжавших к нам на блины, считали её своим праздником. К 2008 году наш проект с его двенадцатью фестивалями стал безубыточным, по сути не требующим от мэрии бюджетных затрат. Ярославль как столицу русской Масленицы по всем каналам показало тогда Центральное телевидение, про новый бренд узнала вся страна, к чему, собственно, мы и стремились. И теперь, когда моё название используют люди, не имеющие к тому, о чём я говорю, никакого отношения, это вызывает у меня внутренний протест. Тем более, что я официально предупреждал мэрию, ещё прежнего состава, и совет меценатов: дескать, измените название или давайте заключим на предмет использования бренда лицензионный договор.

На наш попутный вопрос, есть ли у него желание продолжать начатое, Александр Панков ответил коротко:

– Некоммерческое партнёрство «Сто друзей ярославской Масленицы» готово включиться в такую работу, разумеется, после того, как наша правовая коллизия будет разрешена по закону. Новый мэр у нас юрист, и я думаю, что справедливость и здравый смысл победят.

Так возникло это неординарное судебное дело. В минувшую пятницу его рассматривал суд первой инстанции под председательством Алексея Мухина. Заслушали исковое заявление с требованием выплаты компенсации за нарушение авторского права в сумме пяти миллионов рублей, доводы юрисконсульта мэрии – стороны ответчика, исковых требований не признавшей. Не разрядил интригу и опрос приглашённых истцом свидетелей. Будучи его коллегами, они уверенно утверждали, что автором бренда только и мог быть Александр Панков с его давней и прочной репутацией человека креативного, режиссёра с неистощимой фантазией, поставщика и разработчика свежих идей, одной из которых и стали замысел и сам бренд «Главной Масленицы страны». Такая уверенность, однако, требовала документального подтверждения. Дальнейший ход заседания показал, насколько сложна задача.

Видно это хотя бы по такому фрагменту диктофонной записи процедуры опроса свидетелей.

– До того Масленица в Ярославле отмечалась локально. Но с идеей большого проекта выступил именно Александр Панков. Он и придумал сам бренд, – говорит заслуженный работник культуры РФ Александр Васильев, в течение многих лет был он бессменным директором Дворца культуры имени А. М. Добрынина.

– Кто выступил, тот и придумал – так? – попросил уточнить судья.

– Конечно, – без запинки отвечал свидетель. – Панков говорил, что предлагает для Масленицы именно такой аншлаг.

– Предлагал он свою идею?

– Свою, ваша честь.

– Почему вы так думаете?

– Да потому, что речь идёт о Панкове, а не о ком-то другом. Сколько он таких идей за всё время после перестройки предложил, и не перечесть.

– А не мог ли он взять чужую идею? – не отступался председатель судебного заседания.

– Не мог.

– Почему?

– Хотя бы потому, что он человек творческий. Взять чужое для него невозможно по моральным соображениям.

Но и такой ответ судью устроил не вполне. Концовка у диалога была вот какая:

– Так всё-таки идея возникла в его голове?

– В его голове. Когда она созрела, он её высказал. Ещё в 2004 году я слышал, как он говорил о ней: «Идея исключительно моя». Панков тогда работал у нас во Дворце культуры, мы это слышали на оперативках. Прежде чем проект был утверждён постановлением мэра, вопрос не раз обсуждался с участием его тогдашнего заместителя Людмилы Сопотовой, обсуждался в управлении культуры мэрии, когда его начальником была Валентина Зарецкая. Всё ведь можно посмотреть в старых протоколах...

Чтобы докопаться до истины, видимо, придётся такому совету последовать. Пока же нехватка свидетельских показаний и стала для суда камнем преткновения. Ход и некоторые итоги первого заседания по нашей просьбе прокомментировал адвокат Валерий Шкуро. Начал он с уточнения некоторых правовых тонкостей. Преж­ний закон об авторском праве наименование рассматривал как часть произведения искусства – в нашем случае это мог бы быть написанный Александром Панковым сценарий праздника. Сейчас авторские права регулирует четвёртая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие в декабре 2008 года. Наименование произведения искусства объектом авторского права там не названо напрямую.

– Но перечень таких объектов в Гражданском кодексе – открытый, широкий и позволяет толковать его в нашу пользу, по принципу «разрешено всё, что не запрещено законом», – даёт своё резюме адвокат. – Кроме того, мы ссылаемся на постановление одного из последних пленумов Верховного суда Российской Федерации, где как раз говорилось о том, что наименование произведения искусства, да – является объектом автор­ского права. По ходу первого заседания видно, что уяснил это для себя и суд, иначе бы не откладывал дело. Сейчас вопрос, думаю, только в том, кто же автор бренда – Александр Панков или, может быть, Игорь Гаврюшкин, Людмила Сопотова? Я предложил повестками вызвать их на следующее заседание, и судья Алексей Мухин с этим согласился.

Следующее заседание по иску Александра Панкова к Ярославской мэрии назначено на 28 января.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2uym/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость