-

Сначала – человек

Саша будет выступать с работой, которая уже получила высокую оценку – второе место на заключительном туре общероссийской олимпиады по краеведению «Историко-культурное наследие». Его доклад называется «История развития образования в Петропавлов-ской волости Даниловского уезда Ярославской губернии в 1863 – 1916 годах». Он исследовал состояние учебного процесса и его материальную базу, обеспечение педагогическими кадрами, роль священников церкви Петра и Павла в развитии земских школ и библиотек. Опирался на книги по истории, архивные документы, в приложениях к его работе – отчеты библиотекарей, фотографии, письма учащихся к учителям. Вывод сделал такой: «И сейчас роль сельской школы в жизни Заболотского края не уменьшилась, а возросла. За время реформ и перестроек образовался духовный вакуум, он заполняется негативной энергетикой: наркоманией, курением, пьянством. Нельзя закрывать маленькие школы, которые являются единственной надеждой на возрождение русской деревни, – дабы не прервалась времен связующая нить. Главной задачей сельской школы является возрождение утерянных традиций земских школ, возможность помочь человеку воспитать в себе личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Доброе наставничество учителей позволяет каждому ребенку и взрослому переосмыслить и прочувствовать, что есть истинное, что является основой земли русской».

Статья Александра Малышева будет опубликована в сборнике «Шаг в будущее с МУБиНТ». Он приглашен в этот университет для участия в конференции в конце апреля и еще на аналогичное мероприятие в Рыбинск, куда он поедет вместе с товарищем по школе – Ильей Мироновым из 7-го класса. Илья подготовил доклад «Купечество в Петропавловской волости в конце XIX – начале XX века»: о крестьянах, которые после реформы 1861 года стали купцами второй гильдии. Тогда деревни волости процветали, там было рентабельное сельское хозяйство, развивалась крахмалопаточная промышленность, росло население. Нельзя ли, пользуясь опытом предков, найти путь в будущее? Таков пафос его труда. Не всем городским взрослым людям пришлись по душе мысли деревенского подростка. На областной краеведческой конференции школьников в конце января, где он выступал вне конкурса, ему задали вопрос: почему ты так уверен, что, владея навыками разных профессий, можно возродить село? «Да я смотрю на своего отца, – отвечал Илья. – Он все умеет: водить машину и трактор, работать в поле и плотничать – сам срубил баню, сложил печь. Он честный и справедливый, с чувством собственного достоинства. Наша семья лишних денег не тратит. Я буду жить так же».

Этих ребят учит Людмила Алексеевна Валевская. Она преподает в Заболотье историю, обществознание, краеведение и немецкий язык. Придумала туристический проект «В гостях у деда Мазая»: не столько для развлечения досужих путешественников, а чтобы коренное население ощутило самодостаточность – свою значимость, самобытность края, возможность зарабатывать, не отрываясь от корней. В этой программе участвуют взрослые и дети. Задача Людмилы Алексеевны – довести до правительства мысль, что приоритетные национальные проекты по образованию и сельскому хозяйству неотделимы друг от друга. Сельская школа – центр культуры в деревне. Она сохраняет традиции, сложившиеся во времена земства, русскую педагогику, основанную на идеях К. Д. Ушинского, В. В. Зеньковского, Н. И. Ильмин-ского: «Художником, ученым и даже ремесленником не всякий может быть и должен быть, а хорошим человеком, т. е. нравственным, честным, добрым, религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть... Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». Не надо закрывать малокомплектные школы, сажать детей в автобусы и увозить в чужие края: арифметику они там выучат, но свою деревню начнут воспринимать как туристы: переночевать – и уехать.

В маленькой школе, говорит Людмила Алексеевна, педагоги занимаются всеми деть-ми без исключения, каждому обеспечен индивидуальный подход: здоровому и больному, способному и не очень. Ребенка с недостаточным развитием здесь воспринимают как равного, не обижают – это «божий человек», так заповедано предками. Неблагополучные семьи строго контролируются. Учителя и ученики вместе трудятся на пришкольном участке, выращивают овощи – и обед в столовой стоит пять рублей. Земля прокормит, не надо бежать от нее – вот что нужно внушать с детства. Тогда, выучившись в городе на агронома, зоотехника, строителя, учителя, деревенская молодежь там не застрянет, соблазнившись рублями, а вернется в родной край. Сначала должен быть человек – и национальные проекты воплотятся.

На днях Людмила Алексеевна выступала на районной конференции партии «Единая Россия» – рассказывала о положении учителей в малокомплектных школах. Нормативное финансирование лишает их заработка: на 50 процентов труд остается неоплаченным. Директора перестали защищать интересы педагогических коллективов, поскольку сами нормативами не обижены: ставка плюс за часы, еще 50 процентов из надтарифного фонда плюс 10 процентов за делопроизводство. А для учителей говорится или подразумевается следующее: не хотите – как хотите. И они тихо, не заявляя о своих нуждах, увольняются. У сельских педагогов были социальные льготы, установленные еще земством: бесплатные квартира и дрова. Советская власть на них не покусилась, добавила еще одну лампочку – частичную оплату электроэнергии, чтобы тетрадки проверять. Закон о льготах сельским учителям не отменен, но их сократили: за ремонт, за содержание, за отопление общей площади надо платить.

Истинное положение дел должно представлять правительство государства, затевая перемены на селе. А Людмилу Алексеевну нельзя упрекнуть в неосновательности суждений. Она потомственный педагог, у нее в активе ученики – и блещущие успехами, и просто хорошие люди. Ей доверяют – она депутат сельского поселения.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber