Нужно поддерживать лучших, а заботиться обо всех
– Позволю себе небольшой экскурс в историю, – сразу ввела диалог в рабочее русло Татьяна Александровна. – Говоря о росте заработной платы учителям Ярославской области, я бы взяла за точку отсчёта не 1 сентября 2011 года, а годом ранее. Именно тогда, 1 сентября 2010 года, в нашей области произошло первое повышение заработной платы учителям на 10 процентов. Ни в одном другом регионе страны ни о чём подобном не было и речи. Это было волевое решение правительства Ярославской области и лично губернатора Сергея Алексеевича Вахрукова, основанное на том, что заработная плата учителей в сравнении с другими категориями работников, в том числе и бюджетной сферы, была, мягко говоря, невысока. Далее, с 1 января 2011 года, выросли на 6,5 процента заработные платы всех остальных специалистов, занятых в системе образования, кроме учителей. Следующее значимое повышение, уже на 30 процентов, произошло 1 сентября 2011 года.
– Повышение заработной платы произошло у всех учителей?
– Совершенно верно. И все незатухающие разговоры, что кому-то повысили, а кому-то нет, подогреваются непониманием того, что имеется в виду средняя заработная плата. Она на сегодняшний день – с 1 января 2012 года – составляет 16,5 тысячи рублей, приравнена к средней по экономике. Но разброс между минимальной заработной платой и максимальной может быть очень велик. У молодого специалиста, пришедшего в школу после окончания вуза, при минимальной нагрузке в 18 часов зарплата составляет около 8 тысяч рублей. Понятие «около» зависит от образования специалиста – обладатель высшего образования, естественно, получает больше того, кто окончил колледж. Однако, едва придя в школу, молодой специалист сразу же получает 30-процентную надбавку. Такова мера поддержки молодых специалистов, принятая правительством Ярославской области. Если учитель имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы больше 15 лет, звания да ещё работает на две ставки, то его заработная плата может достигать 35 – 40 тысяч рублей в месяц. И это нормально, потому что заработная плата дифференцирована от уровня квалификации, личностных достижений и результатов работы учителя. Время, когда всем сёстрам раздавали по серьгам, прошло.
– Но есть те, кто искренне жалеет об этом.
– Жалеют, полагаю, те, кто не хочет расти, развиваться. Давайте подумаем вместе, какой смысл изначально заложен в новой системе оплаты труда, введённой в 2007 году. Если хочешь достойно зарабатывать – совершенствуйся: повышай квалификационную категорию, демонстрируй результаты – высокий уровень качества знаний обучающихся, и твоя зарплата будет расти. Объективно доказано, что педагог высшей квалификационной категории по результатам ЕГЭ выходит на более высокий уровень знаний обучающихся, нежели педагог второй квалификационной категории. Сегодня мы платим за результат. Возвращаясь к вашей реплике о том, что есть сожалеющие о канувшей в прошлое системе уравниловки, осмелюсь предположить, что учителя первой и высшей квалификационных категорий в этих ностальгических дебатах не участвуют.
– Не единожды приходилось слышать и такое мнение: то обстоятельство, что одним педагогам платят больше, а другим – меньше, вносит раздор в коллективы.
– Эта точка зрения имеет право на жизнь, но есть и другая. Сравним труд учителя-предметника, который отвечает за реализацию государственного образовательного стандарта, а потому обязан выйти на определённый уровень качества знаний у обучающихся, и работу социального педагога или школьного психолога. Важны, безусловно, и те, и другие, но уровень напряжённости, согласитесь, у них разный. Потому сегодня заработная плата педагогов других категорий, неучителей, составляет 80 процентов от заработной платы педагогов-предметников. Такова идеология государственной политики в сфере образования, и это справедливо. Главное, чтобы этот разрыв не увеличивался. С 1 января текущего года прошло очередное повышение заработной платы учителям. Это – следствие того, что, несмотря на существенный сентябрьский скачок в 30 процентов, учительская зарплата тем не менее не достигла желаемого уровня – среднего по экономике. Но благодаря внесённому губернатором области и утверждённому депутатами областной Думы предложению по изменениям закона «Об областном бюджете на 2012 год» учительскую зарплату уравняют со средней по экономике в регионе. Одновременно с этим губернатор уже распорядился подсчитать, какие средства потребуются, чтобы подтянуть зарплаты других специалистов сферы образования, дабы разрыв в 20 процентов не увеличивался. И этот вопрос в настоящее время прорабатывается. Мы никого не хотим обидеть, но если государственная политика в сфере образования на первый план выдвигает учителя как основную фигуру образовательного процесса, то и приоритет в финансовом вопросе – за этими педагогами.
– С доходами учителей мы разобрались. А как обстоит ситуация с заработной платой работников детских дошкольных учреждений? Судя по обсуждениям этой темы на сайте «Северного края», они чувствуют себя наиболее обойдёнными вниманием.
– Если сравнивать заработную плату учителей и воспитателей детских садов, то соотношение такое же – 100 и 80 процентов. Но опять же речь идёт о средней заработной плате – на сегодняшний день она составляет 12324 рубля. Будет расти заработная плата учителей, это отразится и на доходах воспитателей. Кто-то может возразить, что у него зарплата всего 7 тысяч рублей. В каждом конкретном случае надо разбираться. Специалист, работающий в детском саду, может иметь высшее образование, а может и среднее профессиональное. К слову, по статистике, почти половина педагогов, работающих в системе дошкольного образования Ярославской области, являются выпускниками профессиональных колледжей. При переводе в денежный эквивалент эта статистика даёт минус 10 процентов, являющихся надбавкой за высшее образование. Учитывается и стаж работы специалиста. А дальше действует тот же принцип, что и в школе: можно защищаться на категорию, участвовать в конкурсах, а можно спокойно сидеть на базовой категории, соответствующей занимаемой должности. Надо напомнить и то, что за последние два года было осуществлено несколько целевых повышений заработной платы именно для воспитателей детских дошкольных учреждений, в результате которых она выросла на 54 процента. Этот шаг говорит о внимании руководства нашего региона к нуждам тех, кто непосредственно занимается процессом воспитания самых маленьких наших граждан. И если сравнивать зарплату ярославских воспитателей детсадов с доходами их коллег из других регионов, то первые окажутся куда более в выигрышном положении – у соседей доходы воспитателей составляют чуть более половины от заработной платы учителей.
– Я поняла, что если учитель-предметник – элита школьной образовательной системы, так в дошкольном образовании всё внимание уделяется в первую очередь воспитателям. А как же остальные специалисты?
– Остальные специалисты – это педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, психологи. У них заработная плата, как правило, на 10 процентов ниже, чем у воспитателей.
– Процитирую одно письмо, поступившее в адрес нашей газеты в этой связи: «А как же работники детских садов – кухонные рабочие, няньки, прачки, словом, все те, кто делает всю работу для обеспечения жизнедеятельности учреждения. Разве они не достойны повышения зарплаты? Не те слои общества?»
– На этих должностях специалистов нет, это – вспомогательный персонал. Зарплата нянечки или помощника воспитателя равна 5848 рублям, но фактически она составляет 6 – 7 тысяч рублей. Не умаляя значения каждой из этих профессий, замечу, что такой разрыв между заработной платой специалистов с высшим образованием и доходами обслуживающего персонала существует в любой сфере. Никого не удивляет, что труд врача высшей квалификации и санитарки оплачивается по-разному, эта аналогия справедлива и для детских дошкольных учреждений.
– В системе образования есть и такая категория специалистов, как воспитатели детских домов, школ-интернатов. Они не обойдены вниманием?
– Благодаря тому, что у этой категории специалистов есть специальная надбавка, полагающаяся за работу с детьми-сиротами, их заработная плата на сегодняшний день равна заработной плате учителей. Повторю ещё раз: сегодня сам работник решает, какую заработную плату он хочет получать. Совершенствоваться никогда и никому не поздно.
– Когда 1 сентября 2011 года учителям повысили заработную плату на 30 процентов, доход преподавателей и мастеров производственного обучения начального и среднего профессионального образования увеличился только на 20. С чем это связано?
– Мы исходили от фактически достигнутого уровня заработной платы в системе начального и среднего профобразования. Из-за того, что нагрузка в профессиональных заведениях у педагогов по объективным причинам выше, чем в школе (в среднем это 1,5 ставки, тогда как загруженность педагогов в школе составляет 1,25 ставки), то и доходы у них больше. Однако надо учитывать и возможности областного бюджета, он – не безграничный.
– Однако итоговая сумма дохода может зависеть и от премии. По какому принципу распределяются они?
– Действительно, есть базовая часть заработной платы – она гарантированна, прописана в контракте. А есть стимулирующий фонд, он достаточно ограничен, составляет не более 10 процентов от фонда заработной платы. Распоряжается этим стимулирующим фондом руководитель учебного заведения. Он вправе выплатить дополнительное вознаграждение за определённые достижения – за проделанную дополнительную работу, за то, что ученики этого педагога продемонстрировали самые лучшие результаты ЕГЭ, это может быть благодарность по ходатайству родительского комитета и так далее. Я считаю, качественный инициативный труд должен стимулироваться. А кривотолки вокруг распределения премии могут возникать только там, где руководитель не объясняет внятно, кому и за что выдана премия.
– Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что правительство Ярославской области планомерно заботится о повышении заработной платы работникам сферы образования.
– Совершенно верно, это – не разовая акция. Говоря о перспективах, можно заметить, что следующее повышение зарплаты учителям произойдёт в сентябре 2012 года. Процент повышения будет определён несколько позднее, исходя из расчётов средней заработной платы по экономике за 2011 год. На сей предмет есть соответствующее соглашение, заключённое между правительством Ярославской области и Министерством образования и науки России, согласно которому зарплата учителей должна быть приравнена к средней зарплате работников отрасли экономики региона. Предполагается повышение заработной платы и другим работникам системы образования региона.
В России уже не первый год проводится модернизация системы образования, направленная на создание принципиально новой образовательной среды, где каждый человек смог бы получить качественное образование независимо от социального статуса и возраста. Ключевая роль в новой системе образования отводится учителям. Поэтому одна из главных задач сегодняшнего дня – создать привлекательные рабочие места как для опытных педагогов, так и для молодых специалистов, в том числе и за счёт решения материальной стороны вопроса.
Комментарии: