Он вывел на орбиту «Сатану»

Передача по Центральному телевидению называлась «Космодром Байконур: сгоревшие заживо». Кадры взрыва ракеты Р­16 (8К64) напоминали атомные испытания. Трагедия, произошедшая 24 октября 1960 года, унесла более ста людских жизней. По ходу фильма выступали очевидцы тех событий. Среди них будущий главный конструктор и начальник КБ­5 Владимир Иванович Кукушкин.

ЯРОСЛАВСКИЕ КОРНИ

Потребовалось несколько месяцев, чтобы узнать, что дейст­вительный член Академии инженерных наук Украины, член двух ученых советов гос­университета Днепропетров­ска, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат Ленин­ской премии профессор В. И. Кукушкин – наш, ярославский, с Первой Бутырской улицы.

Когда в школе изучали «Войну и мир», Володя любил читать описание Бородинского сражения. Особенно о батарее капитана Тушина. Перед глазами мальчишки возникала колоритная фигура его деда по матери, носившего такую же фамилию.

У Александра Яковлевича Тушина, выходца из Мологи, были золотые руки. В первую мировую он попал в немецкий плен. Работал в Руре на шахтах. После возвращения на родину сам построил дом в Коровниках. Здесь он прослыл отличным часовых дел мастером. На досуге писал книгу воспоминаний о жизни в кайзеров­ской Германии.

В семье деда всем заправляла его жена, воспитавшая пять сыновей и дочерей. Каждого поставила на ноги, довела до венца. В выходные молодая поросль собиралась в саду у дедушки «на самовар и водочку».

Здесь Кукушкины встретили и тот солнечный день 22 июня. А в августе сорок первого прощались с Володиным отцом. Железнодорожник Иван Николаевич Кукушкин отбывал на фронт заместителем начальника военного санитарного поезда (ВСП­253).

Война вошла в каждый дом. Рядом с Первой Бутыр­ской, где жили Кукушкины, проходила линия железной дороги. Здесь, перед мостом через Которосль, ежедневно останавливались поезда, доставлявшие на ярославский «Вторчермет» для переплавки захваченное у фашистов вооружение. Пацаны с Красного Перекопа были тут как тут. Потом еще долго гремели на улицах выстрелы, за городом взрывы. В хирургию больницы имени Семашко поступали очередные жертвы.

– Только повзрослев, я понял, – продолжает Владимир Иванович, – что бывал порой на волосок от смерти.

Чтобы выжить в то нелегкое время, бабушка пустила в дом постояльцев – летчиков из Туношны. Один из них, штурман полка, ухаживал за теткой Володи. Затем женился на ней. Он и заронил в сердце школьника мечту об авиации. Подсказал и место, где ее можно осуществить: Москов­ский авиационный институт.

ВСЛЕД ЗА МЕЧТОЙ

– Учился я, – рассказывает ракетчик, – честно говоря, неважно. Но после разговора с летчиком произошло невероятное. Уговорил маму нанять репетитора по русскому языку, подтянулся и по другим предметам и поступил­таки в институт.

Параллельно с учебой в МАИ Кукушкин летал на ПО­2 и ЯК­18 в Московском аэроклубе, хотя был дальтоником. Пришлось пойти на обман. Медкомиссию за него проходил товарищ по общежитию.

– Очень хотелось летать, – вспоминает Владимир Иванович. – В памяти навсегда остались перелеты Чкалова, Белякова и Байдукова. Поэтому мечтал о профессии летчика­испытателя. Но судьба распорядилась иначе.

Точку в летной практике племянника поставил дядя штурман: «Техника не прощает. Ее не обманешь». Его друзья – ведомые – по аналогичной причине (обманули медкомиссию) во время перегона штурмовиков в Югославию потеряли ориентировку и погибли в Адриатическом море. Так Кукушкин стал конструктором и до сих пор благодарен судьбе за встречу с человеком, который был для него всем: отцом, руководителем, старшим товарищем.

А потом судьба уготовила ему еще одну знаковую встречу – со знаменитым конструктором­ракетостроителем Михаилом Кузьмичом Янгелем. Коренной сибиряк с Ангары, Янгель поначалу работал у легендарного создателя боевых самолетов Поликарпова. В войну в Новосибирске трудился над созданием новых бомбардировщиков. Работал в Подлипках с Королевым. Затем был Днепропетровск. Именно здесь и возникло ГКБ «Южное», главным конструктором которого стал Янгель.

– В начале 60­х я увидел на полигоне Капустин Яр, – рассказывает Владимир Кукушкин, – стратегическую ракету Королева на твердом топливе. Михаил Кузьмич, знакомя меня с Сергеем Павловичем, порекомендовал заняться проблемой ракетного топлива. Так возникло КБ­5, которое мне довелось возглавить.

КТО КОГО?

Карибский кризис 1961 года подхлестнул гонку вооружений. США после не оправдавшего надежд «Атласа» приступили к работе над межконтинентальным «Титаном». Перед КБ М. К. Янгеля в Днепропетровске стояла задача не упустить пальму первенства. Именно тогда наша страна приступила к конструированию ракеты с мощной ядерной начинкой Р­18.

Не дремало и КБ­5 Кукушкина. Самая мощная в мире Р­18М, окрещенная в Штатах «Сатаной», стала нашим ответом американцам. Она, стартовав через облако ядерного взрыва, выдерживала превентивный удар и на подлете разделялась на десять боеголовок, поражавших десять целей. По системе «отделения», а не «толкания». Американцы до этого не додумалсь.

Затем КБ­5 приступило к созданию твердотопливных ракет для подводников. Появился боевой железнодорожный ракетный комплекс – БЖРК. А в нем твердотопливный двигатель Кукушкина.

Можно перечислять и перечислять работы пятого КБ, о существовании которого долгие десятилетия наши граждане и не подозревали. Не знали они и о наградах, полученных нашим земляком, ибо упоминалось о них лишь в закрытых указах. Не распространялся о своей работе и сам «носитель секретов», как его именовали в органах безопасности. Награды надевал разве что по большим праздникам в кругу коллег.

На ракетный щит работали десятки НИИ, заводов, министерств. Все было впервые: новые виды топлива (кстати, до сих пор не превзойденные разработчиками США!). Новые материалы – высокопрочная нить для корпуса ракеты, эрозийностойкие материалы – углерод­углерод, а еще ракеты шахт­ного и железнодорожного старта, морской атомный крейсер «Акула».

РАЗВАЛ

После распада СССР Кукушкин выступал в США на конгрессе астронавтики в Нешвилле. Американцы не отпускали его с трибуны часа два. Ночью пришли в номер с виски и вопросами «определенного» характера. Но ничего не добились, хотя заинтересованность в ноу­хау была явная.

– После второй поездки, в 1993 году, – рассказывает Владимир Иванович, – в Монтану меня взяла в оборот служба безопасности Украины. Вмешались высокопоставленные бывшие работники ЦК: «Володя, не переживай. Королев сидел, Туполев сидел. Если посадят – гордись!». Вот я год и «гордился» на беседах в «сером доме»...

«Конверсия» военных разработок на Украине привела к безработице. Краса и гордость Союза Южный машиностроительный завод и ГКБ «Южное» на грани развала. За годы существования Украины как самостоятельного государства не было ни одного заказа на ракетную технику. Но даже в этих условиях Владимир Иванович нашел применение своим знаниям. Как авиационщик, он создал ветро­электрический агрегат.

В нем воплотились аэродинамика, уникальная система управления, новые материалы, все то, что в ракете и самолете. На пустующих землях Крыма появилось более 700 ветроэнергоустановок. Они заменили АЭС, сооружение которых после Чернобыля на Украине запрещено.

Однако и это дело застопорилось из­за нехватки денег в казне. Но Кукушкин не сдается. Ведет переписку с французами, пробивает идею создания воздушно­космической системы вместе с национальным космическим агентством Украины. Недавно был в Японии на международном конгрессе астронавтики. Его доклад по воздушно­космической системе заинтересовал Германию и Индию. А на днях позвонил мне и рассказал, что едет в Финляндию. И это в 75 лет!

Недавно Владимир Иванович прислал мне ксерокопию своей книги «Ракетное и космическое вооружение». Там были изображены десятки ракет. Кукушкин пишет: «Посылаю тебе «забор» из ракет, которые я cпроектировал и cделал на ЮМЗ». Я насчитал 13 – на жидком и твердом топливе. Все они созданы нашим зем­ляком.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3022/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость