Как горожане помогали крестьянам кормить горожан
У крупных предприятий были подшефные хозяйства, связи с которыми поддерживались не один год. Горожане строили в деревнях коровники и жильё, помогали со средствами механизации, селяне по мере возможности выручали мясом и овощами.
Всё это не от хорошей жизни. И всё же, всё же...
90 лет назад, в 1922 году, Ярославский моторный завод (тогда авторемонтный) впервые взял под своё крыло одно из сельскохозяйственных предприятий области. Им стал совхоз «Титово», расположенный в бывшем имении князя Урусова и отныне, как говорится в одном документе, «приписанный» к заводу.
Впрочем, это было мало похоже на шефство. Скорее такой союз, где обе стороны искали опору друг в друге.
В стране разруха. Райком союза металлистов так описывал положение: «Рабочие все разуты, нет нижнего белья,.. на голое тело приходится надевать верхнее платье. Многие рабочие болеют. Плохо с медикаментами. С жильём тоже плохо». Но главное – не хватало продовольствия.
В июле 1921 года государством было введено так называемое коллективное снабжение. За стопроцентное выполнение программы завод стал получать продовольственный фонд. Но ни уравнительное распределение пайков, ни заменившее его распределение по выработке не позволяло кормить рабочих досыта.
Так возникла идея «приписать» к 1-му государственному авторемонтному заводу совхоз «Титово» Ильинской волости Ярославского уезда.
В музее истории ЯМЗ сохранился документ, из которого видно, как эта идея начала превращаться в реальный союз города и деревни. Ярославский уездный земельный отдел направил эту бумагу сразу в два адреса – совхозу и «автомобильному заводу Лебедева» (интересно, что тут использовано именно такое, дореволюционное название предприятия). В ней говорится, что согласно плану, утверждённому Губземотделом, в период с 25 мая по 1 июля в совхозе «имеют быть осуществлены межевые действия». А посему на обе стороны возлагаются следующие обязанности по отношению к командированным землемерам:
– предоставить им удобные для жилья и занятий помещения с отоплением, освещением и необходимой обстановкой;
– обеспечить их подводами для переездов и перевозки инструментов;
– придать им «рабочих пеших с лопатами и топорами» в числе не менее семи человек и одного конного;
– выделить им необходимые материалы: столбы толщиной не менее 4 вершков и длиною 1 3/4 аршина «для граничных знаков»; вех «для вешения линий; а также «углей или стекла битого или других нетленных предметов» для уже малопонятной в наше время цели – «заложения центров».
А вот ещё один документ с любопытнейшими подробностями. Он адресован Ярославским городскому и уездному продовольственным комитетам, подписан заведующим неким материальным отделом и составлен очень подробно и аккуратно.
Совхоз, говорится в нём, расположен «при селе Титово в бывшем имении князя Урусова, сгоревшем около 5 лет тому назад (то есть в 1917 году. – Т. Е.). Земля здесь не обрабатывалась последние шесть-семь лет, так что отдельные участки «задернели и представляют из себя сплошную целину».
По составу отведённая совхозу земельная площадь состоит из 203 десятин пахотной, 15 десятин луговой и овражной и 9 десятин усадебной.
К весне 1922 года 140 десятин было обработано «и состоит сейчас под паром, под озимыми, корнеплодами и полевыми травами». По ручьям и оврагам есть сенокосные площади, но 63 десятины – запущенная целина.
Количество едоков в совхозе вместе с членами семей – 100 человек. А на заводе в то время вместе с членами семей насчитывалось 1500 рабочих. Таким образом, совхозу предстояло кормить в общей сложности 1600 человек.
Трудная задача, если учесть приведённые в этом же документе данные о количестве скота. От бывшего княжеского хозяйства осталось, мягко говоря, немного. «Свиней старше четырёх месяцев четыре. Коз и овец нет. Кур ни одной».
Главное достояние совхоза «Титово» – крупный рогатый скот в возрасте от шести месяцев и старше – 18 голов. Наследство явно не княжеское. К документу приложен перечень этих коров с указанием кличек, примет, возраста животных, времени их появления в хозяйстве и даже того, откуда они в совхоз поступили.
В основном эти коровы появились в совхозе летом – осенью 1921 года. Треть из них была передана частными лицами, по-видимому, местными крестьянами: «Цыганка, корова чёрная с редкими отметками на ногах, семи лет – от гражданина Желтковича», «Маруська, корова красно-белая, девяти лет – от гражданина Зубавина», «Красотка, корова красная с белым, трёх лет – от гражданина Калабанова».
Были ещё Звёздка, Маркиза, Солнышко... Но много и безымянных: «красно-пёстрая», «рыжая», «стального цвета», «красно-пёстрая с белой спиной» и т. п. – они поступили уже не с личных подворий, а от Главземхоза, через Балашихинский совхоз № 43», «из производственного отдела животноводства Яргубземотдела» – там не до ласковых имён.
Тем не менее в графе «Приплод» находим бычка по имени Первенец («рыжий с белой отметиной на лбу, появился на свет 21 декабря 1921 года»). Есть бычок Молодец («белый, с рыжими очками» – 14 января 1922 г.»). Бычок Макс («рыжий, с белой звёздочкой на лбу» – 7 февраля 1922). И ещё тёлка Белоголовка и тёлочка Белянка. И кроме того, три подсвинка, переданные по наряду Губземотдела.
Сколько времени продержался союз завода и совхоза «Титово»? Точных данных нет. В музее ЯМЗ считают, что недолго. Во всяком случае документально их дальнейшая совместная история пока не прослеживается. Тем не менее это хозяйство стало первым партнёром завода на селе. Традиция сотрудничества, а затем активной помощи селу, начиная с него, прочно закрепилась на предприятии на многие годы.
В 1930-е годы завод стал шефом колхоза «Заря» Борисоглебского района. Летописи их взаимоотношений нет, есть альбом с фотографиями. Народ, разглядывающий городское чудо – трактор. Столовая, построенная по инициативе и при помощи предприятия. Новый рубленый коровник.
Сослуживцы вспоминают колоритные рассказы ветерана завода, бывшего матроса Фёдора Михайловича Крупкина о том, как автозаводцы строили что-то в одном из хозяйств в 1950-е годы. Осень, дорога абсолютно непроезжая. Пробирались, подцепив к трактору огромные деревянные сани со стройматериалами.
Позже завод разрабатывал двигатели для тракторов и конструировал сельхозмашины, поставлял запасные части и одновременно шефствовал уже над несколькими колхозами Борисоглебского района. Во всех основных цехах появились планы шефской помощи. Кроме участия в сельхозработах моторный строил колхозные электростанции, зернохранилища, снабжал ремонтные мастерские станками.
В 1979 году завод обратился в правительство с просьбой выделить ему один из совхозов в качестве подсобного хозяйства. Решением Совмина РСФСР в его состав был включён совхоз «Революция» Некрасовского района – один из самых тогда отстающих. В годы пустых прилавков 47 деревень и сёл, в которых проживало более тысячи жителей, стали «продовольственным цехом» завода.
Главным было укрепление материально-технической базы совхоза. Методом народной стройки началось строительство жилья. В центральном посёлке Спас-Виталий моторный выстроил целую улицу трёхэтажных домов со всеми удобствами и три десятка двухквартирных домиков. Со временем посёлок был обеспечен природным газом, там построили школу, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт и прочее. Одновременно внедрялись новые технологии заготовки кормов, строились механизированные животноводческие и другие производственные помещения, дороги.
В 1990-е годы совхоз уже имел собственную железнодорожную ветку для разгрузки вагонов, а руководил «Революцией» бывший начальник арматурного цеха Сергей Александрович Ширяев, назначенный сюда руководством ЯМЗ.
Но пришло время больших перемен. В декабре 1992 года подсобное хозяйство «Революция», как непрофильное для завода, было реорганизовано в ТОО и отправилось в самостоятельное плавание. Формально – с сохранением взаимных обязательств сторон. В конце 1990-х годов оно превратилось в СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив), до 2004 года его возглавлял тот же Ширяев. А три месяца назад руководителем СПК стал его сын Алексей.
Ширяев-младший окончил сельхозакадемию, защитил диссертацию – теперь его пора.
Пора и сейчас непростая. «На картошку» давно никто не ездит. Но заводские ветераны, до сих пор болеющие за судьбу «Революции», сетуют: из 9658 гектаров сельхозугодий используется только малая часть, остальное зарастает травой. Ширяев-старший соглашается, но с оговоркой – главная проблема на сегодняшний день и правда – земля, хотя истина, как всегда, прячется в деталях. Из-за несовершенства наших законов СПК, к сожалению, не единственный тут хозяин, а закон до последнего времени был такой: хочу – пашу, а хочу – нет. Теперь вроде забрезжил просвет, закон, говорят, будет меняться.
– И всё-таки стадо сохранили, 1300 голов как было, так и есть. Чтобы обеспечить его кормами, земли хватает. Стоят дома, построенные заводом, – это уже не деревня, а настоящий посёлок.
Слушаю я его и думаю: завод сделал для «Революции» много, а как она справляется без него – это уже другая история. Справится ли? Пройдёт время, и об этом расскажет Ширяев-младший. Как бы то ни было, свой корень моторный здесь всё равно уже пустил.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2vd8/
Комментарии: