Спорт для романтичных прагматиков. Как ярославские судомоделисты учатся строить корабли
С античных времен уровень цивилизованности общества определяется его умением ходить по морям. Еще Одиссею предрекли окончание путешествий в той стране, где не знают, что такое весло, принимая его за лопату.
Морская романтика звала за горизонт огромное количество самых разных людей – представителей практически всех народов.
Ярославская область с морскими пределами не граничит, но благодаря таким людям, как Алексей Уханов, наши мальчишки обучаются строить корабли. И даже если их дальнейший жизненный путь не будет связан с флотом и морем, они приобретают то, что делает их «Одиссеями» даже на суше.
От массовости – к мастерству
– Алексей Игоревич, прежде чем судомоделист станет спортсменом и познает вкус побед, ему необходимо пройти очень длинный путь создания своих кораблей. Наверное, подвигнуть на это детей довольно сложно – есть ведь и такие виды спорта, в которых чемпионом можно стать уже в школьные годы?
– Тут все зависит от двух главных компонентов: от политической воли руководства страны и наличия тех людей, которые способны вдохновить ребенка на занятия детским техническим творчеством.
По поводу первого все довольно просто: если стране нужен флот – не важно, торговый или военный, ей нужен и судомоделизм. Поэтому в СССР наш вид деятельности существовал под крылом ДОСААФ. И обеспечивались мы не только необходимыми компонентами для разработки и исполнения моделей, но и средствами для организации соревнований. Сейчас государство понемногу вновь разворачивается лицом к техническим видам спорта, но до того уровня поддержки, который был в советские годы, дело пока не дошло.
Что же касается второго вопроса, то здесь времена не меняют сути: если есть энтузиасты, то будут и их ученики. Я, к примеру, очень признателен своему учителю – Анатолию Семеновичу Чапкевичу, благодаря которому сначала стал судомоделистом, а потом выбрал для себя и педагогическую деятельность.
– Это все не вызывает сомнений, но вопрос несколько глубже. Жизнь изменилась: сегодня молодые люди – и даже те, кого мы привычно именуем детьми, живут по принципу: «все и сразу». Тут же им приходится заниматься чем-то таким, что даст результаты только через многие месяцы. А то – и годы.
– Кто-то именно о такой деятельности и мечтает – темперамент у всех людей разный. Меня как педагога больше волнует другая тенденция: с первых классов школы дети учатся угадывать правильные ответы. Им все меньше свойственна инициатива, умение взять на себя ответственность и смелость в принятии решений. Причем приблизительно к четвертому классу – это уже тенденция. Приходится менять стратегию и находить будущих чемпионов и умельцев уже в первом классе.
– Тут, конечно, нельзя не вспомнить о том, что в любом виде спорта успех в конечном счете определяется массовостью. Наверное, и в первом классе приходится бороться за самых талантливых ребят?
– С советских времен количество занимающихся сократилось намного. К примеру, в Доме пионеров работала огромная мастерская. Когда я только начал заниматься судомоделизмом в 1980 году, даже там непросто было найти себе рабочее место.
Возможно, на массовость повлиял и технический прогресс: простые контурные модели можно купить – их полно в магазинах игрушек. Да и это необязательно: если человек плотно «засел» в планшете или телефоне, ему уже вряд ли захочется что-то делать руками.
При этом появились новые компоненты: двигатели, композиты в ходовой части, элементы управления – они усовершенствовались настолько, что судомоделист-спортсмен вынужден сочетать несочетаемые на первый взгляд качества: усидчивость и терпение, пока он создает модель, с идеальной реакцией и автоматизмом управления, чтобы победить с ней на соревнованиях. Особенно если это – ходовая модель.
С тех пор как я начал заниматься, скорости возросли раза в три. Первоклассники обо всем этом не задумываются. Им просто нравятся корабли!
В стиле тульского Левши
– Известно, что вы не только учите молодежь, но и подаете ей личный пример. Тут сразу два вопроса: как удается сочетать педагогическую и спортивную деятельность? И второй – получается, что вы занимаетесь судомоделизмом всю жизнь без перерыва?
– Отвечу сразу на второй. Практически все моделисты так или иначе прекращали занятия. Сейчас мне известны только два случая во всей стране, когда судомоделист перешел во взрослую категорию из юношеской. Все остальные – «возвращенцы», то есть те, кто на несколько лет или даже десятилетий оставлял это занятие.
Я не стал исключением: после средней школы армия, потом – учеба, женитьба. Во многом мое возвращение в судомоделизм было случайным: в 1995 году мне позвонил Анатолий Семенович и спросил – не могу ли я возглавить секцию. А я тогда уже работал мастером на заводе. Но после того как вернулся, мне стало интересно не только смотреть, как мои ученики делают модели, но и самому себя в этом как-то проявить.
Сразу скажу: в секции я своими моделями не занимаюсь. Для этого увлечения в моей квартире переоборудован балкон.
– Вы – чемпион мира в классе ходовых моделей. Значит, располагаете информацией о том, как с этим делом обстоит за рубежом…
– Да, в принципе, практически как у нас. Моделизм – дело рук энтузиастов. Зависит это, конечно, от менталитета населения страны и от ее истории. К примеру, английские судомоделисты периодически встречаются, обмениваются идеями, планами... Ну так англичане без клуба не могут. Тем более что они – нация моряков. А те, кто до сих пор помнят о своем владычестве над морями, не могут не строить кораблей.
– А ходят они на них – тоже как во времена «Катти Сарк»?
– Англичане – хорошие спортсмены. Не скрою, в 2014 году было очень приятно одержать победу в открытом чемпионате Великобритании по стендовому направлению, который проходил именно там, на Альбионе. Через пару лет после этого я полностью переключился на стендовые модели.
– Почему?
– Свою модель буксира, на которой я выиграл чемпионат в ходовом классе, строил 16 лет. То, что мы лучше всех прошли трассу, – только верхушка айсберга. Жюри оценивает еще и «копийность», то есть точное соответствие модели пропорциям оригинала, его внешнему виду и даже количеству элементов конструкции. Все это нужно сделать руками – в том числе, например, имитацию гаек и болтов, которых там более шестисот. Размер – меньше булавочной головки.
Сейчас в секции один мой ученик пятый год строит ходовую модель. Корпус уже почти готов. Но там же еще двигатель, органы управления, радиотракт… Поэтому мы сейчас делаем акцент на стендовых моделях.
С руками, из плеч растущими
– Боюсь, наш разговор мало кого подвигнет на занятие судомоделизмом: годы трудов, чтобы потом испытать минуту триумфа?
– Я так не думаю. Во-первых, ко мне идут те, кто уже тянется к флоту, к морю, к «большому» судостроению. Такие дети будут всегда, потому что это, наверное, что-то генетическое. Некоторые потом связывают жизнь с флотом: один из недавних выпускников учится в мореходном училище, второй – в судостроительном колледже. Во-вторых, даже те, кто не выходит на уровень соревнований, получают массу полезных навыков: как общеразвивающих, так и практических.
– Каких, например?
– Многие мамы мне рассказывают, что теперь могут положиться на сыновей в вопросах ремонта квартиры. Это в смысле развития практических навыков. Еще более интересно, что они в данном вопросе берут инициативу на себя – и даже способны убедить отцов, как правильнее полировать, обшивать или красить… Когда я это слышу, то понимаю, что нам удалось вырастить человека, у которого не только есть голова на плечах, но и руки из правильного места растут. Большое дело по нашим временам.
Губернатор Дмитрий Миронов своим распоряжением назначил денежную выплату трем педагогам за исключительный личный вклад в решение социальных проблем региона. Один из них – Алексей Уханов. Алексей Игоревич – мастер спорта России международного класса, президент федерации судомодельного спорта Ярославской области. Только за минувшие три года Алексей Уханов подготовил восемь победителей международных соревнований в сфере стендового судомоделизма. Он воспитал трех кандидатов в мастера спорта, 15 его учеников стали победителями и призерами соревнований всероссийского уровня.
Фото «Ярославского региона»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5h7l/
Комментарии: