За мундиаль прошел полтысячи километров. Ярославский волонтер рассказал о работе на чемпионате мира

Студент ЯрГУ Алексей Беляков несколько раз буквально спас иностранных болельщиков на главном турнире четырехлетия.

Чемпионат мира по футболу – это не только азарт, адреналин, неожиданные исходы встреч, победы и поражения сборных разных стран, это еще и огромная работа по организации праздника. Ее выполняли тысячи волонтеров в разных городах страны. Одним из них был ярославец Алексей Беляков.

 Быть волонтером – сродни игре на поле

«Не каждый может сказать, что он принимал участие в чемпионате мира. А я могу! Не каждый может похвастаться тем, что он был на финале чемпионата мира. А я могу! Не каждый может гордиться тем, что стоял на поле «Лужников» под крики 70 тысяч болельщиков. А я могу! Не каждый имеет друзей и знакомых по всей России, в Германии, Франции, Хорватии, Мексике и Аргентине. А у меня они есть! Все они стали частью моего чемпионата мира! Для меня быть волонтером – сродни игре. И хоть я не могу защитить честь страны там, на поле, я смог сделать это в городе, на стадионе, в Шереметьево», – так описал прошедший футбольный месяц ярославец Алексей Беляков на своей странице в социальной сети.

Любовь к футболу и событийному волонтерству соединились и дали студенту ЯрГУ возможность побывать на самом ярком событии мирового футбола этого лета.

– Прежде чем стать волонтером, нужно было пройти несколько испытаний: сдать тесты по русскому языку, математике, логике и английскому языку, а потом пройти собеседование. Проверяли самое разное: как будешь действовать в нестандартной ситуации, какие сделаешь выводы, – рассказывает Алексей.

Через несколько месяцев томительного ожидания, после прохождения всех процедур пришел ответ: «Вы подходите». Работать предстояло с билетами, помогать фанатам получать заветные пропуска на стадионы. Незадолго до открытия чемпионата волонтеры прибыли в Москву. Ярославцу предложили стать тим-лидером интернациональной команды волонтеров и отправили в аэропорт Шереметьево, где на специально оборудованной площадке распечатывались билеты. 

В подчинении у Алексея оказалась интернациональная команда: китаянка, двое египтян и пакистанец. За время чемпионата ребята успели подружиться и перенять некоторые привычки друг у друга.

Алексей рассказал, что египтянин Мустафа периодически жаловался на жару и говорил, что в Москве она по-другому воспринимается. Второй египтянин просил его называть «Шика» в честь футболиста сборной Египта прошлых лет. Он же успел подучить русский: его любимым словом стало «давай». Если он хотел куда-то пойти, то звал с собой, выкрикивая: «Давай!». А еще как-то признался, что до прилета в Россию думал о русских как об очень суровых людях, среди которых никто не умеет общаться на английском.

– Болельщики оказались удивительно позитивными людьми. Приятно видеть, как люди радуются, получив распечатанный билет, делают селфи с ним, улыбаются всем окружающим, – вспоминает Алексей. – Больше всего запомнились ребята из стран Южной Америки. Они были одеты в национальные костюмы или цвета флага сборных. Например, мексиканцы ходили в сомбреро, а перуанцы – в костюмах с перьями.

Еще стоя в очереди перед стойкой информации, болельщики начинали делиться своими впечатлениями от поездки. Кто-то рассказывал об очень долгом перелете в 48 часов, другие рассказывали, что, вопреки опасениями и предостережениям на родине, увидели страну, отличающуюся от того, к чему они готовились.

– Какие самые странные вопросы задавали?

– Где самые красивые девушки в Москве? Где можно купить матрешку? И вот этот: «Здесь ли покупать билет на автобус?». Дело в том, что для нас сделали специальный павильон с вывеской «Билетный центр». Вот на нее все обращали внимание, а слова про чемпионат мира по футболу, видимо, пропускали, – говорил Алексей. – А еще заметил, что иностранцы позитивней относятся ко всему. Нужно подождать – ничего страшного. Еще они готовы были помогать друг другу. Порой к нам приходили только испаноговорящие болельщики. Как правило, это были пожилые люди, и нам сложно было отвечать на их вопросы, тогда приходили на помощь другие болельщики и становились переводчиками, помогая передать информацию.

Порой в аэропорту, общаясь с болельщиками, отвечая на их вопросы и решая их проблемы, приходилось проводить по 9 – 10 часов. Еще в самом начале работы Алексей включил шагомер. Порой за смену он проходил до 17 километров. За июнь волонтер прошел 320 километров, а за первую часть июля еще 160. За весь чемпионат сумма и вовсе получилась астрономическая.

 Экстренно из Владивостока в Москву

– Этот чемпионат был богат на разные события и истории. Швейцарские болельщики перепутали Ростов-на-Дону с Ростовом Великим и забронировали гостиницу не в том городе. А благодаря фанатам, фотографировавшимся в яме в Нижнем Новгороде, отремонтировали дорогу. Какие запоминающиеся истории были у тебя?

– Одна из самых ярких та, что произошла во время финала чемпионата. Перед самым началом игры ко мне подходит взволнованный бразилец. Его трясет, и он на португальском пытается объяснить мне, что у него стряслось. С помощью переводчика на мобильном выясняется вся история. Мужчина вместе с сыном-подростком отдыхал на территории стадиона и потерял билет, – рассказывает Алексей. – Сфотографировав билет сына и отправив ребенка на стадион, бразилец возвращается, чтобы найти утрату. Но билета нигде нет. Тогда он приходит к нам и просит распечатать новый. И тут загвоздка, мы не можем этого сделать по правилам ФИФА.

45 минут в течение всего первого тайма волонтер вместе с незадачливым болельщиком обегают по всем информационным центрам в поисках билета. Но его нигде нет. Все это время сын периодически звонит отцу, спрашивая, когда тот придет. Со слезами на глазах бразилец просит просто пропустить его на стадион, убедиться, что с мальчиком все впорядке. Но и это по правилам запрещено: нет билета, нет входа на стадион. В итоге ситуацию удалось решить после обращения к менеджеру. Счастливый отец встретился с сыном на стадионе как раз перед началом второго тайма матча.

– Как-то к нашей стойке пришел зимбабвиец. На ломаном английском он объяснил, что прилетел в Россию с братом. Они планировали задержаться надолго, но брат улетел, а этот остался. Вот только за это время успел потерять деньги и часть документов, и теперь ему надо было найти свою авиакомпанию, чтобы попросить улететь пораньше, а не через месяц, как указано в билете. Мы тогда достаточно долго искали авиакомпанию. Она оказалась во Внуково, и кто-то из горожан согласился нас подвезти. В итоге вопрос решили и поменяли билет. На прощание я купил ему еды и воды и пошел на работу дальше, а парень остался дожидаться рейса, – рассказывает Алексей.

Историй с забытыми билетами действительно много. Одному из болельщиков пришлось договариваться о том, чтобы переправить забытый во Владивостоке билет на матч в Москву. После с заветной бумагой он пришел к волонтерам, чтобы удостовериться, что с ним все в порядке.

– Частенько было так, что иду после десятичасовой смены домой в форме волонтера, и тут ко мне подходит компания бразильцев, аргентинцев или испанцев и спрашивает, как доехать. Иногда приходилось просто ехать с ними до места назначения. В дороге мы общались, с кем-то обменивались телефонами. До сих пор с некоторыми общаюсь. Теперь есть друзья в Хорватии, Бразилии, Чили, Англии, Америке, – говорит Алексей. – Частенько спрашивали, как пройти на Красную площадь и что можно посмотреть в Москве. Еще меня удивил один индус, который спросил: «Как проехать в Коломну?».

– Они рассказывали тебе свои впечатления от России?

– Удивлялись тому, что у нас чисто и дешево. За время чемпионата в магазинах и правда цены не поднялись. Хотя в день игры в заведениях было весьма сложно найти столик, чтобы сесть, а на самом стадионе напитки и еда были не самыми дешевыми для России, но приемлемыми для иностранного болельщика. Еще говорили, что удивлены, что нет большого числа людей в форме. Один раз пожаловались на теплое пиво в баре. Ну и метро их впечатлило громкостью, сказали, что сложно разговаривать во время поездки.

 

Матч, который войдет в историю

Но все же самым ярким впечатлением чемпионата стало посещение футбола. Одно дело быть причастным к событию изнутри, другое – наслаждаться им как наблюдатель.

– Я купил билет на матч и распечатал у себя же в центре. На самом деле, это такое незабываемое чувство, когда тебе выдают билет в конвертике и ты идешь на футбол, – вспоминает Алексей. – Я чувствовал в этот момент воодушевление. Чемпионат мира – особенный турнир, где все проходит по-особенному, и никогда не знаешь, как обернется матч. Так, никто не ждал такой игры от сборной России, Хорватии, Японии или Германии, таких матчей. Я шел на игру с ожиданием того, что могу увидеть матч, который войдет в историю, – это очень будоражит.

Алексей рассказал, что перед началом чемпионата хотел увидеть футболистов сборной Германии, за которую болеет, и наших футболистов – Головина, Черышева, Дзюбу, Игнашевича. Но мечта так и осталось мечтой. А вот нескольких футболистов из сборной Франции он встретил.

Французы вышли на поле после финального матча, чтобы поздравить волонтеров с завершением работы.

– Они вышли на поле и спели с нами песенку, пошумели, поблагодарили за нашу работу. Нас поздравлял президент ФИФА Джанни Инфантино, председатель оргкомитета «Россия-2018» Аркадий Дворкович. А мы сидели на лучших местах, радовались и одновременно грустили от того, что чемпионат мира в России подошел к концу.

Фото Владимира Смирнова и Алексея Белякова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4xoa/
ЯрославльволонтерыЧемпионат мира по футболу

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость