Тренер Дмитрий Смирнов: перемены в ярославском «Шиннике» пошли на пользу
Дмитрич Павлович Смирнов на протяжении не одного десятка лет работал в детской школе «Шинника» и воспитал большое количество футболистов для профессионального футбола. На днях ярославский специалист отпраздновал свой день рождения и дал большое интервью.
– На днях вам исполнился 71 год. И не верится…
– И мне не верится. Время летит очень быстро.
– Как-то поздравлял Бориса Александровича Рыбина с шестидесятилетием и брал интервью. Он был откровенен: «В душе мне – не более чем пятьдесят».
– А вот я уже чувствую свои годы. В шестьдесят – да, сил и энергии было еще вагон. Чувствовал себя мальчишкой. А вот в семьдесят лет почувствовал, что уже немолодой.
– Здоровье не подводит?
– В целом сейчас все нормально. Был период, когда здоровье было намного хуже.
– Как проходит ваш обычный день. Чем занимаетесь?
– Ну а чем можно заниматься на пенсии? Помогаю жене по хозяйству и всему остальному – магазины и так далее. В свободное же время смотрю телевизор – футбол, спортивные передачи. Плюс ко всему в интернете сижу, «ковыряюсь».
– В столь немолодом уже возрасте тяжело было освоить интернет?
– Для меня – не проблема! В этом плане многим могу дать фору. В социальные сети не захожу. Мне больше интересны различные программы по компьютеру – технология маяка, как правильно настроить программу. Поставлю любую программу. Любую! До Windows 11. Бесплатно.
– Вот так неожиданность.
– Мне нравится «ковыряться» в компьютере. Для меня он как конструктор. Издеваюсь на старом диске – заношу вирусы и тут же их удаляю.
– Какой футбол предпочитаете по телевизору?
– Смотрю выборочно. Могу посмотреть, как отдельные матчи чемпионата России, так и игры иностранных чемпионатов. Итальянский футбол мне не нравится. Мне по душе – немецкий, английский. Не могу сказать, что за кого-то болею. Просто смотрю игру, а если матч не захватывает – игровые эпизоды.
– По-прежнему как тренер или уже как болельщик?
– Как тренер! Интересно посмотреть, как команды действуют в обороне, в атаке, в переходных фазах.
– Вы очень долго работали тренером в школе «Шинника», но покинули ее как-то незаметно. При каких обстоятельствах это произошло? Что вас подтолкнуло к такому решению?
– Тогда был коронавирус. Получилось так, что для тех, кому было за 65 лет, постоянно вводился домашний карантин. Постоянно шли разрывы. Работать же с перерывами мне было неинтересно. Разрывы были по месяцу и больше. В то время у меня нарушались тренировочный процесс и систематичность, соответственно потом приходить и лишь бы проводить время стало неинтересно. Если бы не коронавирус, то до своих семидесяти лет отработал сто процентов. С «Шинником» у меня связано столько приятных воспоминаний!
– Наверное, и сегодня связь с детской школой не потеряна?
– Связь в большей степени поддерживаю по телефону. Созваниваюсь, как правило, со старожилами – Евгением Александровичем Мартьяновым, Виктором Андреевичем Фоминым, Сергеем Вадимовичем Овчинниковым. Если прохожу мимо стадиона, то забегаю в ФОК, чтобы пообщаться с тренерами. Раз в полтора месяца. Не чаще. Из молодых специалистов поддерживаю связь с Денисом Оромовичем Муминовым. В марте 2024 года будет три года, как я не работаю тренером. «Шинник-2010» был последней моей командой, в которой работал как раз в паре с Денисом.
– У него уже тогда просматривалась тренерская жилка?
– Тогда еще было рано говорить про тренерскую жилку. Но то, что он добросовестный парень, который во все быстро вникает и наматывает на ус, – однозначно. Почувствовал, что ему в работе было все интересно, и он любил ее.
Рад, что у него сейчас все хорошо, а команда 2007 года рождения заняла третье место в первенстве ЮФЛ «Центр». Захожу в интернет на сайт школы. Поглядываю.
– Сегодня директором школы работает Александр Дмитриевич Калинин.
– Разумеется, в курсе того, что именно ему c уходом Галимджана Михайловича Хайрулина в основную команду «Шинника» доверили столь ответственную должность. Радует, что сейчас и в главной команде есть преемственность, и на первых ролях ярославцы. В тренерском составе – Дмитрий Хомуха, Владимир Скоков, отыгравшие столько лет за главную команду. В руководстве Галимджан Михайлович – наш человек, коренной ярославец. Кроме всего, в «Шинник» вернулся Александр Михайлович Побегалов. Сейчас потихоньку все эти люди восстанавливают то, что было потеряно в последние годы.
Александр Дмитриевич Калинин в лишних представлениях не нуждается. Добросовестный, умный. Сам долго играл на профессиональном уровне, что немаловажно. В его управленческих и организаторских способностях не сомневаюсь.
– Сколько времени насчитывает ваш тренерский стаж?
– Не меньше сорока лет. Начинал работать в «Шиннике» с ребятами 1973 года рождения. Команда была играющая. В последний раз она собиралась вместе на футбольном поле шесть лет назад на «Парижской Коммуне», когда проводился турнир по футболу с участием выпускников «Шинника». Здорово, что ребята вместе собрались, что лишний раз доказывает, что футбол объединяет людей.
– Хороший у вас был год...
– Мальчишки были фанатами, поэтому их лишний раз не требовалось мотивировать. Не было такого, что кого-то приходилось уговаривать, заставлять что-то делать на тренировке. Работать было одно удовольствие – как мне, так и ребятам. Неудивительно, что был и результат – как командный, так и в плане индивидуального развития. Сразу три игрока входили в состав сборной России по своему году рождения. Это было совсем другое поколение.
– Вам не кажется, что то поколение футболистов было намного сильнее, чем нынешнее?
– Игроки действительно были интереснее, хотя условия для тренировочного процесса были не ахти какие хорошие. Зато в то время у нас не было конкуренции с хоккейной школой. Более того, многие ребята начинали заниматься футболом и только потом уходили в хоккей. Сейчас же все наоборот, а одна из проблем – качественный отбор, который очень сложно сделать.
Второй момент – платные группы. В основном сейчас спортом занимаются дети состоятельных родителей, которые имеют возможность вкладывать финансовые средства. Но многие родители не могут платить деньги за обучение футболу. Отсюда – кадровые потери. Многие способные талантливые мальчишки – со двора и очень подвижные. Футболом должны заниматься в хорошем смысле слова хулиганчики.
– Вы сказали, что в то время не было хороших условий для тренировок. Однако школа давала качественный продукт, и многие ребята были техничными и заиграли на профессиональном уровне.
– Это действительно так. Тренировки проходили на пляже, на снегу, на гаревом поле или на кочках. Зал был очень маленьким – 24х12. Сейчас, конечно, условия несопоставимы. Вот эти бы условия тем ребятам…
– А чего в таком случае не хватает сегодняшнему поколению?
– Загородных спортивных лагерей. В летний период времени проводили такую колоссальную работу! К осени был резкий скачок, и футболистов было не узнать. Считаю, что это – потерянная вещь. Речь идет о постоянных учебно-тренировочных трехнедельных сборах, где у ребят режим, питание, тренировки. Лучшие условия были в детском оздоровительном лагере имени Серго Орджоникидзе, где рядом в Дубках было старое футбольное поле. Пусть оно визуально казалось, что немного под горочку, но зато было достаточно ровным и травяным.
– Кого считаете самым сильным своим воспитанником того поколения?
– Ярких, талантливых футболистов в команде 1973 года рождения было столько, что кого-то одного выделить сложно. Но раз вы так настаиваете, то я назову Андрея Гальянова. У него была совокупность хороших качеств: светлая голова, работоспособность, хорошая работа с мячом, а самое главное – правильное понимание игры. Неудивительно, что он потом заиграл в Первой лиге и был на хорошем счету в «Шиннике».
– Знаю Андрея Гальянова достаточно хорошо и с обратной стороны. Были ли у вас с ним проблемы?
– Честно? Были! Все они шли из-за его характера. Андрей при всем его таланте очень сложный парень по характеру. В свое время с ним намучился. Лет в 14 – 15 он на тренировках был лучшим, но когда выходил на календарную игру, то на поле терялся. Был период, когда ему не хватало игровой практики. Не знал, что с ним делать. Андрюха к тому же был замкнутым. При личном разговоре у него было сложно вытащить даже одно слово. В какой-то момент перестал на него обращать внимание, но он сам выправился и на выпуске вышел на приличный уровень.
– С номером один все понятно. А кто идет в вашем условном рейтинге под номером два?
– Роман Чевычелов. Он такое вытворял на футбольном поле! Считаю его наряду с Евгением Беляевым – воспитанником «Шинника» 1970 года рождения – сильнейшими нападающими за все время, что работал в детской школе. Это пацаны, которые могли решить исход любого матча за счет индивидуального мастерства. Оба были великолепны в завершении, но Женька был хорош еще и в подыгрыше.
– А Ромка?
– Он был чистым индивидуалистом и хорош в завершении. Его сильные качества на любителя. В чужой штрафной площади чувствовал себя как рыба в воде, бился за каждый безнадежный мяч и мог спокойно уйти из-под опеки 2 – 3 игроков. В отличие от сегодняшних нападающих Премьер-лиги он не играл на чистых мячах, а добывал и вырывал их. Шишек получал много, но и забивал не меньше. А сколько еще не забивал?! Агрессивность – его сильная сторона. Своей игрой заслужил приглашение в юношеские сборные России сразу по двум возрастам. Выходил играть в нападение в паре с Дмитрием Симутенковым, который позднее поиграл в «Динамо» Москва и в сборной России. Но Чевычелов не затерялся и на его фоне, получив на одном из турниров приз лучшего нападающего.
Ко всему вышесказанному – обладал сумасшедшим голевым чутьем. Про таких принято говорить: человек – гол. Жаль, что Роман из-за семейных проблем сломался психологически и так не раскрыл свой талант. Потенциал у него был огромный! Согласны?
– Вам виднее. Но мне из вашей команды 1973 года рождения больше всех уже по взрослой карьере запомнился Сергей Булавин.
– Сергей всегда выделялся индивидуальными качествами. Для него не было проблемой раскачать игрока на фланге и обыграть его один в один. Технически он был готов очень хорошо. У нас вообще в команде много было индивидуально сильных футболистов.
– Я был уверен, что в вашей тройке будет Дамир Хакимов…
– Дамирка – универсал! Мог отработать что в средней линии, что в обороне. Он родился осенью, поэтому по физическим качествам поначалу уступал другим ребятам и «стрельнул» только в последний год. Был средним игроком, техничным, рос потихонечку, но на выпуске резко прибавил. За последний год он взлетел наверх и на любой позиции был одним из лучших. Его сильные стороны стали раскрываться чуть позднее других.
– Если говорить о заигравших на профессиональном уровне, то не знаю более мягковатого футболиста по характеру, чем Дамир.
– Разделяю это мнение полностью. Скромность – характерная его черта. Если искать какие-то недочеты на футбольном поле, то заигрывался сильно с мячом, где-то тянул одеяло на себя и не лучшим образом взаимодействовал с партнерами. Позднее он после армии пришел ко мне в команду «Локомотив», где, едва выскочив из сапог, набрался опыта и еще больше заматерел. Предложил его посмотреть Александру Самыгину. Так он оказался в «Нефтянике», и эта команда стала для него неким трамплином для перехода на другой уровень.
– Вы отметили многих, и все они любили повозиться с мячом. Кто же в той команде таскал рояль?
– Андрюха Иванов. Очень работящий парень! На поле – сама надежность, поэтому для меня не стало удивлением, когда его вызвали в юношескую сборную России. Своей работоспособностью заслужил это.
– С полевыми игроками все понятно. Спокойны ли вы в «Шиннике-1973» были за вратарскую линию?
– Да. В способностях Паши Кондакова никогда не сомневался. В то время вратарей заставляли играть ногами, но конечно же не как сейчас. Но когда он выходил на тренировках играть в поле – был в таком порядке! В любых квадратах был одним из лучших. Голова все время была поднята, все видел, мог убрать соперника за счет хитрости. Умение хорошо играть ногами – хорошее качество для вратарей, особенно для нынешнего поколения.
– Какая тренерская победа самая памятная?
– Конечно же, первое место в финальном этапе первенства России. Причем команда 1973 года забралась на вершину среди соперников на год старше. Финал проходил в 1989 году в Нижнем Тагиле, где, помимо нас, собрались еще семь команд. Нашими соперниками были коллективы из Тольятти, Краснодара, Ленинска-Кузнецкого, Ангарска, Махачкалы и кто-то еще. В общем, было две группы по четыре команды.
– Как сложился для вас групповой этап?
– Удачно. Очень важным был первый матч с футбольным интернатом из Ленинска-Кузнецкого. По ходу встречи соперник нас переигрывал и по счету, и по игре. В стане противника ребята все мощные, крупные и большую часть матча «возили» нас. Когда минут за 15 до окончания матча в наши ворота был поставлен чистый пенальти и соперник повел в счете, то мало у кого возникали сомнения в исходе встречи. Более того, при счете 1:0 представители всех команд, присутствующих на матче, подумали, что здесь все ясно, и ушли в гостиницу. Знали бы они, как в итоге завершится этот матч и какой резонанс вызовет его концовка.
– С этого момента, если можно, поподробнее.
– Сначала минут за шесть до окончания матча Александр Строков после углового удара в падении подрезал мяч головой в дальний угол ворот. Дай ему еще тысячу раз так пробить – не повторит. С его-то массой! Соперник был в шоке и буквально тут же пропустил еще один гол. На этот раз на авансцену вышел Сергей Булавин. Отобрал мяч на фланге, покатил – и Ромка Чевычелов забивает второй гол. Более того, в концовке мы поймали кураж и могли cделать счет более крупным.
Когда вернулись в гостиницу и сказали, что выиграли со счетом 2:1, все были в шоковом состоянии. Для всех было большой загадкой, как команда, которая давила весь матч и по игре была выше на три головы, вдруг проиграла. Это футбол! Мы обыграли обалденную команду, у которой был сумасшедший подбор исполнителей. Из той команды потом 9 человек играли за «Зарю» в Первой лиге. А вообще все матчи на финале первенства России были напряженные и заканчивались перевесом в один-два мяча. По ходу двух игр мы вообще проигрывали и вырывали победы.
– А какая игра на том турнире была лучшей для вашей команды?
– С краснодарской «Кубанью» на втором групповом этапе, куда попали четыре сильнейшие команды c «золотыми» очками. Мы хоть и проиграли со счетом 0:1, но выглядели великолепно. Получалось буквально все, но как только дело касалось завершающего удара, были проблемы. Один только Чевычелов должен был забивать мячей пять. Дохлых! У краснодарцев же едва ли не единственная атака привела к голу. В итоге «сгорели» – 0:1. Но то поражение не было фатальным. Мы все равно заняли первое место!
– С тех пор прошло почти 35 лет. Откуда у вас такая память?
– Для меня самые важные матчи до сих пор стоят перед глазами. Не могу сказать, что хорошо помню все игры, но этот турнир мне запомнился особенно. Хорошо помню и победную игру в группе над очень мастеровитой командой из Тольятти, а затем встречу с Махачкалой. К тому моменту мы обеспечили себе выход в четверку сильнейших, поэтому для нас эта игра не имела большого турнирного значения. Перед глазами был предыдущий поединок махачкалинцев, когда был мордобой и листопад желтых и красных карточек. При счете 5:0 в пользу соперника! Поэтому перед матчем попросили мальчишек, чтобы они выиграли, но самое главное – не поддавались на провокации соперника. Слава богу, все обошлось. Одержали победу со счетом 2:0 и без эксцессов.
– Дмитрий Павлович, спасибо вам за интервью и, конечно же, огромная благодарность за тех воспитанников, которых подготовили для «Шинника». Здоровья вам и вашим близким!
– Спасибо вам! Приятно, что не забываете! Нашей же школе хочу пожелать дальнейшего развития и достойных выпускников, чтобы они пополняли основной состав «Шинника».
Андрей Тараканов, фото ФК «Шинник»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n60k4/
Комментарии: