Углич отмечает свое 1088-летие

Один из старейших городов региона – Углич – отмечает сегодня, 19 июля, 1088‑летие. В рамках празднования пройдет фестиваль «Углече поле», а самым необычным подарком станет уникальный музыкальный портрет города. Его создадут из звуков, раздающихся на улицах Углича и голосов его жителей.

Сам фестиваль обещает стать одним из знаменательных событий нынешнего лета. Он проходит на Угличской земле с 2017 года и за это время завоевал сердца не только угличан, но и жителей соседних округов. А по словам и. о. министра туризма Ярославской области Дмитрия Добрынина, стал локальной туристической достопримечательностью и, несомненно, привлечет много гостей и в этот раз.

В рамках фестиваля запланированы различные игры, театральные представления, реконструкции исторических событий. А гости на память смогут купить у местных мастеров сувениры.

Празднования развернутся на Успенской и Советской площадях, в парках Детства и Победы, на набережной Волги. И, конечно, на улице Спасской, ставшей недавно пешеходной.

1001 сказка на Спасской

К слову, об улице Спасской. Знаете, сколько историй можно узнать если пройти по ней с человеком, влюбленным в свой город? Здесь переплетаются предательство, любовь, страсти земные и погоня за успехом, удачей и благородство.

Так, в 60‑е годы прошлого века в течение двух лет в Угличе просуществовала очень милая традиция. Когда в городе рождались девочки, в парке перед музеем ГЭС на Спасской сажали березки, а если мальчики – канадские тополя. Высаживали их так, чтобы сделать тенистую аллею. Березки сажали вдоль дорожки, а тополя за ними в качестве защиты от ветра.

В России Углич известен как город, где погиб царевич Димитрий – младший сын Ивана Грозного и Марии Нагой. Загадка его смерти так и осталась неразгаданной. Но это не единственный «кровавый мальчик» в этом городе.

История, в которой известно, кто и как погубил ребенка, но совершенно непонятно – за что, произошла в 1663 году. Шестилетний сын состоятельного купца Чеполосова отправился к учителю математики и грамоты и пропал. Встревоженные родители подняли шум, начались поиски. Ваню искали на дорогах, в лесах, на Волге, в слободах.

– Позже установили, что мальчика похитил доверенный слуга его отца, приказчик Рудак. Он спрятал его в сундуке – конике, требовал от ребенка отречься от родителей и признать в нем своего отца. Домашним Рудак запретил кормить и поить ребенка, – рассказывает экскурсовод Ольга Курнышева.

Младшего сына Чеполосовы похоронили у стен деревянных храмов. Через 25 лет отец решил построить на их месте новый каменный. Так на Спасской улице была воздвигнута церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге. А сам Ваня Чеполосов стал местночтимым угличским святым.

Рядом находится Воскресенский мужской монастырь, а в нем хранится икона, на которой изображены угличские святые. На переднем плане стоят два мальчика: царевич Димитрий в царских одеждах и Ванечка Чеполосов, как и положено купеческому сыну – в красной рубашке, подпоясанный кушачком.

Если пойдете в Воскресенский монастырь, то ждите встречи с… котом. Серый пушистый с голубыми глазами «присматривает» за посетителями. Одни покормят, другие погладят, третьи поиграют – им не в тягость, коту в радость.

До наших дней дошел второй Спасский монастырь. Первый был деревянным и располагался где‑то неподалеку на берегу Волги и был возведен в XIII веке во время княжения Романа Угличского. Второй комплекс зданий – каменный, возведен в 1674–1677 годах по указанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича.

– Это город‑монастырь, обратите внимание, что все здания стоят на одном уровне и соединены галереями. Помещения для насельников были оборудованы прямо в стенах, так что они даже не спускались на землю. Кстати, монастырь закрыли во времена Екатерины II, а возродился он только в 1999 году, – обращает внимание Ольга.

Ампир против посада

Теперь улица Спасская – пешеходная. Центр ее вымощен плиткой, по обе стороны выстроился стройный ряд уличных фонарей. С противоположных концов друг на друга смотрят два века: двухэтажные посадские купеческие дома XIX века и многоэтажки сталинского ампира, возведенные в 40‑е годы XX века. Последние построили для работников Угличской ГЭС и завода точных технических камней №2 (ТТК №1 работал в Петродворце).

– На заводе ТТК №2 из искусственно выращенных рубинов и корундов делали приборы для военной промышленности до и во время Великой Отечественной войны. Именно на этом предприятии в 1950‑м соберут из деталей пензенского часового завода первые женские наручные часы, которые получат имя «Волга». А в 63‑м году после полета в космос нашей землячки Валентины Терешковой их переименуют и назовут в честь нее «Чайкой», – рассказывает Ольга Курнышева.

Напротив, плотно прижавшись друг к другу стоят купеческие домики. В доме №17 был постоялый двор купчихи Богудаловой. Именно в нем комнаты над аркой снимал брат писателя Антона Чехова – Михаил вместе с женой. И хотя сам драматург в Углич не наведывался, здесь не раз бывала их мать. Зато сам Михаил, будучи податным инспектором, частенько был в разъездах по округе. Подмеченными историями делился с братом, а тот использовал их в рассказах.

В соседнем доме в детстве работал мальчик‑половой Петя Смирнов, ставший впоследствии купцом первой гильдии и прозванный «водочным королем». Он дослужился до приказчика, открыл свое дело, основал водочный завод, торговал на внутренний и западный рынок, стал поставщиком императорского двора, при этом оставаясь убежденным трезвенником. Активно занимался благотворительностью и ежегодно тратил внушительные суммы на строительство больниц и храмов, поддержку школ и училищ.

Катись «колбаской»...

В начале XX века на Спасской была открыта второклассная гостиница Постнова, сейчас бы ей дали не меньше четырех звезд. На первом этаже здания, построенного в модном тогда «кирпичном» стиле, располагались ресторан и бильярд, а на втором и третьем – номера, в которых жили купцы и путешественники.

– Принадлежала она «колбасному королю» Алексею Постнову. Так получилось, что когда Петр I привез в Россию первых колбасников, их учениками оказались сплошь угличане. Кстати, первые сорта отечественной колбасы созданы угличанином Василием Русиновым. В Москве и Санкт‑Петербурге колбасами торговали сплошь угличские купцы. В Петербурге в 1868 году из 72 колбасных мастерских 54 принадлежало угличанам.

Колбаса Постнова, крупнейшего производителя колбас в империи, получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1897 году. А купец Русинов придумал знаменитую «Углицкую» колбасу, которая не только обладала отменным качеством, но и могла храниться в течение двух лет, не портясь. До революции угличская колбаса была в России не менее известным брендом, чем смирновская водка.

Кстати, существует версия, что известная поговорка «катись колбаской по Малой Спасской» также родом из Углича. Помните, мы гуляем по Спасской улице, на котором стоял дом Постнова с колбасным магазином. Впрочем, он и сейчас открыт в том же здании.

Угличане, как многие жители Ярославской губернии, занимались отхожими промыслами, сейчас бы их назвали вахтовиками. Благодаря этому родилось новое слово «маскаль», но к Москве и москвичам это выражение не имеет никакого отношения. На ярославских землях жили финно‑угорские племена, а на финском глагол «путешествовать» звучит как «маск». Так что когда мужик уходил на заработки, говорили, что он «умаскалил», а когда возвращался, то «примаскалил». Но если он оставался жить в другом городе, то становился «маскалем».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n6cds/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость