Главное:

Город Ярославской области украсили новыми монументами и скульптурными композициями

Углич за последний год украсила целая группа новых монументов и скульптурных композиций. Они преобразуют городскую среду, наполняют ее глубокими смыслами. 

Чудо на канате, Большой князь, Русский соловей, Свадьба с приданым и Мольберт для поэта. 

В 2023 году Углич реализовал масштабный проект в историческом центре. Целая серия скульптур от парка Детства до Дивной церкви в Алексеевском монастыре создана деталями, отражающими культурный код города, важные и памятные моменты жизни Углича, интересные как угличанам так и гостям города. Проект создан на средства национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». 

– Начало этому процессу положила установка памятника царевичу Димитрию в 2015 году на территории Угличского кремля у палаты Дворца удельных князей. Авторы проекта памятника – московский скульптор Александр Рукавишников и настоятель храма Михаила Архангела, что в бору, игумен Рафаил (Сергей Симаков) – за основу взяли картину Михаила Нестерова «Цесаревич Дмитрий убиенный». Их концепция по результатам творческого конкурса была признана лучшей, получила поддержку экспертов и общественности, – рассказывает директор Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Наталья Чванова.

Святой, благоверный, покровитель детей – говорит о нем церковь. Самое суровое сердце дрогнет от жалости и сочувствия к несчастному ребенку. Наверное, в этом и есть высокая миссия искусства – пробуждать доброе в человеке, а об исторических реалиях пусть спорят историки. 

Необходимо отметить, что памятник был создан на средства гранта, который город получил как «Лучший город в Год культуры». 

Именно тогда началась широкая дискуссия среди краеведов о том, что необходимо найти средства на установку памятника уроженцу Углича и его удельному князю Андрею Большому (1446 – 1493). Сын русского государя Василия II Темного был участником судьбоносного для страны события – стояния на реке Угре, положившего конец монгольскому игу. Было написано много статей, снят фильм и написана книга о князе, и в 2023 году мечта о памятнике была воплощена – теперь Андрей Большой встречает всех гостей Угличского кремля. 

– С ним напрямую связан золотой век в истории города. Во время экскурсий по исторической части Углича его имя звучит неоднократно. Именно он расширил территорию кремля практически до ее современных границ, обновил и укрепил крепостную стену, построил великолепный каменный дворец, белокаменный собор и другие храмы, – поясняет Наталья Чванова.

Возведенный при этом правителе Спасо-Преображенский собор разобрали во времена Петра I, Покровский монастырь ушел под воду при заполнении Каскада Верхневолжских водохранилищ, а от одного из роскошнейших дворцов XV века дошла до наших дней всего одна княжеская палата. Но самоощущение Углича как города «княжьего», статусного сохранилось.

– Считаю установку памятника огромным подарком угличанам. Об этом патриоты города мечтали с 1990-х годов, – довольна  Наталья Чванова.

В конкурсе на проект памятника Андрею Большому победили москвичи: скульпторы Наталья Захарова и Кирилл Александров. В творческой команде вместе с ними работали Наталья Царёва и Михаил Кириллов-Угрюмов. 

Скульптор Наталья Захарова призналась, что с самого начала поставила перед собой задачу создать образ человека XV столетия, а не приближенного к современному восприятию Андрея Васильевича – в противоположность подходу, примененному классиком отечественного кинематографа Леонидом Гайдаем в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», поставленной по пьесе не менее знаменитого Михаила Булгакова.

Автор опиралась на традиции иконописи, и фигура князя словно бы выступает из плоскости, как это принято при создании скульптурного рельефа. Князь видится праведником с иконы, благословляющим входящих в Угличский кремль. Любопытно, что обращение к вековым традициям не помешало использовать при создании скульптуры современный композитный материал – фибробетон.

– Сбылись давние чаяния угличан, и на территории Угличского кремля – точке концентрации исторической памяти Углича – установлен памятник мудрому правителю, благодаря которому в Угличе появилось каменное зодчество, развивались искусства, процветали монастыри, – сказала на открытии памятника министр культуры Ярославской области Марина Васильева. 

В 2022 году, когда на Успенской площади Углича было завершено благоустройство на грант Минстроя РФ возле Музея городского быта XIX века и Никольского моста, установили первую городскую скульптуру, создающую образ угличан, городских обывателей рубежа XIX – XX веков. Именно на этот период пришелся культурный расцвет города: горожане инициировали создание училищ, публичной библиотеки, музея, театрального общества. Но почему рядом с купцом и купчихой скульптор изваял собаку? О, это любопытная история: состоятельная любительница животных Елизавета Леонтьева оставила в наследство 150000 рублей и поместье своему четвероногому другу по кличке Серко. Собака после смерти хозяйки прожила около года, а после её кончины это имущество перешло городу. В доме Леонтьевой разместили училище, где молодых людей обучали ремёслам, связанным с кожевенным производством. Так пес косвенно поспособствовал развитию города. 

В прошлом году сразу несколько новых композиций украсили городское пространство. Так,например, в бронзе увековечили бытовавший в XIX веке местный обычай, известный как ярмарка невест. 

– В один из дней центральную площадь отдавали под презентацию девиц на выданье. Они съезжались издалека, каждая привозила с собой сундук с приданым, чтобы продемонстрировать, что она – мастерица на все руки. Потенциальные женихи расхаживали, присматривались к девушкам и их имуществу, придирчиво выбирали. Свахи спешили составить подходящие партии, – удивляет Юлия Воронова. 

Скульптурная композиция «Свадьба с приданым» украсила Успенскую площадь. Скульптура интерактивная, связана с угличской традицией и появилась как нельзя кстати к Году семьи. Авторы уверены, что она станет местом фотографирования молодоженов. 

Появление большинства скульптур было запланировано еще на этапе проектирования городских общественных пространств. Парк Детства благоустраивали на средства проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в 2017 – 2021 годах. Еще пять лет назад подготовили место под скульптуру в память об уроженце Угличского уезда – знаменитом канатоходце XIX – начала XX веков Федоре Молодцове. Его назвали русским чудом: угличанин приводил публику в восторг, исполняя на канате сложнейшие трюки. Он объехал с гастролями Россию и много зарубежных стран. Однажды шел по канату с привязанными к ногам острыми мечами, используя в качестве балансира шест. Но вдруг тот сломался и выпал из рук. Артист не потерял хладнокровия: сумел отвязать оружие, затем, используя его для балансировки, успешно завершил выступление. Он придумывал все новые и новые аттракционы – сложные, опасные. Под старость он вернулся в родной Углич, где и умер в доме престарелых. Теперь он вновь балансирует на канате – уже в виде статуи. 

– У этого монумента есть своя философия: чтобы жить счастливо, испытывать душевный комфорт, нужно соблюдать баланс. А еще это символ воплощенной мечты: житель маленького города на Волге прославился на весь мир, стал звездой. Многие его трюки никто не смог повторить. Мысль, адресованная юным жителям Углича и его гостям: дерзайте и идите к поставленной цели. Будущее зависит только от вас, – рассказывает Юлия Воронова, руководитель информационного проекта «Углич: городская среда» и соавтор проекта «Крепость, которой нет, возвращение реки городу», с которым в 2022 году Углич вошел в число победителей Всероссийского конкурса лучших проектов туристического кода центра города. Из федерального бюджета на его реализацию выделили 200 миллионов рублей. Главная его идея – соединить 18 основных туристических точек в единый маршрут и рассказать историю города языком художественных образов. 

Также в парке Детства вырос бронзовый «Одуванчик» из ладошек. По замыслу автора – скульптора и живописца Григория Потоцкого, этот цветок символизирует нашу планету и доброту, идущую от сердца. 

– Еще совсем недавно о Федоре Молодцове знали лишь краеведы. А теперь он материализован в качестве гения места. О другом знаменитом земляке напоминает скульптура «Угличский соловей», установленная над аркой торговых рядов на Успенской площади – месте, где с прошлого года каждые выходные летом проводятся концерты живой музыки. Русским соловьем за великолепный голос и мастерское исполнение оперных партий современники называли уроженца Углича тенора Александра Олимпиевича Бантышева, который четверть века с 1827 по 1853 год выступал на сцене Большого театра в Москве. Также известен образ соловья с угличских изразцов. Эта небольшая бронзовая скульптура также создана Георгием Потоцким.

У подножия Алексеевского монастыря появилась скамья Ольги Бергольц. Поэтесса, чей голос звучал в радиоэфире блокадного Ленинграда, в детстве жила здесь с семьей и потом не единожды приезжала. Она любила рисовать и дружила с педагогом, угличским художником Иваном Потехиным, поэтому рядом со скамьей установлен мольберт. Это главная точка созерцания храма и скульптура утилитарна – на стул перед мольбертом можно сесть и рисовать или просто любоваться и читать строки Берггольц, высеченные на мольберте: «А церковь всеми гранями своими такой прекрасной вышла, что народ ей дал свое – незыблемое – имя, ее доныне «Дивною» зовет».

В преддверии празднования 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады напротив Детского дома открыли памятник детям блокадного Ленинграда. Углич принял около 700 эвакуированных детей.

У городской усадьбы купцов Евреиновых в честь 180-летия появился бюст Николая Дмитриевича Евреинова – городского головы, мецената, общественного деятеля, одного из устроителей Угличского музея, первой в губернии бесплатной публичной библиотеки, театрального общества. 

– Задачаей было рассказать историю места через скульптуры, – подчеркивает Юлия Воронова.

О том, что горожане приняли художественные композиции, можно судить по многочисленным фотографиям в соцсетях и сложившимся за зимние праздники традициям. Например, для пса Серко на памятнике купцам известная угличская мастерица связала шарф. А сундук свахи стал местом, где оставляли потерянные на горке варежки. У памятника детям блокадного Ленинграда лежат живые цветы. Историю жители города и его гости пропускают через себя, ощущают себя ее хранителями и продолжателями. Так рождается и крепнет любовь к малой родине. 

Фото Алексея Суслова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n61z9/
Углич

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость