Главное:

Улицы-герои Ярославля. Его самолет взорвался в воздухе

Летчиками рождаются или становятся? Что побуждает человека становиться героем? О чем он думает, когда ставит на кон свою жизнь? 

«Ярославский регион» продолжает рассказывать о ярославцах – героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы областного центра. Сейчас мы говорим: поезжай до Кривова, или сверни на Чкалова, или не забудь, тебе на Щапова, но часто ли, упоминая улицы Ярославля, мы знаем, в честь кого они названы?

Большинство ответит отрицательно. Возможно, кто-то скажет, что в честь героя. А в честь какого? Что он сделал, и почему его наградили? Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, тех, кто мог рассказать, что тогда было. Впрочем, топонимика сохранила для нас имена героев. Мы намерены еще раз вспомнить и рассказать о людях, совершивших подвиг, о том, что они сделали для того, чтобы мы жили. Ранее мы рассказали о летчике-штурмовике Николае Кривове, сегодня – о его коллеге Борисе Щапове.

Шел 1921 год, в России бушевала гражданская война. В регионах одна за другой шли крестьянские восстания, в Петрограде начались митинги рабочих. В этот период в Нерехте в семье рабочего-литейщика Дмитрия Щапова родился сын. Мальчика назвали Борис.

Через девять лет семья перебралась в Ярославль. 10-летний Боря пошел учиться в школу №36. В школе он отучился до конца восьмого класса, а потом отправился работать на шинный завод. Однако у молодого человека родилась мечта о небе. В 1939-м он пришел в Ярославский аэроклуб, сдал вступительные экзамены. Началось обучение. Борис оказался талантливым. Заканчивал учебу он в числе лучших выпускников. В качестве награды Щапова направили в летное училище.

Борис стал курсантом Балашовской военной авиационной школы.

 «10»

Когда Борис закончил летное училище, война уже была в самом разгаре. Молодой летчик написал рапорт и попросился в строевую часть. Направление он получил в Оренбургскую (Чкаловскую) школу летчиков, где стал пилотом-инструктором. Через некоторое время Щапова перевели в Бугурусланскую школу. До 1943 года Борис в тылу занимался подготовкой молодых пилотов для фронта, перебрасывать его в действующую армию отказывались.

Разрешения о переводе ему удалось добиться только летом 1943-го. Щапова направили в 800-й (позже, 5 февраля 1944 года, его переименуют в 144-й гвардейский) штурмовой авиационный полк. Ему поручили самолет с бортовым номером «10».

Когда количество успешных вылетов перевалило за 30, Щапова наградили орденом Красного Знамени.

«Всего товарищ Щапов произвел 54 успешных вылета. За отличное выполнение 22 боевых вылетов на Воронежском и Степном фронтах награжден орденом Отечественной войны II степени. После награждения Щапов совершил еще 32 боевых вылета, показывая образцы мужества и самоотверженности. Участник сражений по освобождению Харькова, Краснограда и Кременчуга, где поразил колонны танков и артпозиции», – писал в донесении командир эскадрильи. 

Вызываю огонь на себя

24 сентября 1943 года Щапов вместе с другими штурмовиками поднялся в воздух. От них требовалась огневая поддержка во время боя за переправу в районе Кременчуга. Он шел ведомым вместе с гвардии капитаном Пошевальниковым. Когда самолет заходил на цель, Щапов заметил зенитную батарею. С земли они вели огонь по «илам».

Летчик пошел в атаку. Ему удалось заставить батарею замолчать, но в корпусе самолета образовались три пробоины, а пилоту осколки попали в лицо. Бой продолжался. Щапов ввязался в бой с истребителями, напавшими на ведущего. Маневр оказался смелым и опасным, но позволил группе накрыть цель и без потерь вернуться домой.

Бои продолжались. В день штурмовики взмывали в небо по два, три раза. Атаковали самые важные цели, те, которые могли сломить наступление пехоты. За дерзость и «работу» на бреющем полете Щапова ценили в строю.

«Особое мужество проявил тов. Щапов на Втором Украинском фронте. Перед войсками стояла задача расширить плацдарм на правом берегу Днепра. За два дня, 15 и 16 октября 1943 года, Щапов сделал по пять боевых вылетов в район Михайловки и Плосского, атакуя танковые колонны противника. Уничтожить удалось три танка, 6 машин и одну зенитную точку», – сообщалось в приказе о награждении.

К декабрю 1943 года грудь штурмовика украсили еще две награды. Приказ о награждении Щапова орденом Красного Знамени был подписан 25 декабря 1943 года, а через три дня – 28 декабря его наградили орденом Славы 3-й степени.

 

Последний бой

Начинается 1944 год. При любых погодных условиях день за днем продолжаются атаки с воздуха. Вместе с другими штурмовиками Щапов отправляется на боевые задания. Цель: прицельное уничтожение полевые орудий, техники и живой силы противника.

Во время боев под Кировоградом, как гласят архивы Министерства обороны, за 18 боевых вылетов Борис Щапов уничтожил 7 танков, 5 орудий, 17 автомашин, 3 склада с боеприпасами, 6 автоцистерн с горючим и подавил огонь трех зенитных батарей. Ему удалось сбить Ме-109, FW-190, еще один «стевятник» был подбит в воздушном бою в районе Знаменки.

Штурмовиков регулярно отправляли в воздушную разведку. Данные о местонахождении и перемещении противника были ценными для командования советских войск. Весь февраль 1944-го Борис каждый день отправлялся в разведку, тщательно фиксируя перемещения гитлеровцев в районе Корсуня. Во время одной из вылазок он «накрыл» вражеских «воздушных извозчиков» Ю-52. Звену под командованием Щапова удалось уничтожить 11 немецких самолетов.

Меньше чем за год на фронте младший лейтенант Щапов совершил 133 боевых вылета. В 53 воздушных боях он уничтожил 8 вражеских самолетов. Вскоре за личную высокую боевую выучку, дисциплинированность и организованность командование полка представило младшего лейтенанта Щапова к званию Героя Советского Союза. Наградной лист на летчика пришел 16 мая 1944 года. Подписал его командующий 5-й воздушной армией генерал-полковник авиации Горюнов.

В это время линия фронта передвинулась. Бои шли в Румынии.

30 мая девять самолетов «Ил-2», которые вел Пошевальников, вылетели на новое задание. Им предстояло атаковать танковую колонну в районе города Яссы. Щапов командовал правым звеном. Несмотря на то, что штурмовики появились внезапно, зенитчики успели открыть огонь. Их подавили с воздуха, но один из снарядов попал в самолет Щапова. «Ил-2» взорвался в воздухе. Вместе с Щаповым погиб воздушный стрелок Николай Дружинин. Обоих похоронили в поселке неподалеку от города Яссы.

Звание Героя Советского Союза Борису Щапову присвоили посмертно в августе 1944-го.

Фото с порталов «Мемориал», «Память народа», «Ярвикипедия»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4u5a/
ЯрославльДень ПобедыВеликая Отечественная войнаКраеведениеПятерка

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость