Уточнения по ходу пьесы: глава минкульта рассказала, как обновится ТЮЗ после ремонта
В преддверии нового, 2025 года Ярославль готовится к значимому событию – откроет двери для зрителей и артистов Ярославский ТЮЗ имени В.С. Розова, обновленный, прекрасный, сияющий после капитального ремонта. В конце декабря здесь состоятся губернаторские елки и премьерные показы сказочного спектакля.
О том, каким был этот большой ремонт, а главное, что нас ждет потом в обновленном здании театра, «СК ЯР» побеседовал с и.о. министра культуры Ярославской области Ириной Ширшовой.
– Ирина Ивановна, можем ли мы сказать, что в декабре ремонт будет полностью завершен?
– Конечно. Обновленный театр юного зрителя имени В.С. Розова торжественно откроется 25 декабря губернаторской елкой, на которую мы приглашаем детей и родителей. Зрители увидят и премьеру – спектакль ТЮЗа «Волшебное перо Жар-птицы», поставленный режиссером Сергеем Виноградовым.
А затем стартует процесс переезда даже не двух, а трех театров – ТЮЗа, Ярославского государственного театра кукол и камерного, который также стал структурным подразделением театра юного зрителя.
– Как долго будет длиться переезд?
– С января по май 2025 года. Предстоит обустроиться на новом месте, оборудовать все помещения, гримерные комнаты, изготовить декорации для сцены.
Причем одновременно будет подготовлен и новый репертуар. Мы привлекаем режиссеров, чтобы начать репетировать яркие премьеры.
Прежние кресла ТЮЗа, а также декорации, световые приборы мы отправим в дома культуры Запорожской области, в наш подшефный Акимовский округ. Есть запрос от коллег с новых российских территорий – поделиться не только оборудованием, но и наработками наших сценических постановок, спектаклей.
Хочу подчеркнуть, что весь этот год в КСК «Вознесенский» труппа ТЮЗа имени В.С. Розова представляла публике замечательные спектакли. В частности, недавно состоялся бенефис Ивана Баранова, выпускника нашего театрального института.
Точно так же, бенефисом – спектаклем «Горе от ума» – ранее отметил свой юбилей лауреат премии «Золотая маска», народный артист России Виталий Стужев.
Новый театральный сезон сразу трех театров планируем открыть в здании ТЮЗа в сентябре.
Осенью 2025 года состоится и наш знаменитый фестиваль «РозовФест».
– И Ярославский камерный театр продолжит свою историю на сцене ТЮЗа?
– Именно так. С этого года по решению губернатора Михаила Евраева Ярославский камерный театр получил статус государственного и стал структурным подразделением Ярославского ТЮЗа.
Решение было принято с целью сохранить талантливый коллектив, востребованный и любимый театральной публикой, и предоставить ему возможности для развития.
Для спектаклей текущего репертуара и новых постановок камерному театру, который теперь носит имя Юрия Ваксмана, будет предоставлена малая сцена ТЮЗа. Там больше зрительских мест, чем в старом здании на улице Свердлова, которое сейчас находится в аварийном состоянии и уже не может функционировать как театр.
– То, что уже сделано к настоящему времени, внушает и уважение, и даже восхищение. Например, первое, что бросается в глаза, – обновленный декор стен, фасада, керамика…
– Причем куклы, скульптуры на фасаде – далеко не единственное, что нужно было сделать в этом плане. Двенадцатиметровый декоративный керамический орган на стенах между первым и вторым этажами – с ним было сложнее. Сняли аккуратно все детали, составляющие единое целое, покрасили заново основу со стеной, отдельно лепили, обжигали, расписывали керамические фигуры.
Эти работы выполняли реставраторы-керамисты, специалисты реставрационно-строительной компании.
Наш знаменитый скульптор Елена Пасхина, в свое время ставшая автором уличных скульптур на фасаде здания, лично связалась с нами, сказала, что непременно хочет участвовать в их реставрации.
Конечно, мы откликнулись на пожелание Елены Васильевны, отвезли ее в керамическую мастерскую, чтобы она проконтролировала процесс, внесла свои правки.
Очень приятно было увидеть такое неравнодушие художника к своей работе, к судьбе своего детища. И важно, что при реставрации скульптур применена технология, позволяющая им еще несколько десятилетий стоять и сохранять красивый, эстетичный вид.
– При ремонте появилось и много нового?
– Например, противопожарный занавес, который теперь полностью в рабочем, функциональном состоянии. Потратили на полную замену его «начинки», всех деталей более двух миллионов рублей, но оно того стоило.
Ремонт занавеса был сложный, долгий. И он нас фактически спасал от пыли при чистке крымского ракушечника, которым отделаны стены. Ракушечник – материал красивый, но капризный, пористый, мытью не поддается. За эти сорок лет он местами пожелтел, местами посерел. Вид был неряшливый. И мы, изучив вопрос, нашли клининговую компанию, которая взялась эту задачу выполнить, – привести отделку стен в первозданный красивый вид. Химию применять было нельзя, и наши подрядчики шлифовкой сняли верхний загрязненный слой. Получилось хорошо, красиво и аккуратно.
– Что еще изменилось в здании?
– Мы скорее наполнили действующие помещения новым содержанием.
Например, кухонная зона за буфетом сейчас стала полноценным помещением для приготовления пищи, соответствующим всем санитарным нормам и требованиям. Заменили мы и все вентиляционные камеры, и трансформаторную подстанцию, везде новое оборудование.
В машинном цехе, обеспечивающем механику сцены, тоже все новенькое, все 37 пультов. Можно еще долго перечислять… Хотя капитальный ремонт – это все-таки не реконструкция, поскольку не менялся конструктив. Даже внутри мы не возводили и не убирали никакие перегородки.
А необходимость в капремонте возникла именно потому, что его не было много лет, с момента строительства и торжественного открытия театра. И главная проблема – постоянно текла кровля. То в одном месте, то в другом.
– Ранее ее не ремонтировали?
– Фрагментами, по кусочкам. Все 40 лет латались дыры – то тут, то там, где протекало. И вторая большая проблема – витражные окна.
Изначально были установлены обычные стекла в алюминиевых рамах, которые пропускали тепло. Потому в здании было довольно холодно, особенно в зимнее время.
– Это недостатки проекта, по которому возводился наш ТЮЗ?
– Проект был южный, предназначенный для теплых регионов. И строительство в нашем городе уже изначально несло определенный риск. Как ни крути, у нас не юг – потому в театре было постоянно прохладно. Соответственно, все инженерные сети требовали замены – система отопления, электрика, которая не справлялась с нагрузкой. Например, невозможно было установить уже закупленные прожекторы, устроить лазерную подсветку, поскольку сети не выдерживали.
– Почему же так долго не было капитального ремонта?
– Ремонт такого масштаба, с таким объемом затрат стал возможен благодаря нацпроекту «Культура». И в 2018 году, когда он формировался, мы обозначили капитальный ремонт ТЮЗа как одно из приоритетных мероприятий в нашем регионе.На областные деньги разработали проектно-сметную документацию, в марте 2020 года она была готова – и мы подали заявку в Минкульт РФ. Правда, сначала деньги нам не выделили.
– Зато цены на стройматериалы выросли…
– Именно. Сметная стоимость увеличилась, и мы стали работать над пересмотром ПСД – чтобы не получилось так, что выделили нам, например, 500 миллионов рублей, а нужно раза в полтора больше. Мы пересчитали смету, исправили.
Конечно, пришлось задействовать все ресурсы, все каналы. Благодаря активной позиции губернатора Ярославской области Михаила Евраева нас и Совет Федерации поддержал, и Министерство культуры РФ.
Объявили конкурс в 2022 году. Торги состоялись 17 мая. Но в реалиях того времени, когда цены на стройматериалы вновь выросли, на конкурс не вышел ни один подрядчик. Потому что удорожание составляло 40% от сметы! Ситуация была критическая… В итоге согласился приступить к работам подрядчик, который разрабатывал проектно-сметную документацию, – ярославская компания «Виннер».
Мы очень благодарны этой команде профессионалов, которые вместе с нами прошли и завершают сложный многолетний путь, данный проект как самые настоящие партнеры.
– Как подрядчик выходил из ситуации столь серьезного ценового разрыва?
– Сложно выходил, конечно. И мы со стороны сначала департамента, а потом и министерства культуры постоянно боролись за реализацию этого проекта, чтобы завершить ремонт, сделать все качественно, так, как нужно.
К тому же объект технически сложный. В ходе проведения капремонта постоянно обнаруживаются новые точки приложения сил. Так, например, если в самом начале планировался только ремонт механики сцены ТЮЗа, то уже во время проведения работ выяснилось, что в порядок надо приводить и механику сцены театра кукол. А чтобы получить дополнительные средства, требуется разработка ПСД, ее экспертиза. И снова подрядчик пришел на помощь, взяв на себя эти расходы. Оно дорогого стоит, такое отношение и понимание важности общего дела, общей задачи, которую нам необходимо решить совместными, объединенными усилиями.
– Ирина Ивановна, большое спасибо за подробный рассказ! Остается пожелать скорейшего завершения такого грандиозного ремонта – одного из ключевых мероприятий нацпроекта «Культура» в Ярославской области. И, конечно, счастливого начала нового театрального сезона в следующем году – в полностью обновленном здании ТЮЗа!
– Благодарю! Работа проведена настолько большая и сложная, что мы с нашими верными партнерами просто обязаны довести ее до конца, все завершить, как задумано и даже лучше – и благополучно стартовать с новым театральным сезоном.
Пусть творческий процесс в обновленном здании будет насыщенным, значимым – и, безусловно, ярким, талантливым. Так что по ходу пьесы, как говорится, разберемся!
Мы гордимся нашим театром и хотим, чтобы он выглядел соответствующе и стал еще одной яркой достопримечательностью Ярославля.
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n6833/
Комментарии: