В Ярославле соберутся эмальеры со всей страны и стран зарубежья
Раз в год в Ярославле собираются эмальеры из России и стран зарубежья для участия в симпозиуме. Художники-участники изучают новые для себя технологии, экспериментируют с техниками и совершенствуют навыки. Результаты работы, созданные на медных пластинах, обжигают в муфельных печах при температуре свыше 800 градусов.
Точка притяжения
Эмаль ворвалась в жизнь художника-монументалиста Александра Кариха в 80-е годы. Во время обмена творческими группами он поехал в Венгрию. Там впервые попробовал себя в новой технике эмали. Она настолько заинтересовала художника, что по возвращении в Ярославль он в своей мастерской построил печь для обжига, оборудовал помещение дополнительной вытяжкой и начал экспериментировать.
В 1989 году Александр Карих вновь посетил Венгрию, где познакомился с немецкой художницей, президентом международной ассоциации художников-эмальеров Гертрудой Ритман-Фишер. Ей так понравились работы русского живописца, что она пригласила его провести занятия в ее центре.
– Эмаль очень интересна. Она предполагает импровизацию. Художник сочиняет, а огонь вносит коррективы. И ты стараешься предугадать, как поведет себя эмаль под воздействием огня, как отреагирует на контакт с медью и как будет взаимодействовать одна краска с другой, – рассказывает Александр Андреевич.
Во время визита в Германию Гетруда и ее супруг Август сделали Александру предложение – переехать и возглавить их мастерскую. Но получили отказ. Как позже признавался художник, еще во время путешествия он понял, насколько любит Россию и не готов ее покидать. Зато спустя пару лет, когда Гертруда и Август приехали в Россию, они загорелись мечтой провести в нашей стране международную выставку эмальеров.
– Я понимал, что это несбыточные фантазии. Но подумал, что было бы неплохо создать нечто такое, где люди могли бы знакомиться с данной технологией. На Западе эмаль более развита. У нас же активно развивалась только ювелирная эмаль в поселке Красное-на-Волге в Костромской области, да ростовская финифть, которая, по сути, является росписью по эмали. Дело в том, что движение зависит от пассионарных людей, которые бы открывали и продвигали новые направления, – делится Александр Карих.
В 1992 году в Ярославле появился центр эмальерного искусства – точка притяжения эмальеров со всей России.
Немножко «алхимии»
– Это первая печь. Я ее сам спроектировал и построил. Внутри находятся нагревательные элементы. До 850 градусов печь разогревается за 1 час 20 минут. В нее помещают работу и начинают обжиг. Когда он завершен, изделие остужают, а затем кладут под металлический пресс. Это необходимо, чтобы лист меди не деформировался, – объясняет эмальер.
Время обжига и температура печи разнятся. Их устанавливают в зависимости от толщины работы, используемой меди и красок. Порой приходится обжигать не один десяток раз.
Помимо печей, в техническом помещении есть приспособления для получения художественной эмали в порошке. Этот процесс напоминает алхимические процедуры со старых гравюр.
Вначале эмаль накаляют до 600 градусов, затем помещают в воду, где от разницы температур она распадается на мелкие фракции. Их помещают в ступку, где при помощи пестика и кувалды измельчают. Полученные кусочки просеивают и отправляют в специальные банки с уранитовыми камушками. Механизм переворачивает емкости в течение 8 часов, и на выходе получается порошок. Его художники потом разводят дистиллированной водой. Полученная ювелирная эмаль позволяет добиваться совершенно разных эффектов в работе, например, может быть полупрозрачной на медной пластине.
– А есть промышленная эмаль. Мы ее закупаем в Череповце. Она похожа на гуашь. Ее также разводят водой, но укрывные качества у нее плотнее, чему у ювелирной. Благодаря этому мы получаем множество удивительных эффектов в работе, – объясняет Александр Андреевич.
Творческие эксперименты
Первый симпозиум собрал 17 художников из Питера, Москвы, Воронежа, Нефтеюганска. Со временем каждый из них создал сообщество эмальеров в своем регионе и стал делиться секретами мастерства.
На нынешнее мероприятие приехали участники не только из нашего региона, но и из Москвы, Подмосковья и Пермского края.
У Людмилы Нефедкиной из города Лысьва Пермского края самый большой опыт работы с эмалями, правда, техническими. 42 года она отработала на производстве эмалированной посуды: начав с должности художника-оформителя и дойдя до руководителя художественной мастерской по выпуску имиджевой продукции.
– Работать с художественной эмалью я учусь для себя, поэтому в Ярославль приехала во время отпуска. Хотелось бы и дальше развиваться, овладеть новыми навыками. Ювелирная эмаль дает больше эффектов, результаты ее интереснее, – рассказывает Людмила и показывает свои первые работы. – В технических эмалях такие эффекты приняли бы за брак, а в художественных – это прием.
Перед Людмилой лежит пара готовых обожженных пластин – с изображением пары белых медведей и свернувшейся клубочком лисы...
– Пока тяжело мне дается художественная эмаль, не все могу принять, хотя и восхищаюсь работами других. Видимо, техническая эмаль настолько основательно во мне сидит. Да и на большие работы я пока не решаюсь, – перехватив взгляд, объясняет Людмила.
– Ничего. На следующей неделе обязательно большую работу будем делать, – безапелляционно и по-доброму ставит точку в борьбе с масштабом основатель международного центра эмальерного искусства «Эмалис», народный художник России Александр Карих.
38-й симпозиум эмальеров завершился 7 декабря.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n685g/
Комментарии: