В ярославском музее появились открытки знаменитой русской художницы
Частное собрание открыток знаменитой русской художницы позапрошлого века Елизаветы Бём стало логичным дополнением коллекции ЯХМ.
Частное собрание открыток знаменитой русской художницы позапрошлого века Елизаветы Бём стало логичным дополнением коллекции Ярославского художественного музея.
С начала 2000-х годов в залах ЯХМ состоялись две выставки, представляющие оригинальные акварели, графику – знаменитые силуэты, о которых тепло отзывался Илья Репин, и те самые открытые письма, сюжеты для которых придумывала и рисовала Елизавета Бём уже в достаточно преклонном возрасте. Именно эти почтовые карточки ценители по всему миру собирают, ищут, покупают и в наши дни.– «Ярославцы – все красавцы…» – читаем мы на старой открытке с изображением румяного отрока, – рассказывает главный хранитель ЯХМ Татьяна Лебедева. – Так всемирно известная художница, изящно используя народную поговорку, отдавала должное Ярославской земле, с которой была связана на протяжении долгих лет жизни. Она, урожденная дворянка Эндаурова, провела свое детство в родовом имении в деревне Щипцово Пошехонского уезда. Там и в зрелые годы, после окончания рисовальной школы в Петербурге и профессиональных занятий живописью в столице, она много рисовала с натуры, будучи счастливой женой, матерью и бабушкой, а также признанной во всем мире художницей. Особенно ей удавались портреты крестьянских детей. Здесь же Елизавета Бём придумывала и находила идеи для иллюстраций к произведениям русских писателей, в том числе другого знаменитого ярославского помещика – Николая Некрасова. Крестьяне радовались, когда Елизавета Меркурьевна приезжала в имение, кричали: «Бёмиха приехала!» А если серьезно, в девяностые годы XIX века, когда появилась мода на русский стиль и в обыденную жизнь вошли технологии цветной печати, именно она стала основоположницей особого жанра – открытого письма с изображениями русской жизни.
Герои открыток Елизаветы Бём – дети, но во взрослых, даже порой пикантных ситуациях. Например, девочка у зеркальца с подписью «Чем я виновата, что люблю солдата» или мальчик с девочкой, иллюстрирующие поговорки «Милые бранятся – только тешатся» и «Полно браниться – пора помириться».
– Дети как будто играют роли в театре, где изображают взрослых, – говорит Татьяна Лебедева. – И эти открытки пользовались огромной популярностью, притом что их цена была довольно высока – от 4 до 8 копеек, дороже горячего комплексного обеда в трактире!
Однако всенародное признание, популярность открыток Елизаветы Бём в конце XIX – начале XX веков объясняется не только их добрым, юмористическим содержанием, но и высоким художественным уровнем.
Фото Евгения Иванова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n59eu/- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Viber
- Telegram
Комментарии: