В Ярославской области перенастраивается организация работы онкологической службы
В регионе с февраля запущен онкомаршрут.
Организация работы онкологической службы перенастраивается, чтобы соответствовать современным требованиям.
В Ярославской области с февраля запущен онкомаршрут, по которому пациентов из районов на служебном транспорте бесплатно доставляют в поликлинику областной онкологической больницы. Люди приезжают на консультации к врачам и для проведения обследования. А с открытием молекулярно-генетической лаборатории стало возможным лечить рак путем нейтрализации поломки ДНК.
К онкобольнице с утра один за другим подъезжают автомобили с красным крестом на лобовом стекле. Координатор уже ждет прибывших. На вопрос, откуда приехали, одни отвечают: «Из Углича». Другие – «из Ростова». Третьи – «из Большого Села»...
Каждому пациенту выдается маршрутный лист. Кто то направляется на прием к врачу. Кто-то – на маммографию, биопсию или другое исследование. Все заранее запланировано, проходит четко и системно. Действия выверены как часы. Такой способ повышения доступности медицинской помощи уже доказал свою эффективность, когда в областной клинической больнице запустили кардиомаршрут по доставке пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями для консультаций и медицинских процедур из районов в Ярославль. А в феврале начал работать онкомаршрут.
По поручению губернатора Михаила Евраева разработана логистика. Транспортом ЦРБ пациенты, имеющие направление на первичную консультацию в областной онкологической больнице, или те, кому необходимы дополнительные исследования, направляются теперь по четко утвержденному графику в Ярославль. С конца февраля было организовано более 50 таких выездов, обследовано и проконсультировано 150 пациентов.
– Онкомаршрут разработан по схеме кардиомаршрута, который был запущен несколько лет назад в областной больнице, – рассказала и.о. министра здравоохранения региона Мария Можейко. – Это очень эффективный способ диагностики пациентов из самых отдаленных наших районов: тех, кто далеко не всегда может легко приехать в областной центр и получить высококлассную консультацию или обследования в крупных профильных клиниках. Мы знаем, что помимо сердечно-сосудистых заболеваний в лидерах по причинам смертности у нас и злокачественные новообразования. Поэтому задача, поставленная губернатором Михаилом Евраевым во время координационного совета, была предельно четкой: максимально приблизить специализированную онкологическую помощь к пациенту. Онкомаршрут – один из шагов к выполнению этой задачи.
– Терапевт дала мне направление в поликлинику онкобольницы к профильному специалисту. После приема у врача пройду УЗИ – и домой. Удобно, поскольку ожидание в очереди сведено к минимуму, – довольна жительница Большесельского округа Ирина Смирнова.
– По онкомаршруту к нам приезжают и те, кто в нашу клинику обращается впервые, и те, кто нуждается в уточнении ранее поставленного диагноза или консультации по дальнейшему лечению. Всего за несколько часов пациенты получают комплекс медицинских услуг, а затем на специальном транспорте их доставят в свой район. Удобная для людей форма работы экономит время, а продуманная логистика позволяет практически без очереди быстро пройти нужных специалистов, – отмечает заместитель главного врача ЯОКОБ по амбулаторно-поликлинической работе Татьяна Бахтиарова.
Не менее значимо для областной онкобольницы и жителей области открытие в ЯОКОБ молекулярно-генетической лаборатории.
Новая лаборатория помогает в решении задач, поставленных нацпроектом «Продолжительная и активная жизнь». Здесь проводятся исследования биологического материала методом ПЦР. Специалисты лаборатории выявляют основные мутации в опухолевой ткани для подбора соответствующей таргетной терапии при лечении рака молочной железы, легкого, меланомы, рака желудка, злокачественных опухолей ЛОР-органов и других.
– Открытие лаборатории существенно сокращает сроки начала лечения пациентов, так как исчезает необходимость направлять материал на анализы в федеральные центры. Выполнение молекулярно-генетических исследований проводится в рамках ОМС, – поясняет Татьяна Бахтиарова.
На двери одного из помещений лаборатории читаем: «Зона выделения ДНК/РНК». С помощью высокоточного оборудования медикам удается заглянуть внутрь макромолекулы, обеспечивающей хранение, передачу из поколения в поколение генетической программы, по которой развивается каждый организм.
Аббревиатура ПЦР – что расшифровывается как полимеразная цепная реакция – у всех на слуху со времен ковида: этот высокоточный метод молекулярной биологии позволял обнаруживать патогены в биоматериале ДНК и РНК.
– Мы используем тот же самый подход, но ищем не вирусы, а генетические поломки, – объясняет заведующая молекулярно-генетической лабораторией Татьяна Зиновьева.
К примеру, ген BRAF (БРАФ) участвует в регуляции деления клеток. Изменение его структуры в результате мутации нарушает нормальный механизм деления. Процесс становится неконтролируемым, что грозит развитием рака. Мутации в этом гене выявляются при различных видах злокачественных новообразований. Чаще всего – при меланоме. Определить статус гена при данной болезни крайне важно, так как от этого будет зависеть дальнейшая тактика лечения.
– Если мутация имеется, то назначением определенных препаратов можно нейтрализовать ее негативные последствия. А если ее нет, это не приведет к ожидаемому результату, окажется неэффективным. А время будет упущено! – объяснила Татьяна Зиновьева.
В самом деле современные подходы к лечению меланомы основаны на знании о молекулярно-генетических механизмах развития данного заболевания. Принципиально важное значение для прогноза и определения тактики ведения пациентов с этим видом рака имеет выявление мутации гена BRAF. Результаты наблюдений продемонстрировали, что на фоне таргетной – молекулярно прицельной – терапии контроль заболевания достигнут в 88 процентах случаев.
Это важно для пациента, поскольку при назначении химиотерапии происходит снижение иммунитета, что делает человека уязвимым – и нередко ухудшает его физиологическое состояние.
Препараты должны действительно помогать, в противном случае их лучше вовсе не использовать. С экономической точки зрения определение цели воздействия тоже значимо, поскольку лекарства весьма недешевы – обоснованное их назначение существенно экономит бюджетные средства.
С предрасположенностью к раку молочной железы связывают гены BRCA1 (БРСА) и BRCA2. Распространенность мутаций BRCA1/2 в человеческой популяции – 1:800 – 1:1000. Но в некоторых этнических группах она в сотни раз выше.
– Исследования, которые проводятся в нашей лаборатории, позволяют правильно и точно назначить лечение – таргетную терапию. Она дает возможность контролировать заболевание, – уточнила Татьяна Бахтиарова. – Есть клинические рекомендации для каждой онкопатологии. Практически во всех прописано изучение молекулярно-генетического статуса пациента. Раньше биологический материал мы направляли в референс-центры, открытые на базе федеральных онкоцентров.
Для экономии времени больным иногда приходилось даже самим отвозить анализы (кровь, ткани, полученные в результате биопсии) в Москву или Санкт Петербург. Теперь все гораздо быстрее: эти исследования будут проводиться в Ярославле.
– Большое спасибо губернатору и правительству Ярославской области, которые поддержали наши предложения, выделили средства для закупки медицинского оборудования, – сказала Татьяна Бахтиарова.
Начался отсчет новой эры в развитии ярославской онкологической службы. В будущем появится возможность выявлять наследственные риски людей, у родственников которых диагностированы онкозаболевания. Это позволит профилактировать рак современными способами, «ремонтировать» генетические поломки.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n6atu/
Комментарии: