Предотвратить самое страшное: как помогают подросткам сотрудники единого детского телефона доверия
Услышать, успокоить и помочь – пожалуй, этими тремя словами можно охарактеризовать всю ту работу, что делают ежедневно сотрудники Единого детского телефона доверия.
Каждый день они отвечают на звонки, чтобы помочь – и предотвратить самое страшное. Разговаривая с позвонившим ребенком или взрослым, никто из сотрудников не будет обещать мгновенного избавления от бед и проблем, но поможет снять напряжение, а потом найти приемлемый выход из сложной ситуации, взять на себя ответственность за принятое решение и честно посмотреть проблеме в лицо.
17 мая Россия вместе с другими странами мира отметила Международный день детского телефона доверия.
Они начали появляться чуть больше ста лет назад. Но прародителем современной службы телефонов доверия можно считать англиканского священника Чада Вару. Еще в середине прошлого века он опубликовал в газете объявление со своим номером телефона и предложением звонить в любое время тем, кто находится в сложных жизненных обстоятельствах, одинок, растерян или думает свести счеты с жизнью. На него обрушилась лавина звонков…
В нашей стране телефоны доверия появились в 80-х годах прошлого века. А с сентября 2010 года действует Единый общероссийский детский телефон доверия. Его организовал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вместе с регионами страны.
Сегодня его сотрудники по телефону оказывают экстренную психологическую помощь детям, подросткам, их родителям и близким.
Ежегодно в Ярославской области на детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 поступает свыше тысячи звонков. Чтобы рассказать о проблемах, попытаться найти выход в сложных ситуациях, обращаются дети, подростки, молодежь и даже взрослые. За первый квартал этого года по телефону доверия позвонили 91 ребенок и 35 родителей и законных представителей. За прошлый год сотрудники приняли 697 звонков от детей и подростков, 176 – от родителей и 363 – от иных граждан.
– Самыми юными абонентами были семилетние дети. Но основной объем звонков приходится на ребят младшего подросткового возраста, которые обращаются с самыми разными вопросами и проблемами, – рассказывает начальник управления по социальной и демографической политике Ярославской области Марина Башмашникова. – Задача психологов-консультантов, отвечающих на звонки, – снизить эмоциональное напряжение у абонента, создать условия, чтобы человек выговорился, осознал и пережил свои эмоции и чувства, связанные с волнующей его ситуацией, проанализировать и увидеть происходящее с разных сторон, чтобы найти стратегию решения проблемы. В случае необходимости информацию о жестоком обращении с согласия абонента направляют в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полицию, органы опеки и попечительства, которые организуют проверку сообщения и принимают меры по защите прав и законных интересов детей и подростков.
Проблемы, с которыми обращаются, стары как мир. Большая часть из них касается отношений между родителями и детьми. Обе стороны страдают от непонимания, боязни подвести и разочаровать, признаться в плохом поступке или рассказать о своих чувствах.
Так, некоторое время назад по телефону доверия позвонила мама подростка. Женщина не могла наладить общение с сыном. Она возмущалась поведением парня, его нежеланием слушать советы и наставления.
Выпустив негатив, она смогла услышать консультанта, который объяснил особенности подросткового периода и то, как это влияет на молодого человека. Взглянув на поведение своего ребенка с другой стороны, она смогла успокоиться и увидеть, что провоцировало недопонимание. А после они с консультантом выбрали новые стратегии поведения, которые должны были решить проблему. Через некоторое время женщина перезвонила и рассказала, что смогла наладить отношения с сыном.
Примерно 15% обращений касаются взаимоотношений детей с их сверстниками.
Здесь и истории первой любви, и недопонимание, и боязнь быть высмеянным и непонятым друзьями, страх отстоять свое мнение.
Был в практике случай, на телефон позвонила 14-летняя девочка, у которой несколько минут назад из дома ушел отец. Она плакала, была в шоковом состоянии, не могла сформулировать даже причину звонка. После разговора с психологом ей удалось рассказать, что он несколько лет назад познакомился с женщиной и у них начался роман, родился ребенок. Дочь и жена узнали обо всем, и в доме начались скандалы, но отец обещал остаться в семье. Однако, когда супруга была на работе, мужчина на глазах дочери собрал вещи и ушел, не сказав ни слова.
Девочка не знала, как и на что они с мамой будут жить дальше, как реагировать на то, что произошло. Психолог сняла эмоциональный накал, чтобы девочка смогла говорить о своих чувствах и мысли не сжигали ее изнутри. После беседы она перестала плакать, удалось проанализировать ситуацию и понять, где взять ресурсы, как выстроить отношения с отцом в этой ситуации. В конце разговора у девочки появилась надежда. Вот такие взрослые истории случаются в жизни невзрослых людей.
Одной из самых непростых тем, с которой обращаются за помощью, остается тема суицидов. За прошлый год здесь приняли 10 подобных сообщений. Шесть из них были от несовершеннолетних.
– Когда специалист начинает работать с таким человеком, то прежде всего в разговоре стараемся выйти на истинные проблемы и потребности человека, которые стоят за нежеланием жить. По телефону консультант старается снять остроту переживаний, но при этом продолжает ориентировать абонента на очную работу со специалистами. Рассказываем, куда и к кому можно обратиться. Подростки практически всегда после такого обращения на детский телефон доверия приходят и начинают работать с психологом в очном формате, – говорит Марина Валерьевна.
Самыми необычными звонками в практике консультантов детского телефона доверия пока были и остаются обращения от людей с психическими расстройствами. При работе с ними консультантам помогают знания специфических особенностей ведения диалога. Остальные обращения укладываются в рамки конфликтов, детско-родительских, межличностных отношений и ряда других.
Оказывать помощь, снимать острое эмоциональное состояние, помогать детям находить ответы на недетские вопросы, решать конфликтные ситуации и находить мотивацию жить и не сдаваться – обычная ежедневная работа психологов, трудящихся в детском телефоне доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122.
Фото «Сети городских порталов»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5bjl/
Комментарии: