Фермеры в Ярославской области создают уникальный сафари-парк
В молодости ростовец Иван Моторин немало лет проработал в охотхозяйствах, а когда организовал свое крестьянско-фермерское хозяйство неподалеку от села Петровское, решил: пусть охота будет с приставкой «фото». Теперь в его заповедном лесу свободно пасутся благородные и пятнистые олени, кабаны и другие дикие животные, а люди специально приезжают сюда, чтобы почувствовать себя частью природы.
В диком лесу
На дальней околице деревни Шишково Ростовского района находится Макаров Хутор. Местное предание гласит, что давным-давно здесь жил сберегавший окрестные леса егерь, звали его Макаром. С тех пор много воды утекло, прежнего хозяина никто уже и не помнит, но дело его живет. Приезжая сюда, невольно вспоминаешь Высоцкого – его «Лирическую»: «Живешь в заколдованном диком лесу»… Места здесь действительно словно бы немного волшебные: ну разве не чудо, что дикие звери – кабаны и олени – не боясь, подходят к людям и берут корм прямо у них из рук? Удивительный заповедный край создали фермер Иван Моторин и его семейство.
Забавно наблюдать, как Кулик – громадный свирепый секач, папаша и охранник кабаньего стада, получивший до странности смешное птичье имя, едва завидев хлебушек в руках хозяйки Натальи Моториной, превращается в добродушного любознательного попрошайку. А Натаха – самая красивая кабаниха – доверяет людям своих крошечных отпрысков, которых называют карандашами из-за прочерчивающих их тельце ярких полосок. Ее лояльность объясняется просто: в сезон бескормицы фермеры приносили зерно чуть ли не прямо в ее гайно (то есть логово), чтобы она могла набраться сил.
– Эта свинья в свое время поразила нас настойчивостью, целеустремленностью и упорством. Я подумала: упертая – совсем как я, и… в кабаньем стаде появилась моя тезка. Приручить ее удалось далеко не сразу. Зато теперь она разрешает взять на руки и потискать своих неугомонных детенышей. А они – такая милота, – улыбается Наталья Моторина.
Разведение диких животных для нее хобби, которое все больше приобретает черты профессии. По первому образованию она педагог с правом преподавания географии и биологии, по второму – юрист. Работает в налоговой инспекции и помогает по мере сил мужу Александру и свекру Ивану Николаевичу, который к лесу прикипел сердцем.
– Слушать увлекательные рассказы Ивана Николаевича и не влюбиться в русский лес и его обитателей просто невозможно. Именно он нас всех зажег, – рассказывает Наталья Моторина.
Многие годы Иван Моторин проработал в различных охотхозяйствах, а потом решил открыть свое дело. Первоначально хотел акцент сделать на охоте, но когда кабанят на руках понянчишь да оленям корма трактором повозишь, они становятся дороги, как дети. В общем, теперь Макаров Хутор позиционирует себя как край тишины, свободы и покоя и развивает экотуризм.
Рога и копыта
Крестьянско-фермерское хозяйство радует положительной динамикой. Ауру патриархальной основательности и преемственности традиций создает отлично сохранившийся для своих без малого ста лет деревянный дом, перевезенный сюда из соседней деревни явно с прицелом на будущий музей. При должном уходе он еще столько же прослужит. Рядом банька по-черному с банным чаном, чтобы купаться и париться не только в пахнущем деревом отменно сработанном срубе, но и прямо под открытым небом. Выкопан и недавно зарыблен пруд, посажен яблонево-грушевый сад. К услугам туристов два гостевых дома, строятся мини-гостиница, ресторан, овощи и фрукты для которого готовы поставлять родственники фермеров, живущие в расположенном неподалеку Поречье-Рыбном.
– Будет у нас еще и своя ферма, сыроварня, мясной цех, – строит планы Наталья Моторина. – Я хочу целиком и полностью посвятить себя крестьянско-фермерскому хозяйству, которое стало для всех нас делом жизни.
Экологически чистое живописное место само по себе притягивает любителей отдыха на природе. А какие здесь вечера – вечера на хуторе близ… Шишково. Но все же главная достопримечательность Макарова Хутора – огромный вольер с дикими животными, больше напоминающий внушительный (300 гектаров, 13 километров по периметру) сафари-парк. Его изюминка – рога и копыта. В данном случае ставшее с легкой руки Ильфа и Петрова крылатым выражение полностью лишено уничижительного смысла. На этой территории обитают тибетские яки, благородные и пятнистые олени, лоси, кабаны. Знакомиться с их повадками не по книгам и кинофильмам, а на собственном опыте, здесь и сейчас, очень интересно.
– Благородные олени – маралы – очень осторожные и скрытные существа. Желающим увидеть их придется много времени провести в специальных точках наблюдения. А вот пятнистые олени, наоборот, охотно выходят к местам кормежки, где их не составляет труда сфотографировать. Кабаны есть совсем дикие, а есть такие, которые людей совершенно не боятся, – поясняет Наталья.
Природа не перестает удивлять
– До сих пор помню свои впечатления от увиденного в нескольких шагах марала с огромными ветвистыми рогами. Я шла по тропке, и вдруг он вырос прямо передо мной – огромный (моя голова находилась где-то на уровне его брюха), величавый и прекрасный, как будто только что явился из сказки. От неожиданности я растерялась, сердце забилось часто-часто. Но минутное замешательство сразу сменилось восторгом, – вспоминает Наталья.
Численность животных растет: одних только пятнистых оленей уже под 50, кабанов под 200. Фермеры на этом не останавливаются – задумали расширить территорию своего райского уголка и увеличить разнообразие видов животных.
В перспективе – зубры
– У нас не зоопарк, – подчеркивает Наталья.
То есть животные не выставлены на всеобщее обозрение в клетке – они живут своей жизнью и сами решают, показаться человеку или нет. Впрочем, как правило, они охотно спешат к людям навстречу. Во-первых, их подкармливают и угощают вкусняшками (на это уходит до 600 тонн корма в год), что заставляет их возвращаться на привычное место кормежки, где они как будто специально позируют на камеру. А, во-вторых, если животные для туристов – экзотика, то и туристы для них – развлечение. Лишенные в пандемию возможности смотреть вживую «интерактивные телепередачи» о людях – очень медлительных, потешных созданиях, которые никогда не приходят с пустыми карманами, – бедняги заскучали. А когда ограничения по коронавирусу были сняты – заметно повеселели.
Не имеющее официально статуса сафари-парка крестьянско-фермерское хозяйство Моториных уже сейчас де-факто им является. Закрепить его при желании не составит труда, особенно если здесь «пропишутся» зубры, альпака и другие редкие представители животного мира, о чем вопрос ставится уже сейчас. И тогда мы утрем нос организаторам фотосафари в Африке!
Фото из архива экофермы
Комментарии: