Ярославцам рассказали о формировании финансовой культуры у детей
В последнее время мы все чаще задумываемся о финансовом аспекте в воспитании детей. Современный мир очень быстро развивается и зачастую непредсказуем как для нас, взрослых, так и для детей. Анализируя социальные сети, можно увидеть, как насаждается в обществе культ денег, и что еще более опасно – пропаганда различных способов получения «легких» денег. Но, как мы с вами знаем, деньги нелегко достаются, поэтому и расставаться с ними нужно обдуманно и не спеша. Обсуждая тему денег с детьми, необходимо также делать акценты на способах получения дохода, а именно со временем у человека должно быть несколько таких источников – основной и дополнительные.
Рассмотрим две основные составляющие данного вопроса: правовую и экономическую (финансовую).
Правовой аспект – с какого возраста ребенок может распоряжаться деньгами?
Мелкие покупки в России можно делать с шести лет, становясь плательщиком. В этом возрасте можно даже оформить ребенку банковскую карту, но только дебетовую и дополнительную к карте родителя, привязанной к его банковскому счету. С 14 лет, получив паспорт, можно открыть собственный текущий счет в банке и завести личную банковскую карту (тоже только дебетовую), также в этом возрасте можно открыть депозит (вклад). Но только в 18 лет (с наступлением совершеннолетия) гражданин обретает право получать кредиты и становиться заемщиком.
Экономический или финансовый аспект – тут уже возникает большое количество вопросов. С чего начать финансовое обучение ребенка? Как аккуратно, ненавязчиво подойти к этой теме?
Обучение можно начать в игровой форме. В настоящее время существует много настольных игр, таких как «Монополия», «Денежный поток 101/202», «Антимонополия», «Экономикус», «LibertEx». Игровая форма научит ребенка:
– результативно инвестировать при минимальном начальном депозите;
– обращать внимание на ошибки в управлении финансами;
– попробовать на практике новые способы получения дохода, в том числе и во взаимодействии с партнером, и т.д.
Почитать с детьми можно такие книги:
– «Как рассказать детям о деньгах»;
– «Дети и деньги»;
– «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;
– «Волшебный банкомат»;
– «Как научить ребенка обращаться с деньгами» и др.
Ребенку можно доверять самостоятельные небольшие покупки, но прежде чем ее совершить, он должен продумать весь алгоритм действий и обязательно уделить внимание вопросу определения цены покупки. Сейчас много различных приложений, помогающих нам составить список покупок с учетом акций и скидок (например – Едадил). Нужно помочь ребенку в первый раз составить такой список и подсказать, как можно сэкономить деньги на одних и тех же покупках.
Также ребенок должен понять необходимость формирования «резервного фонда», а это значит, научиться сберегать деньги. Можно сформировать в приложении банка копилки. Таких копилок может быть несколько, например:
– себе, то есть на свои расходы;
– инвестиционная, для того чтобы постепенно формировать инвестиционный портфель;
– благотворительная, ребенок может с ранних лет помогать финансово, например, делать небольшие пожертвования на помощь приюту для животных и т.д.
Дальше переходим к началу инвестиционной деятельности, а именно формированию инвестиционного портфеля. Открываем брокерский счет, вносим на него часть накопленных ребенком денег и приобретаем первые финансовые инструменты. Для начала рекомендую приобрести фонды, например ETF, они менее рискованные, но дают хорошую среднегодовую доходность. Но прежде чем начать инвестирование, ребенка нужно познакомить с основными инструментами и объяснить, как они работают, в чем разница между инвестициями и вкладом (копилкой).
Кроме этого, важно отметить, что в основе денежного мира лежит четкий свод законов и правил, который помогает исправить финансовое положение, но самое главное, что эти правила внедряются посредствам привычек.
Что такое привычки?! Это конкретная программа, формирующаяся в головном мозге и работающая на автомате, если те или иные действия осуществляются в течение определенного времени, чаще всего 21 день. Главное, внедрять пять основных:
– платить в первую очередь самому себе;
– ставить цель +планирование;
– учиться отдавать, прежде чем брать;
– контроль расходов;
– инвестирование свободных средств.
Ермоленко Мария Олеговна, начальник отдела по работе с абитуриентами Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5p9y/
Комментарии: