Ярославский мастер художественной резьбы представил свою цивилизацию «живого дерева»
Выставка носит название «В начале было дерево».
Ярославский мастер художественной резьбы Игорь Голяков представил в Музее истории города свою цивилизацию «живого дерева».
Визитная карточка Игоря Голякова – серия работ «Люди нашего двора». Это сквозная тема его творчества. И это не про портреты его соседей, а про отражение представлений мастера о том, в каком обществе он хотел бы жить. А вы хотите посмотреть на мир глазами художника?
Игорь Голяков по образованию радиофизик, по профессии – краснодеревщик, а по складу души – художник. Для него изготовление первоклассной мебели – работа. А резьба по дереву – хобби, в котором он раскрывается как истинный творец, дополняя вдохновение, фантазию, талант беспредельным терпением, всепобеждающим упорством и недюжинным мастерством. И на его выставке «В начале было дерево» в Музее истории города мы видим настоящие произведения искусства.
Название экспозиции многозначно. Ясно, что деревянный брусок для резчика – своего рода «первовещество», начало начал. В то же время, согласно Библии, старт истории человечества дала коллизия с древом познания. Не будь его, род людской не начал бы плодиться и размножаться.
К библейским сюжетам Игорь Голяков то и дело возвращается в своем творчестве. Несколько лет назад он участвовал в проводившемся Кенозерским национальным парком Архангельской области Международном конкурсе ленд‑арта – произведений искусства, создаваемых художниками в тесной связи с природными ландшафтами. И получил Гран‑при.
Композиция представляла древо познания в виде двери, открывающей путь в неизвестное. Перед ней сидит человек в глубоком раздумье. Эту работу, водруженную на плот, на протяжении нескольких лет устанавливали в теплый сезон посреди очаровывающего первозданной красотой озера. Посещавшие этот уголок дикой природы туристы любовались созданным ярославским мастером арт‑объектом.
Год спустя Гран‑при этого конкурса принесла автору работа «Музыка ручья». Русло потока он выложил камнями и украсил водорослями. Если смотреть с миниатюрного мостика, участок леса внешне напоминал скрипку. А в журчании воды действительно слышалась музыка.
В другой раз материалом для мастера стала поваленная ураганным ветром сосна. Ее ствол художник виртуозно украсил причудливой резьбой, рассказывающей историю Адама и Евы.
А еще Игорю Голякову нравится создавать скульптуры из снега и льда.
И не важно, что живут они всего один сезон, поскольку в памяти людской и фотографиях след остается.
И все же главная линия в творчестве мастера – это интерьерные деревянные скульптуры и панно. Не просто работы, а настоящая цивилизация «живого дерева». Открывают ее «Люди нашего двора».
– Первый герой этой серии – дворник с возвышенной душой – этакий блюститель чистоты с метлой и ангельскими крылышками. Представитель этой профессии есть в каждом дворе. В песне бардов Алексея Иващенко и Георгия Васильева есть такие слова: «И одуревший от весны, в дальние страны / Я полечу сквозь небосклон ночной, / И, заглядевшись на меня, дворник Степанов / Спрячет метлу и полетит за мной...» У меня сразу возник образ: парят в небе обрадованные приходом весны птицы. И среди них – дворник, которого ощущение восторга поднимает над землей. Здорово, правда?! – восклицает мастер.
«Люди нашего двора» никого не оставляют равнодушным. Для зрителей это возможность открыть дорогу в удивительный, наполненный яркими эмоциями мир.
Работы побывали на многих выставках не только в Ярославле, но и в других городах.
– У одного персонажа откололся носок ботинка. Почти как в сказке: так много путешествовал, что стоптал несколько пар железных башмаков, – шутит Игорь Голяков.
Многие работы мастера по стилю близки творчеству великого Генри Мура. Они биоморфные, тягучие, дающие лишь намек на реальный объект. Но есть и противоположные примеры, поскольку в последние годы резчик обратился к гиперреализму. А на выставке в Музее истории города впервые представил серию портретов исторических персон. Это уже совсем другой, куда более высокий уровень мастерства.
Одно дело – отобразить в дереве придуманного персонажа, другое – всем известного, популярного. Портретное сходство должно присутствовать плюс характерная мимика, выражение лица, поза. Этого надо добиться в работе с куда более сложным, чем холст и краски, материалом.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n699v/
Комментарии: