Главное:
30 лет ЯрТПП: президент палаты рассказала о перспективах

30 лет ЯрТПП: президент палаты рассказала о перспективах

В июле 1992 года – в постсоветский период, когда в России только возрождалось предпринимательство, – была учреждена Ярославская областная торгово промышленная палата.

С самого начала она позиционировала себя не только лоббистом интересов предпринимательского сообщества, но и надежным партнером государства в решении стратегических задач развития региона и страны в целом.

Ярославской торгово промышленной палате – 30 лет. Ее учредили 15 ведущих предприятий и банков области – в тяжелое для страны время экономических реформ и перевода экономики на рыночные рельсы. С этого времени она и отсчитывает свою историю, хотя официальным днем рождения ЯрТПП считается 12 августа того же года – день регистрации в органах юстиции.

В текущем году президент ЯрТПП Наталья РОГОЦКАЯ единогласно избрана председателем Ассоциации торгово промышленных палат Центрального федерального округа. Это свидетельствует о признании профессиональным сообществом достижений регионального бизнес объединения, опыт которого теперь будет масштабирован на весь ЦФО, и высоком доверии к его руководителю. Мы поговорили с Натальей Викторовной о том, какой путь прошла возглавляемая ею общественная организация за минувшие три десятилетия и какими видятся ее перспективы.

– Наталья Викторовна, в бизнес среде и в государственных структурах авторитет ЯрТПП очень высок. Чем это обусловлено?

– С самого начала главной своей задачей Ярославская торгово промышленная палата считала выстраивание конструктивного диалога между бизнесом и властью, понимая под этим не просто отстаивание интересов членов бизнес объединения, а помощь предпринимателям в решении их насущных проблем.

Ее создавали в непростое время, когда частная деловая инициатива в стране только возрождалась после долгих десятилетий тотального запрета и почти полного заб­вения.

Проявившие предприимчивость действовали тогда на свой страх и риск: им не хватало знаний, практики, понимания бизнес процессов. ЯрТПП смогла все это им предложить, опираясь на собственные наработки, опыт столичных и зарубежных коллег.

Откликаясь на запросы делового сообщества, палата оказывала консультационные услуги, предоставляла юридическое сопровождение, обучала предпринимательскому делу. В то время на государственном уровне еще не существовало институтов поддержки бизнеса, и мы заполняли образовавшийся вакуум.

Наши преимущества – комплексный подход, гибкость, готовность идти на контакт в режиме 24/7, способность вникнуть в любой – даже узкопрофессиональный – вопрос и подсказать пути выхода из сложной ситуации с учетом мнения ведущих экспертов отрасли.

Эффективность нашей работы подтверждает тот факт, что многие жители региона, получившие на базе ЯрТПП деловое образование, стали успешными предпринимателями; организованные нами бизнес миссии и выставки помогли их участникам найти новых партнеров, включиться в систему кооперации и субконтрактации, а также продвинуть свои товары на рынках России и зарубежных стран.

Сегодня палата объединяет более 500 организаций, действуют 24 отраслевых и профильных комитета, она предоставляет широкий спектр бизнес услуг и очень востребована в качестве площадки для диалога между бизнесом и властью.

– Каким образом выстраивается этот диалог?

– Ежегодно совместно с правительством региона мы проводим День промышленности Ярославской области, где обсуждаются основные проблемы в сфере промышленного развития и ставятся задачи на перспективу, а также подводятся итоги года и вручаются награды лучшим предприятиям.

В заседаниях наших отраслевых комитетов участвуют депутаты Ярославской областной Думы и представители органов исполнительной власти региона, что позволяет еще на этапе подготовки законов и иных нормативно правовых актов учесть мнение экспертов и бизнес сообщества, своевременно сгладить «острые углы», оперативно решать вопросы.

– Особенно важно это в период экономической нестабильности: мы все помним, как смело и активно действовала палата во время ставшей «черным лебедем» мировой экономики пандемии коронавирусной инфекции.

– А по другому и быть не могло! Объявление локдаунов стало суровым испытанием для бизнеса: под угрозой кризиса оказались целые отрасли. Многие предприниматели в первые дни и недели впали в ступор, не понимали, что делать. Эмоциональное напряжение достигло точки кипения. Нас буквально засыпали вопросами, обращениями, на которые мы отвечали в любое время суток 7 дней в неделю.

А в 2020 году, когда введение ограничительных мер создало новую реальность и грозило превратить клубок юридических коллизий в настоящий гордиев узел, ЯрТПП открыла горячую линию по консультированию предпринимателей и многим помогла минимизировать потери и сохранить свой бизнес.

В кратчайшие сроки мы организовали мониторинг состояния деловой среды и канал связи, по которому доводилась до власти актуальная информация о положении дел и требующих вмешательства ситуациях. Это способствовало принятию мер поддержки бизнеса. Я состою в межведомственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ярославской области.

Мы держали руку на пульсе, могли влиять на принятие решений, а предприятия получали от нас полезную информацию. В то время ТПП России оперативно сработала по федеральной повестке, и мы своевременно информировали о происходящих изменениях.

В свою очередь правительство области выбрало максимально верную тактику – не останавливать промышленность, дать возможность нашим предприятиям работать. Это сыграло положительную роль: ситуация стабилизировалась, не были разорваны кооперационные промышленные связи, сохранились рабочие места. Бизнес смог адаптироваться к изменениям, научился не просто выживать в эпоху перемен, а использовать их для своего развития.

Глава региона Михаил Евраев 31 января этого года именно на площадке ЯрТПП встретился с представителями малого и среднего бизнеса региона. В мероприятии приняли участие члены Координационного совета по малому и среднему предпринимательству. Отметив как положительный момент то, что в Ярославской области зарегистрировано почти 50 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в этой сфере занято более 140 тысяч человек, врио губернатора пообещал создавать условия для работы предпринимателей, помогать им в решении проблем. Они просят сделать более доступными меры государственной поддержки бизнеса в сложных экономических условиях, снизить налоговую нагрузку, расширить категории получателей льготных микрозаймов, при кадастровой оценке объектов недвижимости и оспаривании кадастровой стоимости учитывать местные реалии, помочь в продвижении продукции товаропроизводителей. Правительство области и ЯрТПП взяли эти пожелания в работу.

– Ряд функций, которые изначально выполняла торгово промышленная палата, со временем взяли на себя государственные институты поддержки предпринимательства: центр «Мой бизнес», «Центр экспорта», «Корпорация развития МСП» и другие. На чем вы сосредоточились сейчас?

– ТПП Ярославской области выдает сертификаты происхождения товаров, защищает интеллектуальную собственность, производит товарную экспертизу и оценку, а созданный при ЯрТПП Центр производственной кооперации и субконтрактации проводит Биржи субконтрактов, где находят заказчиков и поставщиков десятки предприятий не только Ярославского, но и многих других регионов.
В 2019 году ЯрТПП впервые организовала межрегиональную Ярмарку контактов, ставшую для бизнеса востребованным инструментом налаживания кооперационных связей.

Поддержка в установлении кооперационных связей всегда остается важным направлением деятельности ЯрТПП. Реально работающим инструментом стал разработанный палатой справочник «Субконтракторы Ярославской области», в котором аккумулированы предложения предприятий, в основном по технологическим услугам. Главная идея справочника заключается в создании классификатора, который понятен производственникам. По нему легко найти необходимые компетенции и узнать об оборудовании, которым располагают потенциальные партнеры. Справочник выпускается онлайн, что позволяет оперативно вносить изменения и добавлять новые предприятия.

Мы помогаем выстраивать взаимовыгодное сотрудничество крупного и малого бизнеса, создаем условия для расширения интеграционных связей МСП и крупных игроков.

ЯрТПП разработала бесплатную онлайн-платформу для промышленных предприятий Ярославской области «Прямой контакт». Главная ее задача – помочь бизнесу адаптироваться в новых условиях. В «Прямом контакте» компании обмениваются информацией о существующих у них технологиях, свободных мощностях, представляют свои услуги и продукцию.

Также мы оказываем поддержку ярославскому бизнесу в поисках партнеров за рубежом, организуем встречи наших и иностранных компаний. В плане продвижения продукции ярославских производителей на международные рынки ЯрТПП взаимодействует с Центром экспорта Ярославской области.

Центр делового образования ЯрТПП в начале этого года получил средства Фонда президентских грантов на реализацию проекта «Золотой стандарт культуры гостеприимства». Он призван повысить качество обслуживания на объектах туриндустрии Золотого кольца России.

Проект дал возможность студентам, получающим связанные с туризмом профессии в вузах и колледжах, познакомиться с успешным опытом работы предприятий отрасли гостеприимст¬ва в городах популярного маршрута, сравнить уровень сервиса, оценить сильные и слабые стороны.

– Насколько активное участие принимает ЯрТПП в программах и мероприятиях, реализуемых системой ТПП России?

– Мы – важный элемент системы, этим все сказано! По линии Ассоциации торгово промышленных палат ЦФО мы ставим перед собой цели: активизировать участие палаты в социально экономическом развитии региона, укреплять межрегиональное сотрудничество и кооперационные связи, диверсифицировать услуги для бизнеса, расширять круг участников инициированных палатой проектов.

В 2022 году Торгово промышленная палата Ярославской области и еще пять палат Центрального федерального округа, отмечающие 30 летие своей деятельности (Владимирская, Калужская, Костромская, Липецкая и Орловская) реализуют межрегиональный проект «ОтВажный бизнес»: каждая ТПП примет бизнес миссию из других регионов ЦФО. Наша цель – обеспечить предпринимателям широкий круг B2B встреч, новые контакты, посещение производств, расширение взаимодействия между предприятиями регионов, формирование новых межрегиональных кооперационных связей, популяризация деятельности ТПП. Еще одно направление – поддержка семейных компаний региона. Слова Президента РФ о том, что именно крепкая благополучная семья и есть главная национальная идея России, для нас – руководство к действию. Мы участвуем в форуме семейного бизнеса «Успешная семья – успешная Россия», который проводит ТПП РФ. И запустили в этом году новый знаковый медиа­проект «Семейный бизнес Ярославии».

– На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме ТПП РФ обнародовала новые направления деятельности в сложной геополитической ситуации. Что в приоритете?

– В ТПП поступили предложения создать своего рода реестр потребностей всех секторов экономики, чтобы бизнес знал и понимал, что конкретно надо выпускать, и нехватка какой то детали не нарушила работу целого предприятия.

Предстоит уделить особое внимание логистике, ведь после запрета на поставки в ЕС многие компании вынуждены переориентироваться на азиатское направление.

Мы готовы оказывать содействие в выстраивании новых логистических цепочек.

Под нужды производства предстоит перенастроить и рынок труда. Важен для бизнеса и внесенный недавно в Государственную Думу РФ проект федерального закона о признании обстоятельством непреодолимой силы (форс мажором) санкций, что освободит часть бизнеса от обязательств по договорам перед контрагентами из недружественных стран.

Это лишь малая толика волнующих бизнес проблем. Ситуация сложная, но я оптимист: верю в то, что трудности мы совместными усилиями преодолеем.

Фото предоставлены Торгово-промышленной палатой

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость