-

Ярославцам рассказали, как защитить пожилых людей от финансовых мошенников

Не секрет, что жертвами финансовых мошенников становятся в первую очередь пожилые люди. Причины понятны: их слабая осведомленность в вопросах современных финансовых инструментов, впечатлительность и доверчивость, порой граничащая с детской наивностью… Что еще хуже, последствия мошенничества пенсионеры переживают глубже, чем кто-либо. Любая потеря денег сильно бьет и по нервам пожилого человека, и по кошельку, и без того не сильно пухлому. Как защитить наших стариков от мошенников, которые лихо используют уязвимость слабых и доверчивых?

Специалисты Ярославского отделения Центробанка регулярно проводят встречи с пожилыми людьми в центрах социального обслуживания населения. Сегодня, в преддверии Дня пожилых людей мы попросили сформулировать вопросы, которые звучат на этих встречах чаще всего, и  дать на них ответы.

Вопрос 1. Вместо вклада  мне предложили инвестиционное страхование жизни. Правда ли, что там доход будет выше, чем по вкладу?

Давайте разберемся, в чем разница между обычными вкладами и инвестиционными продуктами, такими как, например, ценные бумаги или инвестиционное страхование. Действительно, доход по инвестиционным продуктам потенциально выше, чем по депозитам. Но если вы размещаете деньги на банковском вкладе, то абсолютно уверены в размере дохода, сохранении средств и их защищенности с помощью Агентства по страхованию вкладов. То есть, даже если у банка будет отозвана лицензия, ваши деньги вам вернутся (в объеме не превышающем 1 млн. 400 тыс. рублей). Доход по инвестиционным продуктам, в отличие от вклада, не гарантирован. Кроме того, инвестиции не попадают в систему страхования вкладов. Забрать досрочно всю инвестированную сумму невозможно, поскольку, как правило, договор заключен на длительный срок, и его расторжение подразумевает возврат определенного процента от суммы, а не всех денег. Потребитель должен знать это и осмысленно принимать решение: воспользоваться классическим депозитом или инвестировать в другие инструменты с целью получения большего дохода. А банки должны проинформировать клиентов обо всех рисках и характеристиках продуктов, которые они предлагают. Если вы приобрели страховой продукт, например, полис инвестиционного страхования, а затем поняли, что ошиблись в выборе, то у вас есть 14 дней на расторжение этого договора. Это так называемый «период охлаждения», когда вы можете вернуть инвестированные деньги и распорядиться ими по своему усмотрению.

Вопрос 2. Зачем мне в банке предлагают застраховать вклад?

Все банковские вклады застрахованы Агентством по страхованию вкладов на сумму 1 млн. 400 тыс. рублей на случай, если у банка будет отозвана лицензия. И платить за эту страховку дополнительную сумму не нужно! Но некоторые банки предлагают повышенную ставку по вкладам, если клиент заключит иные дополнительные договоры страхования. И это не может быть обязательной услугой. А чтобы сделать выбор – заключать договор или нет, вам предстоит оценить совокупность факторов: доходность вклада при страховании, размер страховой премии, которую вы заплатите по договору страхования, и вероятность наступления страховых случаев. Поэтому нужно внимательно изучить договор страхования: какие обстоятельства будут признаны страховым случаем и какая компенсация полагается застрахованному лицу. Если вы поймете, что вероятность наступления страхового случая практически нулевая, а повышенная доходность вклада не покрывает расходы по выплате страховой премии, то от страховки нужно отказаться. И помните, банк не имеет права вам ее навязывать как обязательную услугу!

Вопрос 3. Если есть завещание на вклад, то когда наследники смогут получить деньги?

Прежде всего наследники должны заявить свои права на наследство в течение 6 месяцев после смерти их родственника. А по истечении 6 месяцев на основании документов, которые оформляются нотариусом, наследники вступают в права наследования, в том числе получают право управлять банковскими вкладами. Эта процедура действительна и в том случае, если завещательное распоряжение на вклад оформлено специалистами банка.

Вопрос 4. Что делать, если я забыл ПИН-код карты?

ПИН-код передается владельцу при получении карты в бумажном конверте и нигде более не фиксируется. То есть он не хранится в базах банка и неизвестен его сотрудникам. Поэтому если вы забыли ПИН-код, то «вспомнить» его никто, кроме вас, не сможет. На этот случай конверт с ПИН-кодом следует хранить в месте, недоступном для других людей, в том числе и для ваших родственников. Обратите внимание, что у вас есть только 3 попытки, чтобы ввести варианты кода в банкомате или платежном терминале. Далее карта заблокируется. Чтобы ее разблокировать, нужно позвонить в Сервисный центр банка, номер телефона горячей линии указан на оборотной стороне карты. Чтобы больше не совершать неудачных попыток, вам потребуется сохраненный вами конверт. Если вы убедились, что секретный код утрачен окончательно, а конверт с ПИН-кодом не сохранен, то остается только перевыпустить карту. Вновь позвоните в Сервисный центр и уточните, как это можно сделать. И помните! Если вам потребовалось срочно снять средства с карты, ПИН-код от которой утрачен, это можно сделать в отделении банка при наличии паспорта.

Вопрос 5. Мне позвонили якобы из банка, сказали, что с моей карты кто-то переводит денежные средства, и нужно срочно это остановить. Я растерялась и положила трубку. Что нужно делать в такой ситуации?

Вначале нужно понять, кто вам звонит на самом деле. Возможно, это мошенники, которые хотят похитить ваши деньги. Чаще всего телефонные мошенники различными способами пытаются получить персональные данные граждан и данные их банковских карт, которые затем используются для кражи денег с банковских счетов. Чтобы ввести человека в заблуждение, мошенники зачастую используют технологию подмены номера телефона. Это происходит с помощью IP-телефонии, когда на экране жертвы может высветиться номер настоящего  банка, в то время как ему звонит мошенник. Помните, что сотрудники банка никогда не будут запрашивать у вас номер карты или трехзначный код на ее оборотной стороне, код из смс или ПИН-код. Банку эта информация не нужна. Если это происходит, то вы имеете дело с мошенниками. Сообщая  данные, люди фактически отдают мошенникам в руки ключи управления своим счетом. Будьте бдительны и никогда не сообщайте по телефону ваши персональные данные и сведения о вашей карте! Если вы поняли, что звонят мошенники, то в первую очередь надо прервать разговор и просто положить трубку. Потом найти телефон банка на оборотной стороне карты или официальном сайте. Номер нужно набирать вручную. А еще лучше сохранить его у себя в телефоне. Позвонив в банк, нужно узнать, все ли в порядке с вашим счетом, с вашими деньгами, с вашей картой. Важно не делать обратных звонков по входящему номеру, потому что есть риск снова попасть на линию к злоумышленникам. Постарайтесь не нервничать и не торопиться! Но если  через СМС-информирование вы увидели, что с вашей карты действительно списываются средства, то в этом случае как раз нужно поспешить: срочно позвонить в банк и заблокировать карту. Затем в течение одного дня прийти в офис банка и написать заявление о несогласии с операцией. И если вы не нарушали правила пользования картой, то банк примет решение о компенсации списанных денег.

И помните! Если вы или ваши пожилые родственники столкнулись с мошенниками, нужно идти в полицию и писать заявление. По любым вопросам работы финансовых учреждений, можно обращаться в Банк России по бесплатному телефону 8-800-300-3000 или через интернет-приемную на сайте cbr.ru.   

мошенничествоновости

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp