Центр там, где пробок нет
Похоже, в Ярославле не зря вспомнили об идее вынести деловую и административную сердцевину города в историческую часть Красноперекопского района.Надежды жителей южных районов города, что с окончанием масштабной реконструкции городской дорожной сети они по утрам будут быстрее добираться на работу, прямо скажем, не оправдались. Есть ли выход из патовой ситуации?
Похоже, в Ярославле не зря вспомнили об идее вынести деловую и административную сердцевину города в историческую часть Красноперекопского района
Надежды жителей южных районов города, что с окончанием масштабной реконструкции городской дорожной сети они по утрам будут быстрее добираться на работу, прямо скажем, не оправдались. Есть ли выход из патовой ситуации?
Стояли две полосы, теперь – три
Надо заметить, что изначально сам проект реконструкции был завязан на строительство Карабулинской развязки. Но кризис грянул в самый неподходящий момент, и все обернулось исключительно «уширением» Московского проспекта (за этот неологизм немало потрепали имя первого мэра областного центра). Согласно науке логистике без изменения схемы движения мы заранее были обречены на дежа вю. Но если раньше поутру в пробке стояли две полосы, то теперь стоят три.
– Дело в том, что Ярославль развивался как большинство российских городов, – поясняет Аркадий Бобович, бывший главный архитектор Ярославля, а ныне заместитель председателя правления ЯОО «Союз архитекторов России». – Его улицы плавно перетекали в тракты, из-за чего развивались радиалии, а сегменты между ними вообще отсутствовали. Сегодня, когда автотрафик значительно увеличился, а самое начало всех центральных улиц исторической части города осталось таким же узким, как в средние века, центр города работает «капканом» для автотранспорта.
Аркадий Романович, конечно, дело свое хорошо знает, но если взглянуть на проблему шире, становится понятно, что вряд ли есть смысл молиться на Карабулинскую развязку саму по себе. Вон в златоглавой, к примеру, построили одно, второе, третье транспортное кольцо и ринулись было строить четвертое, да вовремя оглянулись и поняли – толку-то нет. Как стояла Москва в пробках при каждом снегопаде, так и стоит. А по пятницам и снегопада для этого не надобно.
С другой стороны, Питер при таком же соотношении количества автотранспорта к протяженности дорожной сети пробками не столь уж знаменит. Хотите примеры ближе? Да сколько угодно: Рыбинск тысячелетия не праздновал и столь масштабно свои дороги не ремонтировал. Но там пробка на крупной транспортной магистрали – это именно экстрим, результат какого-то форс-мажора, но никак не заурядная и систематическая ситуация. Что вполне естественно: эти города задуманы и построены в западной традиции, когда основные улицы пересекаются под прямым углом и образуют что-то вроде «шахматной доски». В этой схеме каждое направление движения имеет как минимум две альтернативы – нужно очень постараться, чтобы перекрыть их все.
По воздуху в объезд
– В Европе расположение деловой и туристической сердцевин в одном квартале – нонсенс, – обращает внимание на разницу в менталитетах председатель ЯОО «Союз архитекторов России» Андрей Лукашов. – А в Ярославле большая часть центра города – это еще и часть исторического наследия ЮНЕСКО, где предельно ограничены любые работы, по реконструкции дорог в том числе. Но даже если представить, что у города найдутся деньги и появится возможность радикально поменять схему проезда, результата все равно не будет: активно заселяемый сегодня в областном центре район Сокол по-прежнему «обеспечит» замедление транспортного потока в начале проспекта Фрунзе и Тормозного шоссе в часы пик.
– Московский проспект станет автострадой, если, как это принято по европейским стандартам, с него можно будет свернуть только вправо. Там же, где есть необходимость уйти влево, должно быть выполнено инженерное решение в виде эстакады или тоннеля, – убежден депутат муниципалитета Сергей Толобов. – Но и в этом случае мы вряд ли избавимся от пробок в районе путепровода СЖД. Разве только каким-то чудом пустим весь транспорт по воздуху.
Получается, что все упирается в планировку, но не может же Ярославль быть совершенно без центра? И железную дорогу из него не уберешь… Оказывается, выход есть, если правильно расставить приоритеты. К сожалению, когда-то заморозили проект переноса делового центра из Кировского в старую часть Красноперекопского района. Возможно, именно потому, что от реализации проекта Карабулинской развязки было решено отказаться на неопределенный срок. А между тем именно этот проект таит довольно хорошие перспективы в части избавления от пробок.
– Сама по себе Карабулинская развязка – это еще не панацея, – подтвердил и бывший председатель комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля Александр Болтовнин. – Вспомните, сколько надежд на устранение пробок в Заволжском районе было связано с Юбилейным мостом. Вот и мост стоит, и все развязки вокруг него сделаны, и нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.
Поперек артерии
Что же дает перенос деловой сердцевины в Красноперекопский район?
– Во-первых, старая часть здесь распланирована «квадратно-гнездовым» способом, таким же как в вышеупомянутых городах, – объяснил в приватном разговоре один из экс-чиновников мэрии Ярославля, участвовавших в разработке проекта переноса центра города в начале «нулевых». – Во-вторых, там сегодня идет активный снос ветхого и аварийного жилья, и освобождающиеся площади можно застраивать исходя из современных реалий, а не из представлений позапрошлого века. В-третьих, транспортная доступность этого района весьма велика: с севера – по улице Магистральной и окружной Юго-Западной дороге (после реконструкции улицы Гудованцева). Из-за Волги – по новому мосту и опять-таки по двум упомянутым магистралям. Из Кировского и Ленинского района – по трем мостам через Которосль (один из них, правда, в состоянии более чем плачевном, но ремонтировать его все равно придется).
Главное, конечно, как добраться в новый центр из активно растущего Фрунзенского района. Здесь-то и способна сработать Карабулинская развязка, перебрасывающая весь трафик с Липовой горы и из района судостроительного завода через Московский проспект и железнодорожный узел СЖД точно в указанное место. Таким образом, поток машин по Московскому проспекту не просто снижается, но и меняется по направлению. В ситуации, когда основная масса транспорта, создающего затор под железнодорожным мостом, движется над проспектом и перпендикулярно ему, пробке там просто неоткуда будет взяться. Особенно в часы пик.
Если же Карабулинская развязка будет доставлять непрерывно увеличивающееся количество автомобилей в нынешний центр города, где улицы вряд ли станут шире, то «зависнуть» может и она (вспомним периодические пробки на Юбилейном мосту в то время, когда вместо развязки там была только старая дорога).
Идея, что и говорить, любопытная. Правда, даже страшно подумать, в какую копеечку вылетают эти мечты, но… Не вызывать же дух Петра Первого, чтобы он перепроектировал наш областной центр по образу и подобию детища своего…
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n13gh/










Комментарии: