Театр – искусство вне времени

Стыдно, что на родине первого русского театра до сих пор нет Дома актёра 10 декабря, в понедельник, в академическом театре драмы имени Волкова состоится юбилейный вечер, посвящённый 75-летию Ярославского регионального отделения Союза театральных деятелей России. Накануне этого знаменательного события мы встретились с Валерием Томашовым. Театральный критик, профессор Ярославского университета имени Демидова, доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы России Валерий Васильевич Томашов третий год возглавляет региональное театральное сообщество.

Театр – искусство вне времени

– Ярославскому отделению СТД – 75. Как выглядит юбиляр в свете прожитых лет на фоне всего СТД – старожилом или так, середнячком?

– Всероссийское театральное общество существовало с 1880-х годов, но региональных отделений оно не имело. И только в роковые для нашей страны 30-е годы прошлого века, когда театры стали упорядочивать своё существование, переходить на стационарные условия работы, было принято решение изменить и структуру театрального союза. В 1937 году в Ярославль из Москвы пришла разнарядка создать ярослав­ское отделение. Организационное собрание состоялось в театре драмы имени Волкова, и на первых порах только волковцы были членами Ярославского отделения СТД. Хотя на тот момент в состав Ярославской области входила Кострома, а там находится один из старейших театров России, основанный в 1808 году. Костромичи вообще считают себя законными наследниками создателя первого в России профессионального общедоступного театра Фёдора Волкова, родившегося в Костроме. Прекрасный театр работает с 1825 года в Рыбинске. Но почему-то актёры этих театров на том историческом организационном заседании отсутствовали.

– А зачем вообще надо было создавать Союз театральных деятелей? Какое у него было предназначение?

– Изначально оно возникло как общество вспомоществования российским актёрам. До конца XIX века ВТО не вмешивалось в творческий процесс театров, так как театры были в основном частными, а занималось бытом престарелых актёров, организовывало бенефисы, юбилеи, оказывало материальную помощь. Собственно, этим мы занимаемся по сей день. Вот только творческая составляющая ещё добавилась.

– А хозяйственная функция СТД, хоть и прошло три четверти века, стало быть, та же: быт престарелых актёров, материальная помощь?

– Я бы назвал это гуманитарной функцией. О хозяйственной составляющей можно говорить тогда, когда хозяйство есть. А у нас? Две небольшие комнатки в театре имени Волков. А вот в Вологде есть замечательный Дом актёра… Надо отметить, что в Вологде вообще с культурой хорошо обстоят дела, там власти благоволят театрам и музеям в отличие от нашей губернии, где на первом месте всегда стояли спортивные интересы. В Иванове, хоть плохонький, но тоже есть Дом актёра. В Твери, например, городские власти взяли и подарили актёрской братии Дом актёра в собственность. В Омске, Челябинске, я не говорю уже о Санкт-Петербурге и Москве – везде есть Дома актёров! Где-то здания находятся в собственности СТД, где-то – в муниципальной собственности. В последнем случае в ряде городов городские власти просто освободили театралов от коммунальных платежей, включив эти расходы в бюджет города. И только в Ярославле, повторю, на родине первого русского театра, нет Дома актёра. Стыдно!

– А он вообще нам нужен?

– Я считаю, что нужен. Сейчас в культуре везде коммерция на первом месте, надо выполнять план, зарабатывать деньги. Именно на кассу ориентируются многие руководители театров, делая ставку на раскрученные, громкие актёр­ские имена. В этой связи многие заслуженные возрастные актёры, а подчас и молодёжь, которой застой вообще противопоказан, оказываются не у дел, не востребованы профессионально в своих собственных театрах. Вот бы где пригодилась пусть небольшая, но не «привязанная» ни к какому конкретному театру площадка. Можно было бы ставить какие-то небольшие антрепризные спектакли, моноспектакли, экспериментировать с драматургическим материалом. Наличие дополнительной сцены и Дома актёра могло бы оживить театральную жизнь в городе, сплотить актёрское братство.

У нас есть концепция, каким мы видим свой Дом актёра. Весной этого года мы написали обращение к губернатору области с просьбой о выделении нам здания для Дома актёра, под которым поставили подписи все директора театров, все заслуженные и народные артисты. Председатель СТД России народный артист России Александр Калягин со своей стороны тоже прислал письмо в поддержку нашей идеи. Бывший на тот момент губернатором области Сергей Вахруков наложил резолюцию – «решить вопрос положительно». Департамент культуры области обратился в комитет по недвижимости с прось­бой подыскать для СТД подходящее здание, но вскоре началась смена руководства, и стало не до нас.

Я вам больше скажу: точь-в-точь такую резолюцию о положительном решении нашего вопроса мы получили в 1993 году за подписью Анатолия Ивановича Лисицына. Более того, бывший в ту пору мэром города Виктор Владимирович Волончунас отыскал-таки для нас здание на Волжской набережной, дом 23, и это здание было передано на баланс СТД. Целый год мы оплачивали сторожа, искали средства на ремонт дома. Но в начале 90-х денег ни у кого не было. Точнее, они были, но не у всех. В числе людей, располагающих средствами, оказался Джон Мостославский, чей небольшой «Музей музыки и времени» располагался бок о бок с нашим на тот момент домом. Сейчас дом номер 23 – собственность Джона Григорьевича, там у него и музей, и концертный зал, и ресторан. Всё сложилось.

– Много ли членов в Ярославском отделении СТД?

– Порядка двухсот человек из семи профессиональных театров Ярославской области и Ярославского театрального института. Членство в СТД – дело добровольное, но не всякий может стать членом СТД. Не обязательно быть актёром, но определённый стаж работы в театре – обязателен.

– На что же вы существуете и, более того, оказываете какую-то материальную помощь престарелым актёрам, о чём упоминали выше?

– Членские взносы плюс небольшая поддерж­ка от СТД России. Зарплаты в нашем региональном отделении столь незначительны, что, скорее, можно говорить об этой работе как об общественной нагрузке. Правда, в год 75-летия на проведение всех юбилейных мероприятий мы получили грант от департамента культуры Ярославской области. Именно благодаря этой финансовой поддержке стала возможна реализация проекта «Театральный букет – Ярославлю». В рамках проекта мы организовали обменные гастроли внутри области, театры Рыбинска и Ярославля побывали в гостях другу у друга, состоялись гастрольные спектакли областных театров в Гаврилов-Яме, Угличе, Любиме.

– Практика гастролей по области хорошо известна с советских времён…

– Всё новое – хорошо забытое старое. Да, действительно, раньше театры много и охотно гастролировали по области, а сейчас на это элементарно нет средств. Но не только театры выезжали в глубинку, мы организовали привоз жителей Ярославской области на спектакли и творческие встречи в областной центр. В рамках «Театрального букета» прошли гастроли Санкт-Петербургского театра «На Литейном». Было показано три разноплановых спектакля, один из них, «Золушка», был благотворительным: на него мы привезли детей со всей области.

– Гастроли театра «На Литейном», полагаю, запомнятся многим ярославцам, кому – со знаком плюс, кому – совсем наоборот. Раз эти гастроли были подарком ярославской публике, кто отбирал спектакли?

– Это было коллегиальное решение. Предварительно я познакомился с прессой, и надо отметить, что оба показанных в Ярославле спектакля – и «Ромео и Джульетта», и «Семейный портрет» – в числе лидеров в Петербурге, билеты на них не достать.

– Да вы что?! Ведь с «Ромео» зрители побежали, не дожидаясь антракта.

– А те, кто остался, долго аплодировали в финале. Согласен, эстетика спектакля «Ромео и Джульетта» слишком странная, идущая в разрез с хрестоматийным прочтением пьесы, она ударная, скандальная, если хотите, но небезынтересная. Это была попытка поговорить с молодёжью на её языке о том, что её волнует – о любви. Если отказываться от новых прочтений, как тогда расценивать снятый в 1996 году режиссёром Базом Лурманом фильм с Леонардо ДиКаприо, где шекспировские строки звучат из уст байкеров и дело происходит в центре современного мегаполиса? Или вот Валерий Фокин, режиссёр с европейским именем, ставит на сцене прославленной Александринки Шекспира за полтора часа? Что можно сделать с Шекспиром за это время? И тем не менее этот спектакль тоже по-своему интересен. Но те ярославцы, кто не понял и не принял «Ромео и Джульетту», наверняка остались довольны «Семейным портретом» в постановке Александра Кузина.

– Вот уж где аплодировали, так это на «Семейном портрете», и этот спектакль – подлинное наслаждение, я вам доложу. Раз уж мы упомянули об Александре Сергеевиче, спрошу вас вот о чём. Кузин на протяжении многих лет утверждает, что Ярославль – город нетеатральный. Вы с этим согласны?

– Пожалуй, не соглашусь. Ярославль – город театральный по своему определению. Даже тот ярославец, кто не знает, как открываются двери в театр, даже он что-то краем уха слышал о Волкове, о родине первого русского театра, уверяю вас. Есть и устойчивый круг зрителей, кто по-нас­тоящему любит театр. Но и эта публика неоднородна. Треть из них – это прогрессивная публика, кто легко откликается на эксперименты, на новации в режиссуре. Это публика режиссёра Евгения Марчелли. Есть и поклонники иной театральной эстетики. Возьмите спектакли «Ханума», «Кьоджинские перепалки» в Волковском театре – постановки старомодные, разболтанные в плане актёрской игры, но они и в таком виде востребованы зрителем. Есть поклонники режиссуры Кузина, и это всегда классический, продуманный до мельчайшей детали, выстраданный театр.

– Есть, наконец, камерный театр под руководством Владимира Воронцова…

– Согласен, и, что интересно, тех, кто ходит в камерный театр, как правило, в других театрах не встретишь. Вот видите, какой у нас Ярославль театральный город! Вот только с ТЮЗом…

– С языка сняли. Театр юного зрителя действительно долгое время прожил без главного режиссёра, и это – больное место.

– До сих пор дело обстоит так.

– Как? А назначенный в этом сезоне главным режиссёром Игорь Ларин?

– Проблема в том, что он одновременно руководит художественными процессами в двух театрах – в нашем ТЮЗе и в питерском театре «На Литейном». Это стало неприятным откровением для директоров обоих театров. Теоретически такое совмещение должностей возможно, но на практике…

– Как говорится, за двумя зайцами погонишься…

– Вот-вот. У Игоря Ларина есть отличные спектакли, но есть и провальные, например, «Станционный смотритель» в ТЮЗе.

– После премьеры я высказалась очень критично в адрес этого спектакля на страницах газеты. Но не вы ли, если мне не изменяет память, вручили этому спектаклю диплом победителя на третьем областном фестивале профессиональных театров? И на все мои претензии к качеству этого спектакля ТЮЗ, закрывшись дипломом, как щитом, отвечал: профессиональное сообщество оценило, не вам чета. Теперь же вы говорите, что спектакль был неудачен.

– Тут всё непросто. СТД формирует жюри, организует обсуждение спектаклей, но финансирование фестиваля идёт за счёт департамента культуры, а там неизменно просят проявить педагогический такт, никого не обижать, вот и получается, что раздаём всем сёстрам по серьгам, наступая на горло собственным принципам.

– Но ведь это тупиковая позиция!

– Вы правы. Но всегда есть смягчающее обс­тоятельство: актёры старались.

– Как профессиональное театральное сообщество поддерживает своих самодеятельных коллег?

– Члены СТД входят в состав жюри фестивалей самодеятельных театров, которые ежегодно проходят в Ярославской области. И там бывают очень достойные работы. Кроме того, постоянно проходят мастер-классы для руководителей, режиссёров народных театров. Так что свою лепту, хоть и небольшую, мы вносим.

– А в вашей ли компетенции как-то повлиять на положение дел в театре, например, в подборе того же главного режиссёра?

– Увы, у нас есть только право совещательного голоса. Мы можем высказать своё мнение, но не более того. Но зато когда какой-то спектакль или актёра выдвигают на премию, звание, тут без резолюции СТД не обойтись. Если региональное отделение СТД не поддержит кандидатуру, наградная комиссия даже не будет рассматривать эту заявку.

– Проект «Театральный букет – Ярославлю» финиширует. А ведь весной вы обещали гастроли московского театра «Et Cetera» под руководством Калягина и спектакль «Лица» с его участием. Не стоит ждать?

– Я трижды был в Москве по этому вопросу, и каждый раз Калягин подтверждал своё обещание. Но в последний момент он меня переадресовал некому театральному агенту, и дело застопорилось, хотя уже был прислан райдер Калягина, где среди обязательных требований был не только президентский номер в гостинице определённой звёздности, но и отсутствие запахов в нём. Калягин мне так и сказал: если я почувствую какой-нибудь запах, тут же разворачиваюсь и уезжаю без разговоров. Однако полторы недели назад был звонок из Москвы: спектакль в Ярославле не вписывается в график театра «Et Cetera». Се ля ви…

– Каковы ваши планы на будущее? В чём вы видите дальнейшую миссию Ярославского отделения СТД?

– Продолжать ту повседневную, подчас незаметную обществу работу, которую мы ведём на протяжении многих лет: заботиться о могилах, помогать ушедшим на покой актёрам, организовывать бенефисы… Правда, в этом нам всё реже идут навстречу директора театров. Есть новые задумки по поводу Дома актёра. Понятно, что городским властям сейчас не до нас, у них другие заботы, но я себя успокаиваю тем, что театр был, есть и будет всегда. Это искусство вне времени.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2uy5/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость