Музыки!
Во все времена душа ярославца не просто жаждала музыки, но стремилась к самовыражению через прекрасные звуки, искала единомышленников и находила их. Ещё в 1875 году любители музыки и драматического искусства объединились в «Артистический кружок». Он возник не на пустом месте: ранее по инициативе дворянина Н. И. Беллерта существовали музыкальные собрания и бесплатная школа музыки и пения.
Бережно переворачиваю листы старых подшивок
Императорское Российское музыкальное общество приглашает ярославцев на концерт учащихся музыкальных классов. Как писала газета «Голос», эти концерты «доставляют большое удовольствие посетителям и популяризируют прекрасное дело музыкального образования».
Вот некий «продюсер»-антрепренёр Н. Р. Бакалейников просит сдать помещение театра для гастролей оперной труппы. Он получает разрешение, и ярославские меломаны слушают пять опер. После каждого спектакля – рецензии, из которых можно заключить, что ярославцы были довольно взыскательными слушателями. Существовала и своя самодеятельная опера: в одноэтажном деревянном здании «народной читальни» на Вознесенских прудах (перекрёсток улиц Свободы и Чайковского) при свете керосиновых ламп звучала музыка Верстовского, Даргомыжского, Бородина. А вот ярославцев приглашают на Казанский (Первомайский) бульвар два раза в неделю послушать духовой оркестр Остроленского полка. В Горяиновском саду (бывший магазин «подкова» на пересечении улицы Победы и проспекта Октября) гуляющие могли послушать «Хор трубачей». Кстати, благодаря оркестрам четырёх полков, квартировавших в Полушкиной роще, ярославцы довольно часто могли наслаждаться звуками духовых оркестров. И даже бытовала песенка о «неказистом и неречистом» горнисте, покорившем сердца ярославен звуками своего горна.
В декабре 1913 года любители музыки отметили двадцатилетие со дня смерти П. И. Чайковского. К бюсту великого композитора были возложены венки «депутациями»: музыкального общества, музыкального училища (хор училища исполнил «Славу»), общества любителей музыкального и драматического искусства, общества хорового пения, общества любителей оркестровой музыки (о нём немного позже). Уже одно это перечисление впечатляет. А ведь были ещё студенческий оркестр балалаечников, салонный оркестр под управлением Ф. Э. Фурмана, дирижёра 11-го гренадёрского Фанагорийского полка. Оркестр играл в фойе художественного электротеатра (впоследствии кинотеатр «Арс»).
Пройдёт шесть лет, и уже после трагических событий 1917 – 1919 годов в этом помещении, переданном гарнизонному клубу имени Ленина, красноармейцы будут слушать оперы Рубинштейна, Чайковского, Массне и др., поставленные силами ярославских музыкантов-любителей. «Партию оркестра» исполнял пианист Н. Н. Тверицкий.
В 1921 году Е. М. Стомпелевым был организован оркестр народных инструментов. Благодаря его работе появилась целая сеть самодеятельных музыкальных кружков. В 1929 году Е. М. Стомпелев организует в Ярославле первую ячейку общества «Музыка – массам».
Огромной популярностью в
Даже этот очень беглый обзор даёт представление о любви ярославцев к музыке и их музыкальных пристрастиях.
Но как же симфоническая музыка? И она находила признание среди ярославцев – как музыкантов-энтузиастов, так и слушателей, её горячих поклонников. Конечно, дату рождения Ярославского симфонического оркестра 29 декабря 1944 года оспаривать не буду, но интересно, что предшествовало этому знаменательному событию?
Вернёмся к началу прошлого века. Уже в 1903 году ярославцы услышали симфонический оркестр, когда по приглашению музыкального общества (ИРМО) в город приехал студенческий оркестр Московской консерватории, дирижировал В. И. Сафонов, тогдашний директор консерватории. Возможно, тогда и зародилась в душе ярославцев мечта о своём симфоническом оркестре.
В 1904 году музыкальное общество организовало музыкальные классы, которые были преобразованы в музыкальное училище в 1910 году. К тому времени преподаватели, учащиеся и ярославские музыканты-любители создали ученический симфонический оркестр, однако первые публичные выступления этого коллектива состоялись лишь два года спустя. В 1912 году был дан концерт ученического симфонического оркестра, дирижировал директор музыкального училища, свободный художник И. В. Петр.
Кроме того, тогда же прозвучали и два «квартетных собрания». Видимо, выступления имели успех, так как газета «Голос» писала: «Эти концерты показали, что в Ярославле ощущается потребность в серьёзной музыке».
В конце 1913 года симфонический оркестр насчитывал уже пятьдесят человек. И вот с трепетом душевным читаю на пожелтевшей странице газеты объявление более чем столетней давности: «В воскресенье 8 декабря 1913 года в зале общества любителей музыкального и драматического искусства состоится первый симфонический концерт». Оркестром дирижировал И. В. Петр. Коллектив был усилен пятнадцатью музыкантами из Москвы. Возможно, это были духовики, так как в рецензии отмечалось, что струнные были несколько заглушены духовыми инструментами. Концерт был посвящён памяти П. И. Чайковского, и исполнялись только его произведения: Пятая симфония, Первый концерт для фортепьяно, сюита из балета «Щелкунчик» и «Славянский марш». Чистый сбор от концерта предназначался для памятника Чайковскому в Петербурге. В программах излагались довольно подробные пояснения ко всем четырём произведениям: организаторы оркестра стремились не только к тому, чтобы слушатели получали удовольствие, пусть и «высшего порядка», но и к тому, чтобы они могли понять замысел композитора во всей его полноте и глубине. И это был уже элемент музыкально-просветительской деятельности.
В феврале 1914 года силами учащихся музыкального училища была поставлена опера «Евгений Онегин». Ученический симфонический оркестр, «подкреплённый силами любителей, неизменных друзей музыкального училища», оказался не на высоте.
В феврале 1917 года в зале мужской гимназии состоялся бал-концерт, в котором приняли участие два оркестра, одним из них, по всей вероятности, был ученический симфонический оркестр.
В 1919 году музыкальное училище было преобразовано в народную консерваторию, которую одна из газет назвала «рассадником творческой красоты». И опять педагоги и студенты организовали симфонический оркестр, которым дирижировал директор училища А. К. Антонов. Ярославцы услышали музыку Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского и других композиторов. Довольно большой репертуар, а также расширившийся круг неискушённых слушателей (красноармейцы, рабочие) требовали более глубокого подхода к музыкальному просвещению. Музыканты это понимали, и перед каждым концертом кто-то из них читал лекцию. Так находила своё место музыкально-просветительская форма общения со слушателями – музыкальный лекторий.
Народная консерватория просуществовала всего лишь год и опять была «номинирована» как музыкальное училище. Симфонический оркестр продолжал существовать, хотя публичных выступлений не было, а в конце 20-х годов оркестр «распался»: дельцы новоиспечённой Российской ассоциации пролетарских музыкантов решили, что пролетариату симфоническая музыка не нужна. Классическое искусство объявлялось буржуазным, исключение делалось для тех произведений, которые каким-то образом могли служить, по мнению тогдашних руководителей, марксистско-ленинским идеалам. Трудно было не заблудиться в идеологических дебрях. Чего, например, стоит тема концерта-лекции «Классовая борьба на музыкальном фронте» (1927 год)! Однако не заблудились ни музыканты, ни слушатели: ведь и на этой лекции звучали Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Бородин, а им не были страшны никакие «подводки» к идее классовой борьбы.
Видимо, музыканты не могли смириться с неоправданными ограничениями, и оркестр продолжал существовать «подпольно». Об этом говорят скупые сведения, почерпнутые из газет. Так, в редакционной статье газеты «Северный рабочий» в октябре 1934 года говорилось о том, что ещё в 1933 году преподаватели музыкального училища Цабель и Семёнов поставили вопрос о признании симфонического оркестра, который «фактически уже существует». Далее газета писала, что в редакцию приходит много писем от рабочих с требованием создать симфонический оркестр, однако со стороны общественности и городского руководства нет ни материальной, ни моральной поддержки.
17 января 1936 года в газете «Северный рабочий» была помещена статья преподавателя музыкального училища В. П. Задерацкого «Громче звучите, симфонии!». И хотя в статье ничего не говорилось о симфоническом оркестре, но заголовок, вырвавшийся из самого сердца музыканта, говорит о многом: оркестр есть и ждёт признания.
И вот уже организована филармония, при ней действует музыкальный лекторий, а в интервью газете «Северный рабочий» первый директор филармонии М. Я. Миркин, рассказывая о плане на сезон 1937 – 1938 годов, говорит, что для проведения лекций-концертов (их намечалось пятьдесят) будет приглашаться Государственный симфонический оркестр СССР.
Но ярославские музыканты-энтузиасты, преданно любившие своё дело, страстно желавшие поделиться радостью сопричастности к прекрасному, стремившиеся как можно больше расширить круг единомышленников, не сдавались. Ученический симфонический оркестр жил.
Мечта ярославцев о своём симфоническом оркестре начала осуществляться с приездом в город выпускника Московской консерватории А. Е. Уманского. Видимо, с 1939 года началась предыстория Ярославского симфонического оркестра. До его рождения оставалось пять лет.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2xel/
Комментарии: