Как ярославцы памятник Гоголю сооружали
У истоков создания монумента стоял Алексей Антипович Потехин. Он – уроженец соседней с нами Костромской области. После окончания Костромской гимназии продолжил учёбу в Ярославском Демидовском лицее и в 1849 году окончил его с золотой медалью. Некоторое время был чиновником особых поручений при костромском губернаторе. Затем занялся литературной деятельностью. Писал пьесы. Решающую роль в становлении Потехина-драматурга сыграл Александр Николаевич Островский. В конце 1850-х – начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой и Голициной в сёлах Горки и Карабиха Ярославской губернии, что значительно содействовало познанию Потехиным русского провинциального быта. Умер в Петербурге 16 (29) октября 1908 года.
Алексей Антипович первым поднял вопрос о сооружении памятника Гоголю в Москве. Случилось это 8 июня 1880 года в третий день торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве в Большом зале Благородного собрания, где собрались члены Общества любителей российской словесности. Среди них – лучшие представители русской литературы. Действительный член Общества, драматический писатель Алексей Потехин, заключая свою торжественную речь, сказал: «Почтив Пушкина, мы ничем не утешим столько его великую тень, как положив в эти дни чествования его памяти начало всенародной подписки на памятник Гоголю... И пожелаем, господа, да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России – Москве!» Идею Потехина дружно поддержали. Ведь Гоголь с 1834 года был действительным членом состоящего при Московском университете Общества любителей российской словесности. По рядам присутствующих сразу же пустили листы. Собранная сумма составила три тысячи рублей.
По горячим следам был создан комитет по сооружению памятника Гоголю, который возглавил московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Открылась повсеместная подписка «на составление капитала» для сооружения монумента. Объявление о сборе средств было опубликовано в прессе, по разным учреждениям России разосланы подписные листы. Крупный уральский заводчик Павел Павлович Демидов лично пожертвовал на памятник пять тысяч рублей и выразил желание выслать «ещё всю медь, сколько таковой потребуется для отливки статуи и иных украшений памятника». Когда модели фигуры Гоголя и барельефов были готовы, прямо из мастерской их отправили на отливку петербургской фирме «А. Моран, преемник». Бронзу для памятника, как и обещал Павел Павлович (до этого времени меценат не дожил), предоставили его наследники, которые также пожертвовали комитету 110 пудов штыковой меди.
Династия российских горнозаводчиков Демидовых навечно вписана в историю Ярославской земли благодаря одному из её представителей – Павлу Григорьевичу Демидову (1738 – 1821). Павел Григорьевич – образованнейший человек своего времени. Учёный-натуралист, меценат, действительный тайный советник. Получил образование в Геттингенском университете и Фрейбергской горной академии в Германии. В 1802 году одним из первых откликнулся на призыв к пожертвованиям на дело образования в России, содержащийся в манифесте об учреждении министерств.
Указом от 6 (18) июня 1803 года Александр I утвердил «благотворительное распоряжение Статского Советника Демидова», учредив в Ярославле на пожертвованные Демидовым средства «Демидовское высших наук училище» (впоследствии переименованное в Демидовский лицей, Демидовский юридический лицей, Ярославский государственный университет). Училище обязано Павлу Григорьевичу не только своим рождением, но и дальнейшим существованием в течение многих лет. 18 марта 1829 года на средства местных купцов Демидову был поставлен в Ярославле памятник (Демидовский столп), демонтированный в 1931 году и воссозданный в 2005 году. Имя Павла Григорьевича носит Ярославский государственный университет.
С историей создания памятника Гоголю связана фамилия ещё одного ярославца.
Когда была собрана достаточная сумма денег, комитет объявил конкурс на лучший проект. В борьбу активно включились многие русские скульпторы. Среди них – Александр Васильевич Курпатов. Он родился в 1860 году в селе Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1875 – 1886 годах учился в Императорской Академии художеств. Земляк и дальний родственник скульптора Александра Михайловича Опекушина. Помогал ему в работах по сооружению памятника Александру III для Москвы. Принимал участие во многих конкурсах, к сожалению, не так успешно, как его великий земляк. Автор памятника Александру II в Нижнем Новгороде (не сохранился). Значительную часть жизни Курпатов прожил в Петербурге. После революции, как и Опекушин, вынужден был вернуться на родину. В 20-х годах прошлого века преподавал в лепном отделении рыбницкого училища, которому по просьбе земляков было присвоено имя Опекушина. Скончался в начале 30-х годов. Похоронен на сельском кладбище возле Спасской церкви неподалеку от Опекушина. В Рыбницах сохранился дом, где жил Александр Васильевич.
В начале 1902 года 44 проекта памятника в моделях и два – в рисунках были выставлены на всеобщее обозрение в Москве в Историческом музее. 14 февраля были объявлены имена победителей. Жюри отметило четыре работы. Также был отмечен проект под девизом «Волга», выполненный классным художником Александром Васильевичем Курпатовым. В вознаграждение автору было решено выдать также третью премию-bis в размере 500 рублей.
Ни одна из премированных моделей не была рекомендована для сооружения памятника. По словам очевидцев, все они скорее напоминали «каминные часы или кондитерские торты». Объективна ли такая оценка по отношению к другим проектам, судить сложно, но работу нашего земляка уж никак нельзя назвать «тортом». Модель, к счастью, сохранилась и даже в 1998 году демонстрировалась на выставке, посвящённой 160-летию со дня рождения Александра Михайловича Опекушина, в стенах Ярославского художественного музея. Посетители подолгу задерживались у небольшого, простого по композиции проекта. Как и предлагалось конкурсантам, Курпатов изобразил великого писателя сидящим, в костюме своего времени. Левая нога Гоголя изящно выставлена вперёд. Руки сложены. Поза расслаблена. В то же время – во взгляде некоторое беспокойство. В левой руке писатель держит лист бумаги. Возможно, с только что написанными строками, заставившими его задуматься.
Скульптору достаточно точно (судя по существующим изображениям Гоголя) удалось передать портретное сходство писателя, его внутренний мир. Конечно же, эта камерная скульптура не смотрелась бы на площади или в другом людном месте. Но она, несомненно, достойно украсила бы любое помещение или небольшой тихий сквер. Возможно, в дальнейшем маленькой модели нашего земляка и суждено будет «перерасти» в памятник великому писателю...
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2xha/
Комментарии: