Пришло время искупать грехи отцов

В начале апреля губернатор Анатолий Лисицын впервые официально озвучил идею восстановить к 1000-летию Ярославля главную святыню города – кафедральный Успенский собор. Об истории храма «Северный край» подробно рассказал в номере за 14 мая (Тамара Рутман. «На волжском берегу крутом»). Сегодня тему продолжает известный ярославский архитектор Семен Новиков.

Пришло время искупать грехи отцов

Успенский собор был задуман как главный храм Ярославля еще в XII веке. Позднее, в XVI веке, на этом месте был выстроен другой, по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, сооруженного по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. А московский храм итальянский зодчий построил по образу и подобию одного из первых храмов Руси – Успенского собора во Владимире, сооруженного в XII веке. Вот откуда идут корни архитектуры ярославского собора. Собор, облик которого сохранили многочисленные фотоснимки, был сооружен уже в XVII в. В XIX веке он был перестроен: позакомарное (посводчатое) покрытие переделано под четырехскатное, изменена форма глав, пристроены крыльца. Во время боев 1918 года храм устоял, хотя несколько снарядов попало в его стены. А погубили его бескультурье и человеческая глупость – в 1937 году этот шедевр древнерусского зодчества был разобран до основания. Так Ярославль лишился своей главной святыни. Есть непреложная истина – сохранение памятников истории и культуры напрямую зависит от культуры народа. Слава богу, за полвека, что прошли после уничтожения собора, наш народ пришел к пониманию того, что восстановление памятников есть восстановление собственной культуры. Не вина нашего народа, что даже сохранившиеся памятники разрушались. Это вина недальновидных и малокультурных чиновников прошлой системы. Немцы, например, сразу после окончания войны стали восстанавливать шедевры своего зодчества. На народные пожертвования были восстановлены оперный театр в Ганновере, начисто уничтоженный американской бомбардировкой, знаменитая галерея Цвингер в Дрездене, многие другие памятники архитектуры. Когда впервые прозвучало предложение восстановить наш Успенский собор, мнения разделились. Одни говорили, что лучше эти средства пустить на реставрацию сохранившихся древних сооружений. Другие утверждали, что новодел в принципе не может стать памятником архитектуры. Да, новодел не будет считаться памятником архитектуры в том смысле, который мы придаем этому понятию. Это будет копия. Но копия шедевра русского зодчества! Когда заходит разговор о восстановлении Успенского собора, всегда напоминают о постройке храма Христа Спасителя в Москве. Дескать, маститые ученые до сих пор считают воссоздание собора неумным и антинаучным, что это макет в натуральную величину, что это не святыня. Я был внутри. Храм поражает величием, и служба в нем собирает толпы народа. А в праздники внутрь не попасть. Туда внесли многие сохранившиеся иконы. А, как известно, храм – это прежде всего святые иконы. Храм этот вписался в силуэт современной Москвы и стал ее достопримечательностью, как и было, когда существовал подлинник. Восстановление храма Христа Спасителя – это искупление греха, который совершила в прошлом система, разрушив святыню и устроив на святом месте бассейн. И когда в ярославский храм вернут святые иконы и мощи ярославских святых, когда его осветит сам патриарх, Успенский собор станет святыней. Тем более что он будет выстроен на прежнем месте, как и требует методика по воссозданию таких сооружений. Кстати, пример с восстановлением храма Христа Спасителя – далеко не единственный. Еще во время войны наши реставраторы начали восстанавливать полностью уничтоженные фашистами памятники архитектуры XII века в Пскове и Новгороде. Тогда тоже находились скептики, которые утверждали, что это будут макеты в натуральную величину, что это антинаучно. Но есть случаи, когда наука должна уступить место патриотизму. И стоят храмы Новгорода и Пскова, восстановленные реставраторами по точной научной методике. Есть аналогичные примеры и у нас в Ярославле. Храм Крестовоздвижения в Толгском монастыре рухнул от небрежения и поздних переделок. Страшно было смотреть на обвалившиеся своды и стены трапезной и церкви. Но ярославские реставраторы сумели вернуть храму его художественный облик. И ожил храм, и идет в нем служба. На одном из совещаний уже прозвучало ироническое замечание: дескать, нет документации, материалов, по которым можно было бы восстановить собор. Это неправда. Материалы для восстановления храма есть, и достаточно. Это, во-первых, документы археологических раскопок. Они хранятся в департаменте культуры и дают ясное представление о плане и фундаменте. Есть точные фотографии всех фасадов собора. А реставраторы обладают методом восстановления точных размеров и облика по фотографии. У нас на кафедре архитектуры по этому методу эскизы собора разработаны обычными студентами. Есть еще время изучить архивы Москвы, Питера и Ярославля, где наверняка найдутся недостающие документы. Мой учитель Петр Дмитриевич Барановский, который, узнав о разборке собора, наотрез отказался приехать в Ярославль, позднее рассказывал, что, по его данным, со стен были сняты изразцы и упакованы в ящики. Где они? Наконец, при воссоздании реставраторы пользуются методом аналогии. Известна цепь строительства главных Успенских соборов: первый – в XII веке во Владимире, второй – в XVI веке в Московском Кремле, Успенский собор в Вологде – в XVII веке. К счастью, все они уцелели, есть их детальные обмеры. Естественно, возникает вопрос: на какие средства строить такое объемное сооружение? Считаю, государство не должно остаться в стороне от столь важной для него же идеи. Есть резерв президента. Известно, что по просьбам разных регионов на определенные объекты деньги из этого резерва были выделены. Надеюсь, что и от воссоздания исторического объекта Ярославля президент не останется в стороне. И, наконец, главное: следует возродить бытовавшую в России традицию вкладов. Богатые люди, купцы всегда участвовали в таких делах. Известно, что почти все главные святыни Ярославля, в том числе церкви Николы Мокрого, Ильи Пророка и другие, построены главным образом на средства купцов. В храме Ильи Пророка висит памятная мраморная доска в честь купца 1-й гильдии Вахромеева, давшего деньги на реставрацию. Не худо бы и нашим нынешним олигархам включиться в восстановление главного храма Ярославля и заодно увековечить свое имя для потомков. Необходимо уже сейчас создать фонд воссоздания храма, и, я уверен, понесут люди на святое дело свои деньги. Если же говорить о градостроительном значении собора, то оно исключительно важно. Как сказал известный архитектор-градостроитель Буров: «Ничего лучше, чем собор на Стрелке, не может быть. Объем храма завершал ландшафт и «держал» всю застройку набережной». Ярославские реставраторы, у которых накоплен огромный опыт, готовы включиться в святое дело воссоздания главного памятника истории и культуры нашего города. Теперь важно не упустить время. Семен НОВИКОВ, архитектор-реставратор, заслуженный архитектор РФ.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3nrt/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость