Татьяна ЮРЬЕВА. Запечатлённый образ. К 1150-летию славянской письменности
© Т. В. Юрьева, 2013
Среди множества иконографических
образов, существующих в истории
русского православного искусства,
иконы Димитрия Ростовского выделяют-
ся одной, присущей немногим иконогра-
фиям особенностью: это образ святого
книжника, в котором особо обозначены
богословские и литературные труды свя-
тителя.
Образ книги был на протяжении по
крайней мере последнего тысячелетия
одним из важнейших символов культуры.
Священный текст, материализованный в
облике свитка или кодекса, довольно рано
появляется в изобразительном искусстве,
вбирая в себя и само Слово Божие, и те
тексты, в которые древние книжники пы-
тались перевести посещавшие их открове-
ния. Более того, часто Евангелие является
живописным центром в иконе, сосредо-
тачивая в себе главный символический
смысл изображения.
Как пишет известный исследователь
церковного искусства И. К. Языкова, «сим-
волика книги в христианской культуре об-
ширна и глубоко продумана. Христианство
является религией Книги или Писания, в
основе его лежит Библия, которая, в свою
очередь, состоит из многих книг. Творение
Вселенной в библейской концепции мира
осмысляется как Писание: мир — это кни-
га, написанная Богом. Откровение Божье
является как книга или как свиток, кото-
рый должен быть съеден пророком (Иез.
3:1-3). Человек также мыслится в Новом
Завете как писание, письмо Христово (2
Кор. 3:2-3)».
В восточно-христианской иконогра-
фии этот образ появляется, прежде всего,
в иконографии Иисуса Христа как напоми-
нание о Боговоплощении, как символ Са-
мого Господа Иисуса Христа, который есть
Слово Божье.
Спас Вседержитель, или «Спас в Си-
лах», — это образ Иисуса Христа, который
держит в левой руке свиток или кодекс. Это
и Книга Жизни, в которой записаны имена
спасённых (Исх. 32:32; Отк. 3:5), и Книга
Божественного Откровения (Отк. 5:1-7),
и Книга Завета (Втор. 30:10) — Библия и
Евангелие, это и символ учения Самого
Христа (Ин. 12:48).
Помимо непосредственного изобра-
жения Спасителя с его образом связана
иконография «Престол уготованный» или
«Этимасия», где Иисус Христос символи-
чески изображён в виде книги, лежащей
на престоле, на которую сходит голубь.
Немногие святые на протяжении всей
христианской истории удостаивались
быть изображёнными с Писанием в руках,
поскольку это всегда особый текст, появле-
ние которого в иконографии было связано
с особыми случаями. Обычно это образы
раннего христианства и апостольского
времени, когда проходило установление
христианского вероучения.
Так, книга, а именно «Четвероеванге-
лие», присутствует в изображении еванге-
листов, со Священным Писанием в руках
изображаются апостолы Пётр и Павел, три
вселенских учителя и святителя Григорий
Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Ве-
ликий. Святой Николай Чудотворец так-
же изображается
с Евангелием, чу-
десно дарованным
ему по преданию
самим Иисусом
Христом.
В русской ико-
нографии Еванге-
лие появляется в
руках святителей:
Леонтия Ростовско-
го, московских ми-
трополитов Петра,
Алексия и Ионы,
Стефана Пермско-
го и других.
Книга в ру-
ках святого ста-
ла неотъемлемым
атрибутом многих
икон, изображаю-
щих Димитрия Ро-
стовского. Такой
тип иконографии
приобретает здесь особое значение, так как
святой Димитрий, митрополит Ростовский
и Ярославский, духовный писатель и про-
поведник, в иконографии часто изобража-
ется именно как церковный учёный, автор
богословских сочинений. Необходимо на-
помнить, что канонизация этого святого
исключительна в своём роде, поскольку он
стал единственным святым, прославлен-
ным в XVIII веке, с его имени начинается
список святых, канонизированных к обще-
русскому почитанию в синодальный пе-
риод. Неудивительно, что формирование
иконографии святого также имеет свои от-
личия, связанные, в первую очередь, с пе-
риодом его почитания.
Так, особенностью создания иконо-
графического образа в Новое время ста-
ло, прежде всего, наличие прижизненных
изображений Димитрия Ростовского. Это
и портрет-парсуна начала ХVIII века из
Ростовского архиерейского дома, и ряд
других портретов; некоторые из них почи-
тались как иконы и были основой для их
более поздних повторений. В целом ико-
нография образа
святого достаточ-
но разнообразна и
вариативна. Есть
как ростовые, так и
поясные изображе-
ния. Святой может
быть представлен
на фоне храмовой
архитектуры, а мо-
жет — в келье за
работой в окруже-
нии книг. Также
одним из важных
элементов иконо-
графии Димитрия
Ростовского явля-
ется присутствие в
ней образа Богома-
тери Ватопедской,
келейной иконы
митрополита.
Часто образ
святого связан с
изображением книги в его руке или книг в
его окружении. Один из таких иконогра-
фических типов был описан в иконописном
подлиннике 1910 года: «…малороссийска-
го типа (сын казака), 58 лет, ростом высок;
лицо худое и продолговатое, глаза карие,
нос с горбиной, больше средней величины;
борода узкая, клинообразная, небольшая,
волосы густые, по плечам, тёмные, с про-
седью. Выражение лица — кроткое, внима-
тельное, доброе и милостивое. На нём —
саккос, омофор, митра и панагия, или
мантия с источниками и белый клобук с
крестом. В руках книга, как у составите-
ля Четьи-Миней, или хартия с его изрече-
нием...»
Подобная иконография святого Дими-
трия сложилась достаточно рано. Соответ-
ствующий описанию образ присутствует
на шитом покрове ХVIII века (фотография
С. М. Прокудина-Горского, 1911 г.). Эту же
иконографию продолжают иконы «Свя-
титель Димитрий Ростовский в молении
перед образом Богоматери Ватопедской»
(вторая пол. ХVIII в.) и «Святитель Дими-
трий Ростовский»
(ХVIII в.) из собрания
Ярославского худо-
жественного музея,
а также икона «Свя-
титель Димитрий
Ростовский» (посл.
треть ХVIII в.) из со-
брания Рыбинского
музея-заповедника.
На первой из
указанных икон свя-
титель изображён
в рост, вполоборота
к иконе Богоматери
Ватопедской, на фоне
архитектурного пей-
зажа, предположи-
тельно — ростовско-
го. Святой Димитрий
представлен в архие-
рейском облачении,
с посохом в левой и
Евангелием в пра-
вой руке. На второй
и третьей иконах святитель изображён
фронтально на фоне достаточно типоло-
гизированного пейзажа, вероятно также
представляющего собой храмовые соору-
жения Ростова Великого.
Подобная иконография развивается
и в настоящее время. К ней принадлежит
икона «Св. Димитрий Ростовский» иконо-
писной мастерской «Ковчег» (Ярославль),
икона «Св. Димитрий Ростовский», вы-
полненная в «Иконописной мастерской во
имя преподобного Алипия Печерского»
(Москва). Изображённый в рост святи-
тель показан в молитвенном предстоянии
образу Богоматери Ватопедской. В правой
покровенной руке святителя — Еванге-
лие.
Часто Димитрия Ростовского изо-
бражают таким, каким его помнили в по-
следние годы его жизни: «Сам святитель в
это время был белокурый с проседью, ху-
денький человек небольшого роста, сгор-
бленный, с маленькой клинообразной бо-
родкой, в очках, ходивший обыкновенно в
шерстяной ряске лю-
бимого тёмно-зелё-
ного цвета» (Шляп-
кин И. А. Св. Димит-
рий Ростовский и
его время (1651—
1709). — СПб., 1891.
С. 355). Таким он и
выглядит на миниа-
тюрах и иконах, где
митрополита изо-
бражают за написа-
нием его трудов. На
ростовской иконе
XVIII века «Святи-
тель Димитрий Ро-
стовский за написа-
нием Житий святых»
он изображён сидя-
щим в келье в про-
стом монашеском
одеянии; вся фигура
выражает состояние
святого — его сосре-
доточенность, увле-
чённость работой.
В образах Димитрия Ростовского по-
является ещё одна особенная деталь, ко-
торая становится характерной для многих
его икон: он изображается на фоне своих
трудов, которые обозначены отнюдь не аб-
страктно и, в прямом смысле слова, — пе-
ресчитаны. Так, в уже упомянутой ростов-
ской иконе на столике, за которым работает
святой, изображено пять стоящих верти-
кально книг, четыре из которых выделены
красным, а одна — светлым зеленовато-
голубым цветом. Такое количество книг
неслучайно, поскольку «Книга житий свя-
тых» Димитрия Ростовского, самое боль-
шое по объему небогослужебное издание
в старопечатной кирилловской книжно-
сти, была опубликована в четырёх томах,
каждый из которых содержит материал,
относящийся к трём месяцам: сентябрь —
ноябрь (Киев, 1689. Т. 1), декабрь — фев-
раль (Киев, 1695. Т. 2), март — май (Киев,
1700. Т. 3), июнь — август (Киев, 1705.
Т. 4). Именно они и выделены на иконе
красным цветом.
Пятая книга в дан-
ной иконе, вероят-
но, символизирует
собой остальные
труды святителя.
Также для его
иконографии харак-
терна традиция изо-
бражения митропо-
лита в торжествен-
ных архиерейских
одеяниях, стоящим
рядом со столиком-
аналоем, на котором
находится распятие
и лежит раскрытое
Евангелие. Пример
подобного изобра-
жения — икона «Свя-
той Димитрий Ро-
стовский» (2-я пол.
ХVIII в.) из Рыбин-
ского художествен-
ного музея.
В этом иконо-
графическом ва-
рианте святитель
изображён в своей
келье, его правая
рука лежит на раскрытом Евангелии, а
левой он придерживает посох. Евангелие
раскрыто на тексте Послания апостола
Павла к евреям: «БРАТИЕ НИК // ТОЖЕ
ОСЕБЕ // ПРИЕМЛЕТЪ // ЧЕСТЬ ТО //
КМО ЗВАНЪ // ОТ Б(О)ГА ЯКОЖЕ //И АА-
РОНЪ // НЕСЕБЕ // ПРОСЛА // ВИ БЫТИ»
(Евр. V, 4). Как утверждают исследователи,
выбор этого текста неслучаен, поскольку
прославившийся своими литературными
трудами святитель Димитрий традицион-
но уподоблялся апостолу Павлу — «всем
бо вся написа, яже к наставлению, да всех
приобрящет, якоже Павел Христу и спасёт
правоверием души наша» (кондак святите-
лю Димитрию). Текст на раскрытом Еван-
гелии подчёркивает значение Божествен-
ного промысла в служении архипастыря,
удостоенного этой чести по призванию
свыше и во всём по-
слушного воле Бога,
как Христос — воле
Бога Отца.
В несколько
иной композиции
данная иконогра-
фия использована
костромским ико-
нописцем Васили-
ем Никитиным Во-
щинным. Его икона
«Святитель Дими-
трий, митрополит
Ростовский» 1759
года также изобра-
жает митрополита
Димитрия перед
столиком-аналоем
с распятием и рас-
крытым Евангели-
ем. Только святи-
тель изображён сле-
ва, правой рукой он
благославляет, а в
левой держит посох.
Подобная ком-
позиция образа мо-
жет быть дополнена
изображением тру-
дов святителя Димитрия, стоящих или ле-
жащих на столе.
Так, в нескольких иконах-портретах,
хранящихся в Национальном художествен-
ном музее Украины, святитель изображён
в рост и опирается на стол, где в ряд рас-
положены написанные им книги. Важно
отметить, что все они имеют надписи на
корешках, и мы уже даже не можем сомне-
ваться в том, что это именно его труды.
Так, в иконе «Св. Димитрий, митрополит
Ростовский» мы видим четыре «Книги жи-
тий святых», пятая — «Розыск о брынской
вере». Сверху положены ещё две. Подроб-
но расписаны корешки книг и на второй
иконе «Св. Димитрий, митрополит Ростов-
ский», приписываемой Алимпию Галику…
Как известно, все слова, помещённые
на иконах, имеют не меньшее значение,
чем само изобра-
жение. «Каждая
икона пишется на
основании опре-
делённого тек-
ста — либо из Свя-
щенного Писания
(Ветхий или Но-
вый Завет), либо
из Священного
Предания (жития
святых, гимногра-
фия и т. д.). И сама
икона может быть
прочитана как
текст, передающий
в символических
образах смысл
Благой Вести. Не-
редко тексты из
Священного Писа-
ния включаются
непосредственно в
иконописное изо-
бражение. Соглас-
но канону икона
всегда содержит
изображение и
надпись. Как ми-
нимум на иконе
пишется имя изображённого лица и тем
самым подчёркивается соединение слова
и образа» (И. К. Языкова).
В иконах, посвящённых Димитрию Ро-
стовскому, тексты особые: это выдержки
из его сочинений. Димитрия Ростовского
считают самым плодовитым и самым по-
пулярным из всех авторов, писавших на
церковнославянском языке. В собрании
сочинений митрополита более полусотни
томов, куда входят богословские, церковно-
исторические произведения, духовные дра-
мы, стихи, дневники и письма святителя.
Одними из используемых в его ико-
нографии текстов являются цитаты из
«Келейного летописца». Прежде всего,
они появляются дважды на листах, иллю-
стрирующих это произведение: на миниа-
тюре «Святитель Димитрий Ростовский,
пишущий духов-
ные сочинения»
(в изображении
на страницах раз-
вёрнутой книги
помещены первые
строки произведе-
ния) и на гравюре
«Святитель Дими-
трий Ростовский»
(эпиграф из этого
сочинения перене-
сён также на стра-
ницы развёрнутой
книги).
Выдержки из
«Келейного лето-
писца» содержатся
в надписях на изо-
бражённых кни-
гах не только на
гравюрах, но и на
иконах. Например,
в иконе «Святи-
тель Димитрий Ро-
стовский» начала
XIX века, храня-
щейся в Ярос-
лавском художе-
ственном музее,
на страницах раскрытой перед митропо-
литом книги различима надпись: «Летопи-
сец от начала мира» и текст 77 псалма.
Ещё один вариант встречающегося на
иконах святителя текстов — тропарь свя-
тителю. Примером такой иконы является
изображение конца ХVIII века из Елецкого
Успенского монастыря в Чернигове. Тро-
парь святителю также размещён на ико-
не «Святитель Димитрий Ростовский» из
собрания Ярославского художественного
музея. В этом случае сам образ обрамлён
барочным картушем, в лепестках которого
помещены тексты тропаря «Православная
наставниче и благочестия учителю…» и
кондака «Церкви Божия рачителю и право-
славия проповедниче, ереси низложителю,
больным целителю…», заимствованные из
«Завещания святителя Димитрия».
Использование всех этих текстов по-
казывает несомненную высокую книж-
ную культуру художников-иконописцев,
создававших образ святителя Димитрия,
а также и несомненную высокую культуру
тех, кто должен был обращаться к подоб-
ным иконам. Митрополит Димитрий Ро-
стовский, ведя обширную святительскую
деятельность, прославился, прежде все-
го, своими произведениями. Иконогра-
фия не могла не отреагировать на духов-
ный подвиг изображаемого святого и от-
разила его, как можно убедиться, в пол-
ной мере.
Татьяна ЮРЬЕВА, доктор культурологии, профессор
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3wqt/
Комментарии: