Воскресная рецензия. «Люси»: нравоучительный фантастический экшен
«Два миллиона лет назад нам была дарована жизнь. И как мы ей распорядились?» Эта фраза открывает новый фильм Люка Бессона. Далее следует документальная нарезка, наглядно демонстрирующая, на что именно большинство людей тратят свою жизнь. Собственно, здесь фильм можно было бы и закончить, поскольку этот маленький фрагмент гораздо лучше выражает авторскую идею, чем все последующие события.
«Люси» не выглядит как фильм, работа над которым шла десять лет. В нем не хватает целостности, не хватает ярких персонажей, не хватает интригующего сюжета и одновременно с этим не хватает глубины. В одном из интервью Люк Бессон заявлял, что хотел сделать фильм одновременно веселым и философским. Увы, погнавшись за двумя зайцами, режиссер не поймал ни одного.
Для строгой научной фантастики картина слишком неубедительна. Для фантастики ненаучной фильм слишком большое внимание уделяет подробному описанию теорий и гипотез. Для приключенческого фильма (которым произведение Бессона является в большей степени) «Люси» не хватает увлекательного сюжета. Фильм очень долго начинается (завязка длится минут сорок, что для полуторачасового фильма все-таки многовато), а потом как-то сразу начинает заканчиваться. Лишь в середине фильма начинает происходить что-то, кроме бесконечных убийств, на некоторое время история становится интересной, но вот Люси встречается с учеными, и все действие сводится к философским разговорам. Параллельно с этим в исследовательском институте происходит кровавое сражение между полицейскими и корейскими гангстерами. Но кого сейчас удивишь стрельбой и спецэффектами?
Фильму катастрофически не хватает эмоций. Сопереживать героине не получается, поскольку в завязке она не раскрывается никак, а после того, как в ее кровь попадает препарат, активизирующий работу мозга, Люси практически перестает быть человеком, постепенно лишаясь каких бы то ни было чувств. Что касается других персонажей, они присутствуют в картине лишь эпизодически и скорее похожи на декорации, чем на живых людей.
С философией тоже не все в порядке. Вместо того чтобы выразить свои идеи через рассказанную историю и подтолкнуть зрителя к размышлению, Бессон все философские измышления высказывает открытым текстом. Из-за этого создается впечатление, что зрители пришли в кинотеатр для того, чтобы послушать лекцию о том, как и ради чего должно жить человечество. И завершающая фраза картины усиливает это впечатление. Столь прямая дидактика не идет на пользу ни одному фильму, особенно приключенческому.
Впрочем, есть в фильме и безусловные удачи. В первую очередь это выбор актеров. Это и великолепная Скарлет Йоханссон, на которой держится весь фильм, и Морган Фриман, которому еще в «Превосходстве» очень шел образ мудрого пожилого ученого. Интересной авторской находкой стали и постоянно иллюстрирующие основное действие фильма документальные съемки природы.
«Люси» перекликается с целым рядом вышедших в этом году картин. В первую очередь ассоциации, конечно, возникают с недавним «Превосходством», где речь также шла о возникновении сверхразума. Даже прямые цитаты из фильма Уолли Пфистера имеются. Близка проблематика «Люси» и к оскароносному фильму «Она», в котором, кстати, главную роль также исполнила Йоханссон. При этом в картине Спайка Джонса постепенное раскрытие возможностей разума показано гораздо более убедительно, чем в фильме Бессона, даже несмотря на то, что речь там идет не о человеке, а об операционной системе.
Смотреть в Ярославле: «Родина», «Киномакс», «Синема Стар», «Победа».
Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале
Комментарии: