Воскресная рецензия. «Зильс-Мария»: завораживающий разговор об искусстве и времени
Еще один фильм из программы Каннского фестиваля в российском прокате. И еще одно медленное, размеренное завораживающее и очень красивое кино, не затягивающее в водоворот событий, но погружающее в пучину переживаний и глубинных страстей.
Центральная героиня картины – актриса Мария Эндерс, завоевавшая мировую известность двадцать лет назад, сыграв амбициозную девушку, которая соблазнила 40-летнюю бизнес-леди, а после оставила ее, доведя тем самым до самоубийства. Согласившись на предложение вернуться к этой истории и сыграть старшую из героинь, Мария обрекает себя на постоянные сомнения и борьбу. Ассистентка Валентина пытается помочь ей разобраться в себе, но столкновение двух очень разных взглядов на жизнь и искусство оказывается болезненным для обеих женщин.
Оливье Ассайас постоянно играет со зрителем, заставляя его строить разнообразные предположения относительно того, куда сюжет фильма в конце концов приведет героинь. На протяжении двух часов экранного времени автор подает многочисленные намеки. Вот Мария вспоминает о трагической судьбе актрисы, игравшей Елену двадцать лет назад. Вот Валентина так убедительно подбрасывает своей начальнице реплики во время репетиции, что невозможно определить, где заканчивается текст пьесы и начинаются собственные слова героинь. Вот женщины купаются в уединенном месте, разговаривая о том, почему у Валентины не складываются отношения с мужчинами. А уж фраза об ослепленной страстью Елене, которая не видит того, что давно очевидно зрителям, неизбежно заставляет сидящих в кинозале людей смотреть, высматривать и прогнозировать. Однако, если бы фильм шел по этой предугаданной дорожке, все было бы слишком просто…
Впрочем, на самом деле собственно сюжет в картине Ассайаса имеет не такое уж большое значение. «Зильс-Мария» – это долгий и обстоятельный разговор о театре и актерской профессии, о взаимосвязи сценической жизни с жизнью реальной (по существу, весь фильм – наглядная демонстрация этой взаимосвязи). Здесь и разнообразные трактовки пьесы и характеров персонажей, и непримиримые споры о современном кинематографе, и процесс работы над ролью, когда актер вынужден проникать в суть персонажа глубже, чем позволяет текст, и демонстрация актерских техник, и обыгрывание различных восприятий открытого финала произведения (что происходит с человеком, который в финале истории уходит в горы и не возвращается?).
Кроме того, фильм Ассайаса еще и глубокое размышление о времени. Мария словно выпадает из современности – этот мир, кажется, создан для молодых и активных людей с их легким (и зачастую в силу возраста поверхностным) взглядом на жизнь. Зрителям нужны сильные, харизматичные герои, и сорокалетняя актриса вместе со своей сломленной героиней отходит на второй план. Марии отчаянно хочется вернуть прошлое, однако это оказывается непосильной задачей – не потому, что изменился мир, а потому, что за двадцать лет изменилась она сама, и от этого опыта не избавиться.
Безусловно, в значительной степени притягательность «Зильс-Марии» обусловлена талантом трех актрис, сыгравших центральные роли. Жюльет Бинош мастерски перевоплощается из актрисы, обсуждающей роль, в актрису, играющую роль. Хлоя Грейс Морец, успевшая сыграть и супергероиню в комедийном боевике, и смертоносную Кэрри в экранизации триллера Стивена Кинга, и тихоню-виолончелистку в подростковой мелодраме, теперь демонстрирует диапазон своих возможностей, воплощая в одном фильме сразу четыре образа. Но особенно впечатляет игра Кристен Стюарт, которая выламывается из растиражированного образа Беллы Свон и на протяжении всего фильма приковывает к себе внимание, составляя достойную конкуренцию Бинош.
Смотреть в Ярославле: киноклуб «Нефть».
Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале
Комментарии: