Основа русского костюма

В истории создания Ириной Казак уникального бренда русского костюма пять отправных точек. Шпилькой в бренды мировой моды стали три крупных показа известного в нашей стране модельера из Рыбинска. Ее русские костюмы носят во Франции, США, Канаде, Бельгии, Германии, Дании, Сенегале и других странах.

Основа русского костюма

В истории создания Ириной Казак уникального бренда русского костюма пять отправных точек. Шпилькой в бренды мировой моды стали три крупных показа известного в нашей стране модельера из Рыбинска. Ее русские костюмы носят во Франции, США, Канаде, Бельгии, Германии, Дании, Сенегале и других странах.

1. Швейная машинка и архив

Лучше подарка на три Ирочкиных годика прабабушка придумать не могла. Она подарила крошке швейную машинку. В интеллигентных семьях тогда обшивали себя сами – скудность советских магазинов на красивые и модные наряды до сих пор притча во языцех. А любовь к уточненной простоте закладывалась в Ирину с детства. Дедушка – дворянин, белый офицер – служил картографом в царской армии. Его пригласили на строительство ГЭС в Рыбинске как одного из ведущих инженеров. А дедушка по материнской линии держал швейную фабрику под Рыбинском – русские модницы полюбили здешние вышитые шелком дубленки.

Путь в мир изысканных и одновременно «носибельных» платьев начался с восхищения мастерством простых портних:

– Меня покорил косоклинный русский сарафан тем, что остается маленький треугольничек от кроя, который потом используется на спине. Вот насколько изобретательны были швеи! Они не учились в институтах, где постигают моделирование пошивов. Умение мастерицы передавали из дома в дом.

Постижение таинств русского костюма Ирина начала с архивов. И уже много лет она ведет поиски материалов по истории костюма в музеях, архивах и библиотеках Рыбинска, Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга.

2. Оставить свой след в моде

– Один великий француз говорил: русские могут иметь место в мировой моде, только если скажут собственное слово. Вне сомнения, оно должно быть произнесено современным языком, – убеждена Ирина Георгиевна. – Одежда обязана смотреться актуально. Но слишком часто Россия начинала с чистого листа, а нужно к прошлому относиться очень бережно.

Стиль Казак узнаваем: ее конек – павловопосадские узоры. Создание авторского костюма с юбкой из павловопосадских шалей с оригинальным узором – дело чрезвычайно тонкое. Надо соединить фрагменты нескольких шалей для получения цельного неповторимого орнамента. Модельер мысленно перебирает сотни вариантов, пока не рождается чудо: вот он, единственный, какого нет ни у кого, рисунок нового костюма!

Ирина Казак – одна из нескольких российских кутюрье, удостоенная чести стажировки в престижной парижской школе ES MOD. Ей вручена награда для признанных авторитетов в этой сфере – золотой знак «Факел Беррмингама». И самая высокая оценка: торгово-промышленная палата нашей страны признала права на авторский стиль Ирины Казак в одежде.

Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: «Ириш, твой костюм – вне времени». И как он был прав – не только образно, но и фактически! Когда Ирина Георгиевна пришла на показ в ирландское посольство, все просто остолбенели от ее наряда и стали в восхищении ручки ей целовать. А на ней был костюм семнадцатилетней давности.  

Казак использует для нарядов переславские кружева, гаврилов-ямский лен, тонкое сукно из Купавны, ивановский ситец и, самое главное, кашемировые павловопосадские шали. Шали, что на ее творения идут, уникальны. В России их несколько штук: рисунок стандартный, но выбор краски павловопосадцы предоставили Казак. Невиданная честь! Кстати, в музее завода есть экспозиция, посвященная модельеру Казак – она прославила местные шали на весь мир.

– Покраска шалей – уникальный по сложности ручной труд, – объясняет Ирина Георгиевна. – Рисунок наносят по трафарету, слой за слоем – до 60 раз. Краску мне достать было трудно, за ней пришлось чуть ли не на перекладных ехать. В цехе жарко, влажно, сильный химический дух. Три стола с покрытием из спрессованной кожи. Валиком с краской орудуют два человека. Синхронные движения, одинаковый нажим – иначе брак. Мельчайшие отличия складываются слой за слоем и каждой шали дают уникальный оттенок. Потому платья из них шить сложно. Но для меня удовольствие, когда на показах моих коллекций восторгаются тем, насколько хороши русские традиции, заложенные в одежду.

Популярность порой неожиданно, даже анекдотически выстреливает. Как-то в элитной московской химчистке, из тех, где на лето оставляют дорогущие шубы, пропало платье из незавершенной коллекции Ирины Казак. Русского кроя, с роскошными белыми кружевами. В химчистке и сигнализация, и охрана серьезные. Но желание иметь любой ценой эксклюзивную вещь перебило страх…

3. Рождение талантов

Ирина Казак – автор и создатель учебных программ, преподаватель школы-студии моды, основатель Рыбинского центра моды и красоты. Еще 20 лет назад в ДК «Авиатор» организовали студию «Вдохновение» – в ней Казак учила желающих кройке, шитью и моделированию. Программа обучения – двухгодичная. У Казак 11 авторских программ: школы моды, имиджа, моделей, детские, дизайн-студия. 

– Преподавание – основное мое кредо, – говорит Казак. – На занятия приходят самые обычные дети, девушки, женщины. Я не требую от них приверженности русскому стилю, а натаскиваю на максимально развернутый набор техник. Абсолютно уверена, что как минимум они смогут обшивать свою семью. Как максимум – ее обеспечивать. Начать бизнес, обладая таким ремеслом, вполне доступно. Даже у меня в Рыбинске мастерская небольшая – на первом этаже дома, где живу. Крошечная такая малосемеечка с комнатой в 11 квадратных метров. Практика показывает: этого достаточно. Наши предки не были Карденами и Диорами. Русский костюм, истинно русская мода создана из усилий миллионов простых женщин. Тех, кто, вкладывая в рукоделие душу, стремился сделать его и полезным, и уникальным – для себя, семьи и детей. 

4. Все на фестиваль! 

Результат кропотливых трудов Ирины Казак ошеломляющ. В Рыбинске уже больше десяти лет проходит фестиваль «Мир моды и фантазии». Там модельеры, дизайнеры, парикмахеры, стилисты и люди других творческих профессий представляют свои лучшие работы, соревнуются в достижениях. Для них проводят мастер-классы мастера. В 2011 году почетным гостем праздника стал Вячеслав Зайцев.

Работы Казак – компас фестивальной программы. Все свои лучшие коллекции Ирина Георгиевна демонстрирует прежде всего в Рыбинске. 

5. Не останавливаться

Как-то в Рыбинск приехали из отдела показа моды ГУМа. Увидели платья Казак и стали их примерять на себя – так понравились. Через некоторое время Ирина получила приглашение от директора Дома мод ГУМа на участие в показе. По стране разошлись сарафаны, длинные платья с оборками от Казак – «городской фолк». И это тогда, когда мода диктовала носить прозрачные топики и джинсы-варенки! 

Ирина Георгиевна всегда шла наперекор складывающимся на рынке индустрии моды тенденциям. Первые ее коллекции – из ситца «в бабушкин цветочек». И сегодня ей хочется повторить эту тему. Занимается она и созданием аксессуаров ручной работы. Работает над учебными пособиями по моделированию и пошиву. Показы, участие в фестивалях и других традиционных для мира высокой моды мероприятиях – это само собой. Главное для нее – популяризация бренда русского костюма. 

Фото Ирины Пичугиной

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n452o/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость