Маргарита Нагибина, художественный руководитель анимационного центра «Перспектива», заслуженный учитель РФ: «Современные дети не умеют играть»
О том, какие ошибки в воспитании допускают родители, зачем нужно дополнительное образование, а также как вырастить мультипликатора и режиссера, рассказывает художественный руководитель анимационного центра «Перспектива» Маргарита Нагибина.
С ребенком нужно чаще разговаривать
– Маргарита Ивановна, у вас многолетний педагогический стаж и огромный опыт общения с детьми. Какие они, современные дети?
– Независимо от времени все дети остаются детьми. И это стоит помнить. Они любят смотреть мультфильмы, обожают конфеты и мороженое. Современные ребята с раннего возраста знакомы с техникой, с компьютерами, они любят узнавать что-то новое. И благодаря высоким технологиям им проще это сделать. Не могу не отметить, что сегодня дети более развитые, чем десять лет назад.
– Как вы считаете, раннее знакомство с компьютером – это плюс или бич нашего общества?
– Это замечательно, когда человек в раннем возрасте имеет возможность получить большой объем информации. Главное условие – знакомство с компьютером должно проходить под наблюдением родителей.
Моей внучке четыре года, и мне нравится, что она хорошо владеет техническими средствами уже сейчас. Но напоминаю: нельзя оставлять ребенка с компьютером один на один.
– Какие серьезные ошибки чаще всего допускают, на ваш взгляд, родители?
– Родители часто уходят от общения. Они включают детям компьютер и занимаются своими делами. Взрослые думают, что наверстают время позже. Однако нельзя упустить момент, когда ребенку интересно общаться. Мамы и папы перестали рассказывать сказки, петь песни. А ведь это так важно, чтобы ребенок слышал живую речь!
Дети любят страшилки
– Какое кино вы посоветуете для детского просмотра?
– Мне нравится советский фильм «Мама». Сейчас снимают очень мало детских фильмов. В основном это фильмы для семейного просмотра, ориентированные и на взрослых. А вот сказочные истории уходят в прошлое.
Сейчас на экранах идет засилье «пупсиков», от которых просто сносит голову. Я говорю о рекламных роликах для дошкольников. Дети не играют сами, они смотрят, как играют взрослые, озвучивая кукол корявыми голосами, коверкая слова. В этих роликах читают стихи, в которых нет рифмы.
Такими «фильмами» надо переболеть. А для этого нужна родительская поддержка. Если ребенок получает мало внимания взрослых, и ему просто негде черпать иную информацию, то влияние подобных детских каналов на Youtube губительно. И тогда мы получим поколение, которые не в книжку «тычет пальчик», а в экран монитора.
– Ученики «Перспективы» сами снимают кино и мультфильмы. Какие сценарии они сочиняют?
– Сегодня любой ребенок может снять мультфильм в домашних условиях, для этого нужны просто фотоаппарат или компьютер. Многие выкладывают свои ролики в Интернет. Мы видим, что детям нравится снимать «ужастики». Этот момент вызывает много споров: а нужно ли? В «Перспективе» мы с ребятами нашли выход: снимаем юмористические страшилки.
– У вас занимаются и дети-инвалиды. Как вы их обучаете?
– Зачастую родители таких детей сами нас находят. Несколько лет назад «Перспективу» пригласили в реабилитационный центр в Семибратово, с тех пор мы сотрудничаем. К сожалению, инвалиды в нашей стране заперты в стенах своей квартиры. У нас существует проект «Скорая анимационная помощь». Мы даем возможность таким ребятам создавать свой мир в виде мультфильма, фильма. Девочка с опорно-двигательным проблемами мечтает научиться играть на скрипке, но, к сожалению, у нее это не получится. Она сняла мультфильм, в котором изобразила себя, играющую на скрипке, в каком-то смысле ее мечта сбылась.
Что поможет гиперактивным детям
– Психологи бьют тревогу: в современном обществе много гиперактивных детей. Как сосредоточить внимание такого ребенка?
– Гиперактивные дети – большая проблема. Такому ребенку необходимо дополнительное образование. Ведь в системе дополнительного образования наблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог должен предвосхитить желание ребенка все бросить, дать другое интересное задание. Например, сначала ученик рисует, потом изучает свои эмоции, кривляясь перед зеркалом.
Очень хорошая терапия – работа с песком. Нужно понимать, что ребенка ни в коем случае нельзя оценивать как человека с проблемами, как неудачника. Его необходимо заинтересовать. Возможно, даже предложить руководящую роль.
– Насколько востребовано сегодня дополнительное образование?
– Сейчас очень популярны технические кружки, спортивные объединения, творческие меньше. При этом восемь лет назад был период огромного интереса к вокалу, кино. Ребенку нужно дать выбор, возможность определиться. У меня, например, были ученики-мальчики, которые во время занятий вязали на спицах. Сейчас они выросли, получили мужские профессии. Кино объединяет разные виды творчества. Снимая фильм, дети поют, танцуют, рисуют, занимаются актерским мастерством. Когда ребенок сам придумывает сценарий, он четко понимает драматургию. Когда он опробовал все это на своем опыте, ему легче в будущем понимать кино.
– Много ли выпускников «Перспективы» стали профессиональными режиссерами, операторами, мультипликаторами?
– Каждый год во ВГИК поступают наши выпускники, причем на бесплатной основе. Среди уже известных в союзе кинематографистов наши ребята: операторы Александр Тананов, Дмитрий Раков, аниматоры Соня Горя, Анастасия Воронина, Анна Тыняная, режиссер мультимедиа Алексей Беляков. Но нужно понимать, что готовиться к поступлению нужно заранее, не за полгода.
– Вы часто бываете на фестивалях за границей. Чем отличаются наши дети от зарубежных?
– Наши дети менее общительные. Я не знаю, почему. Они обычно не идут первыми на контакт. Наверное, это наш менталитет. Но если нашим ребятам удается найти друзей, то это на всю жизнь, друзья приезжают в «Перспективу» на фестивали в качестве участников или в жюри.
Комментарии: