Ростовский театр драмы имени Горького, «Тихий Дон»: поистине грандиозная постановка
Кто бы мог подумать, что такое масштабное произведение как «Тихий Дон» можно перенести на театральную сцену. Более того – перенести точно, сильно, эмоционально. Великолепная постановка Геннадия Шапошникова по пьесе Владимира Малягина доказывает: еще как можно!
Инсценировка бережно сохранила основные мотивы романа Шолохова, не потеряв сюжетной, смысловой и композиционной целостности. Казачья речь музыкой льется со сцены, сочетая стилистически богатый шолоховский текст с искренностью актеров, приехавших в Ярославль с берегов Дона. И в самом деле – кто, как не труппа театра из Ростова-на-Дону, смог бы воплотить эту историю так ярко и при этом без единой фальшивой ноты, без наигранности.
Органично вплетаются в ткань постановки казачьи напевы, элементы традиционных обрядов, зажигательные танцы, которым еще есть место в первом действии. А вот вторая часть спектакля по большей части находится во власти мрачных страстей, и здесь безраздельно правит грозная музыка композитора Алексея Шелыгина, лауреата премий «ТЭФИ» и «Ника».
Уже при первом взгляде на сцену огромное впечатление производят грандиозные декорации спектакля. Соломенные циновки в качестве занавесов, целое поле подсолнухов, в котором могут затеряться герои, проекции неба на задник сцены, плетни, трава, бревна… Символически присутствует здесь и Дон – в виде резервуара с водой на авансцене. Все это превращает пространство сцены в объемное живописное полотно. При этом оформление сцены не статично. Подсолнухи сменяются колосьями, которые то золотятся в лучах солнца, то сгорают во всполохах красного света, оставляя после себя выжженное поле. Мастерская работа со светом не только обеспечивает смену времени суток и времен года, но и расставляет эмоциональные акценты.
Из мебели на сцене лишь несколько простых деревянных столов и табуретов, количество которых периодически изменяется: в мирное время покрытый белой скатертью стол становится все длиннее, а после начинает постепенно уменьшаться, так что к финалу центральная часть сцены остается совершенно пустой, становясь визуальным воплощением чувства опустошенности, усиливавшегося на протяжении всего второго действия.
Мощная постановка Ростовского академического театра драмы полностью завладевает вниманием зрителей, заставляет их смеяться и плакать (на антракт многие выходили со слезами на глазах), а в финале – аплодировать стоя.
Фото Татьяны Кучариной с официального сайта Волковского театра
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4he7/
Комментарии: