Елена Кузнецова, директор ярославской областной библиотеки имени Некрасова: «Эрудированных людей становится все меньше»

О том, вытеснят ли гаджеты книги, зачем нужны библиотеки и как приучить ребенка к чтению, рассказала директор ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова Елена Кузнецова.

Елена Кузнецова, директор ярославской областной библиотеки имени Некрасова: «Эрудированных людей становится все меньше»
1800

О том, вытеснят ли гаджеты книги, зачем нужны библиотеки и как приучить ребенка к чтению, рассказала директор ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова Елена Кузнецова.

Мешок с информацией

– Елена Альбертовна, кто, помимо студентов, ходит сегодня в библиотеку?

– Учащиеся техникумов и вузов – это где-то 30 процентов наших читателей. Много приходит научных работников, специалистов разного профиля. Если говорить о естественном демографическом процессе, растет количество пожилых читателей.

– Какой литературой интересуются чаще?

– Традиционно большим спросом пользуется художественная, общественно-политическая литература. Практически нет спроса на медицинскую литературу.

– С развитием Интернета снизился процент людей, которые ходят в библиотеки?

– Я бы не стала сопоставлять Интернет и библиотеку. Лично мне Интернет напоминает мешок с информацией. А в мешке, сами понимаете, найти что-то нужное достаточно сложно. Библиотека в этом плане всегда выигрывала, потому что у нас информация структурированная. Я никогда не воспринимала библиотеку как пункт выдачи книг. Библиотека – это навигатор, который помогает конкретному читателю найти ту информацию, которая ему нужна. И еще один несомненный плюс: в библиотеке информация достоверная. В Интернете много достоверной информации, но если мы набираем что-то в поисковике, то с вероятностью 80% первые строчки будут содержать информацию развлекательного характера.

– Как библиотеки адаптируются к современным условиям? Наверное, это не те библиотеки, которые были десять лет назад? Что изменилось?

– Меняется общество, меняется спрос, меняются и библиотеки. Да, мы консервативная организация. Но мы же не библиотеки начала 20-го века. Мы живем в реальном времени и меняемся одновременно с обществом.

– И как поменялось общество?

– Самый наглядный пример – ушла советская эпоха, ушла заидеологизированность. Советская власть всегда считала библиотеки идеологическим учреждением. Понятно, что мы зависим от издательского рынка в своем комплектовании. Но сегодня каждая библиотека сама решает, что ей комплектовать.

Запутавшиеся в информации

– Много ли сегодня читают, на ваш взгляд?

– Сейчас читают много, появились разные источники. Ведь чтение новостей – это тоже чтение. Если говорить о художественной литературе, чтении для души, для саморазвития, то да, конечно, стали читать меньше. Меньше стали читать классиков, однако стабилен интерес к новинкам литературы.

– У людей сегодня меньше времени, читают между строк…

– В конце 70-х была очень популярна техника скорочтения. А сейчас, когда мы читаем с маленьких экранов, хочешь – не хочешь, ты глазами быстро пробегаешь эти коротенькие строчки. Поэтому современный человек читает в принципе гораздо быстрее. Вопрос в том, насколько он лучше усваивает. Я заметила, что очень сильно падает эрудиция, хотя она напрямую с чтением и не связана. Падает и функциональная грамотность – это общемировая тенденция.

– Что такое функциональная грамотность?

– Это умение человека быстро разбираться в инструкциях, схемах, планах, быстро ориентироваться, находить адекватную информацию.

– Можно сказать, что мы – поколение, запутавшееся в информации?

– Мне кажется, что у нас больше шансов запутаться. Информации много – это хорошо. Но чем больше источников, тем больше требований предъявляется человеку в умении ориентироваться.

– На ваш взгляд, есть принципиальные различия между книгой, которую можно потрогать, и монитором? И стоит ли отказываться от электронных носителей, стараться переходить к чтению книг?

– Трудный для меня вопрос, мое чтение равномерно распределено между экраном и книгой. Трудно сделать выбор. Книга хороша не только тактильными ощущениями. Кроме нее ничего не нужно. Нет проблем с зарядкой, с подключением к сети. Там, где речь идет о быстром поиске необходимой информации, конечно, гаджеты удобней! Отказываться от гаджетов неразумно. Книга остается книгой, на бересте ли она или на электронном носителе.

– «Живые» книги не пропадут из оборота?

– Мы видим, как быстро меняются наши программные средства. Сегодня мы не можем прочитать дискету, а ведь на ней хранилась полезная информация! Такие консервативные, стабильные источники информации, как книга на бумажном носителе, не уйдут.

Заставлять детей читать бесполезно

– Мы говорили о том, что падает эрудиция. И, наверное, никто не будет спорить с тем, что детей нужно привлекать к чтению. Как можно увлечь ребенка этим процессом?

– Мне в свое время не удалось увлечь сына. Хотя я всегда читала очень много с детства, но не могу сказать, что мои родители прилагали к этому какие-то усилия. К 16 годам у сына появилось желание читать.

– Возможно, не надо заставлять ребенка читать «нужные» книги? Пусть читает, что захочет.

– Если бы ребенок знал, что он хочет! Да, конечно, в силе родителей, библиотекарей подобрать ту литературу, которая может быть ему интересна. Сейчас очень большой выбор современной детской литературы. Сегодняшнему ребенку Гайдара уже не предложишь, я сомневаюсь, что это будет интересно.

Сейчас очень много переводных детских писателей. Мне очень нравится скандинавская детская литература. Она производит светлое и свежее впечатление.

– В шесть лет меня поразила «Девочка со спичками» Андерсена. Но вот насколько это детская литература?

– Не будем забывать, что детская психика достаточно гибкая. У Андерсена очень многоплановые и сложные сказки. В то время сказки читали и взрослые. Детям надо читать и такие книги. Потому что ребенок интуитивно выбирает то, что ему ближе, что нужно для развития души.

– Предполагаю, что в школе детей заставляют читать много. Какова должна быть линия поведения родителей, если ребенок не хочет читать?

– Ребенок не будет читать, если не видит, что вокруг читают взрослые. Он должен видеть, что чтение – это важно, интересно, завлекательно. Интерес не возникает на пустом месте, он рождается из взаимоотношений.

– Американская библиотека оцифровала советские книги. У нас есть такие проекты?

– Российская государственная детская библиотека занимается оцифровкой советской литературы. Но, понимаете, я не уверена, что эти изыски будут востребованы у современных детей. Они интересны нам – поностальгировать. Понимаете, эти проекты очень затратны в финансовом плане. Электронной библиотеки в том понимании, в котором я бы хотела увидеть, у нас нет. Мы сейчас пытаемся создавать краеведческую электронную библиотеку. С начала двухтысячных годов у нас был совместный проект с издательством Александра Рутмана «Краеведение на рабочем столе». У нас есть портал «Ярославика», на котором размещаются краеведческие материалы, с ними мы стали выходить в социальные сети. Серьезным камнем преткновения является не только финансовый вопрос, но и кадровая ситуация. У нас происходит жуткое старение кадров, нет профессионального пополнения. 30 лет в библиотеки не приходят выпускники профессиональных вузов. Их просто нет в Ярославле!

– Сейчас в нашей стране популярно мнение, что библиотеки должны быть своеобразной площадкой для общения, проведения интеллектуального досуга.

– Да, безусловно, библиотеки должны открываться людям. Большая проблема, что материально-техническая база наших библиотек не способна предоставлять людям тот уровень комфорта, к которому они привыкли. Разговоры идут, но реальных шагов очень мало. Что мы видим? В самом Ярославле ситуация благополучная. У нас 15 взрослых библиотек-филиалов, 16 детских. Что происходит сейчас на селе? Очень часто библиотекари работают на 0,5 и 0,25 ставки. То есть библиотеку для читателей открывают не каждый день! Я считаю, что в таких случаях лучше активнее развивать мобильные, передвижные библиотеки. Но так, чтобы библиотекарь работал с полной отдачей. Но и этот вопрос упирается в инфраструктуру, должны быть дороги, финансовые средства.

– Какие акции проводит библиотека, чтобы привлечь людей к чтению?

– Мы регулярно проводим выставку-ярмарку «Книжная культура Ярославского края», которая целиком посвящена краеведческой литературе, ярославским писателям. Последние годы стали часто проводить и другие акции. Мы регулярно проводим акции «Меняем сигарету на книгу». С этой акцией несколько лет выходим в Бутусовский парк. Проводим «Библионочь», «Недели русского языка». На это мероприятие ежегодно приходят много людей, причем в основном это не наши постоянные читатели. Приводят даже маленьких детей. В эти дни в библиотеке шумно, светло, весело. Сейчас очень большой спрос на викторины, квесты. В 2012 году мы впервые организовали экскурсию по книгохранению, которая пользовалась большой популярностью. Недавно мы открыли свои фонды, был бешеный ажиотаж. Все хотят посмотреть фонды книгохранилища.

– И последний вопрос. Что посоветуете почитать из взрослой литературы?

– Безусловно, интересно почитать лауреатов наших премий: Нобелевская премия, «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Большая книга».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4hww/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость