Улицы-герои Ярославля. Смертельный удар Маланова

«Ярославский регион» продолжает рассказывать о ярославцах – героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы областного центра.

Свидетелей воздушных боев времен Великой Отечественной войны немного. Дуэли в небе наблюдали коллеги-летчики. Они же становились свидетелями геройских поступков и последних минут жизни асов.

«Ярославский регион» продолжает рассказывать о ярославцах – героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы областного центра. Сейчас мы говорим: поезжай до Кривова, или сверни на Чкалова, или не забудь, тебе на Щапова, но часто ли, упоминая улицы Ярославля, мы знаем, в честь кого они названы?

Большинство ответит отрицательно. Возможно, кто-то скажет, что в честь героя. А в честь какого? Что он сделал, и почему его наградили? Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, тех, кто мог рассказать, что тогда было. Впрочем, топонимика сохранила для нас имена героев. Мы намерены еще раз вспомнить и рассказать о людях, совершивших подвиг, о том, что они сделали для того, чтобы мы жили. Ранее мы рассказали о летчиках-штурмовиках Николае Кривове и Борисе Щапове, сегодня расскажем историю Алексея Маланова.

 

Небо

Какой была жизнь Алеши Маланова до войны, известно немного. Родился он в семье потомственных ткачей на Красном Перекопе в Ярославле. Жил в одном из домов на 5-й линии поселка Забелицы. Учился в школе, занимался спортом и мечтал о небе.

Вместе с аттестатом об окончании 10-го класса Алексей Маланов получил и рекомендацию от райкома ВЛКСМ для поступления в Одесскую военно-авиационную школу пилотов. Учеба длилась два с половиной года. Курсант Маланов стал одним из лучших и за отличные успехи получил Ворошиловскую премию.

По распределению Алексей попал на один из южных военных аэродромов, а через некоторое время его перевели в 69-й Одесский истребительный авиаполк, который был сформирован в 1940-м.

 

Не выдерживали натиска и уходили

«Сегодня в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну», – объявил по радио в полдень 22 июля 1941 года Вячеслав Молотов.

К этому времени войска уже были подняты по тревоге. Алексей Маланов вместе с сослуживцами на И-16 взмывал в воздух. Эскадрильи атаковали немецкие и румынские войска, которые шли в наступление на Одессу.

Уже в августе штурмовики начали участвовать в обороне города. Перед летчиками стояла задача прикрыть город от ударов гитлеровских самолетов и сопровождать свои бомбардировщики на вражеские позиции. Время было тяжелое. Вскоре Алексей стал заместителем командира третьей эскадрильи. Бои были тяжелые. В одном из них самолет лейтенанта подбили, а сам летчик был ранен. Но решив не обращать на это внимание, продолжал совершать боевые вылеты.

В военном архиве сохранились наградные документы того времени. Согласно им Алексея Маланова вместе с 14 летчиками и командирами 69-го авиационного полка представили к награде. Благодарность им объявил командующий Приморской армией. В качестве подарка отличившимся вручили наручные часы.

«Товарищ Маланов имеет 86 боевых вылетов на воздушный бой, штурмовку, разведку и патрулирование, показывая мужество и отвагу, штурмуя вражескую живую силу, своим звеном наносил большие потери врагу. В боях Маланов показывал образцы мужества и геройства, заставляя противника уходить, не выполнив задания», – писал в донесении командир.

В один из дней перед летчиками поставили задачу: уничтожить на аэродроме самолеты противника. Расположились они неподалеку от села Зельцы. Истребители поднялись в небо. Атака была молниеносной. За 30 минут летчики совершили 10 заходов. В результате противник лишился 22 самолетов и 100 человек из летно-технического состава. А вскоре после этого группа истребителей, в составе которой был и Алексей Маланов, сбила 5 из 6 бомбардировщиков Ю-52, транспортировавших караван планеров с материальными средствами. Один из них подбил Маланов.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное мужество летчика представили к ордену Красного Знамени. Приказ был подписан 5 ноября 1941 года.

За первые 2,5 месяца войны Маланов совершил 151 боевой вылет. 

«Штурмуя вражеские силы во взаимодействии с 25-й и 95-й стрелковыми дивизиями, Маланов наносил сокрушительные удары по наземным частям противника, огневым точкам, минометным и пулеметным гнездам», – писал в донесении командир.

За 151 боевой вылет во время боев он сбил два фашистских самолета.

 

«А он не вернулся из боя»

В октябре 1941-го наступление вражеской армии продолжилось. Ожесточенные бои шли на земле и в воздухе. В 9 часов утра 4 октября шесть И-16 взмыли в небо. Перед истребителями была поставлена задача атаковать пехоту противника в районе Дальника.

Видимость была плохая. С земли поднимался дым. Когда самолеты заходили на цель, артиллерия противника открыла огонь. Несмотря на это, летчики продолжили атаку. Заход на цель, сброс снарядов, круг, и снова заход на цель. Пять раз истребители атаковали врага.

Самолеты были покорежены. Алексей Маланов получил ранение, машина – сильно повреждена. Как позже указал в донесении командующий войсками Южного фронта, раненый 24-летний старший лейтенант на поврежденном в бою самолете врезался в гущу вражеских войск.

Звание Героя Советского Союза Алексею Маланову присвоили посмертно. Приказ был подписан 10 февраля 1942 года.

Фото с порталов «Мемориал», «Память народа», «Ярвикипедия», «Государственный архив Ярославской области»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4uc9/
ЯрославльВеликая Отечественная войнаКраеведениеПерекоп

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость