Что ждет Золотое кольцо. Исполнительный директор Союза городов рассказала о развитии маршрута
Союз городов Золотого кольца, созданный к 50-летию легендарного маршрута, готовится встретить свой второй день рождения. Что удалось сделать за два года благодаря новому Союзу? Какие задачи стоят перед дирекцией сегодня?
Об этом и многом другом, что касается разнообразных аспектов объединения девяти русских городов – Сергиева Посада, Переславля, Ростова, Углича, Ярославля, Костромы, Иванова, Владимира и Суздаля, мы побеседовали с исполнительным директором Союза городов Золотого кольца Натальей Булах.
– Наталья Владимировна, накануне Дня Золотого кольца, который отмечается 21 ноября, дирекцию Союза можно поздравить с выполнением главной задачи – ростом турпотока в города маршрута?
– Мы пока осторожно относимся к поздравлениям, хотя положительная динамика увеличения количества туристов, безусловно, присутствует. В города Золотого кольца приезжает сегодня действительно больше людей, чем, скажем, в прошлом году. Так, в 2018-м только организованных туристов стало, по самым скромным подсчетам, больше на 270 тысяч по сравнению с 7 миллионами 700 тысячами 2017 года, а в 2019-м рост еще более серьезный, но пока подождем конца года, если хотим приводить конкретные цифры.
– Неорганизованных туристов, самостоятельных путешественников можно как-то учесть, посчитать?
– Нужно! Таких туристов сегодня на самом деле более половины всего турпотока, мы все об этом знаем. И на будущее поставили себе цель – собрать, скоординировать опыт работы с индивидуалами, в том числе зарубежный. Кроме того, мы начнем их считать, учитывать, в том числе оперируя предоставленными нам обезличенными, строго не персонифицированными – это важно! – данными сотовых операторов, банков. К середине 2020 года мы должны разработать валидную, надежную методику подсчета турпотока, универсальную для применения в городах Золотого кольца.
– Союз – это объединение. В чем основные преимущества такого взаимодействия для городов маршрута?
– В частности, нужно понимать, что все эти города по своим муниципальным и даже региональным бюджетам – не слишком-то богатые. Поэтому с «общей копилкой» уже появляется гораздо больше возможностей для продвижения на том же туристическом рынке. И первый год с момента создания мы как раз именно этим занимались: участвовали в международных, межрегиональных форумах, выставках с общим стендом, где все города были представлены со своими наиболее интересными, на их взгляд, туристическими объектами, которые они хотели показать, прорекламировать, продвинуть.
– Обратную связь получаете?
– Конечно, и очень масштабную. Главный посыл – туристы, путешественники интересуются не только конкретными городами, а в целом историческим маршрутом Золотое кольцо. И мы помогаем туроператорам находить интересные предложения в каждом городе, а новым музеям, новым туристическим объектам – искать и привлекать «своего» туриста. Наша основная аудитория сейчас – москвичи, ориентированные на туры выходного дня, готовые за это время посетить два-три города, в одном из них переночевать. Преимущество Золотого кольца еще и в наличии малых кольцевых маршрутов, когда назад, домой можно вернуться не тем же путем, а посетить еще дополнительно интересный город или село.
– Вы проводите встречи, конференции специалистов туристической отрасли?
– Обязательно. И собираем вместе не только профильных специалистов, но и тех, кто так или иначе к этому причастен. В этом году мы организовали и провели несколько семинаров – в Костроме, например, собрали представителей вузов, музеев-заповедников городов Золотого кольца, а также городских и региональных администраций, ответственных за туризм. Обсуждали разработку методики анализа и развития турпотока.
Еще один наш проект – повышение уровня сервиса по всему маршруту, чтобы путешественники получали действительно «золотой стандарт» обслуживания. Пока из всего многообразия сервиса, от качества музейных экспозиций до гостиниц и ресторанов, мы взяли для детальной проработки только один аспект – уровень экскурсоводов.
– Одна из самых проблемных сфер сегодня на самом деле…
– Именно! Причем есть экскурсоводы – сотрудники музеев, с ними все понятно и хорошо. Нормальная ситуация и с экскурсоводами, официально сотрудничающими с турфирмами. Но частные экскурсоводы, особенно на городских маршрутах, – вот где настоящая беда! Они ни к кому не прикреплены, действуют сами по себе. И здесь приезжие не так уж редко, в том числе в нашем Ярославле, либо не понимают, что их «кормят сказками»: и образ города как-то не складывается, и желания вернуться нет, либо четко выражают негатив – свое недовольство компетенцией, уровнем экскурсовода.
– И как же можно исправить ситуацию?
– Только планомерной работой. В июле во Владимире мы провели большое совещание с экскурсоводами, туроператорами и представителями музеев. Присутствовали и «неорганизованные» экскурсоводы. В обсуждениях сошлись на том, что нужна система добровольной сертификации экскурсоводов, и ее реально «запустить» при нашем Союзе.
Сейчас мы планируем создать экспертный совет, куда войдут музейные работники, представители вузов и другие специалисты в сфере туризма, которые смогут оценивать работу экскурсовода по определенным критериям и аккредитовывать его. Существенная проблема состоит в том, что федерального закона об аккредитации гидов до сих пор нет, хотя многие регионы принимают что-то подобное на местном уровне. Мы тоже пошли этим путем – у нас есть, в частности, идея о градации экскурсоводов: например, гиды, которые могут достойно провести экскурсию по какому-то одному музею, следующий уровень – по всему городу и, наконец, по всему Золотому кольцу.
На встрече в Переславле нам удалось договориться с представителями епархий Русской православной церкви, чтобы совместно с экспертами в сфере туризма были разработаны инструкции, как вести экскурсии в храмах, закреплены определенные правила поведения.
– У вас есть свой реестр экскурсоводов?
– Да, поскольку к нам многие обращаются – в частности, турфирмы, ассоциация автокараванеров просят предоставить информацию, дать контакты гидов, например, владеющих иностранными языками.
– Наталья Владимировна, возвращаясь к теме индивидуальных путешествий, в частности автопутешествий: Союз городов Золотого кольца как-то работает над улучшением придорожной инфраструктуры на всех 900 километрах маршрута?
– Тема улучшения дорожной инфраструктуры для автопутешествий – один из проектов нашего Союза. Я, как его исполнительный директор, вхожу в рабочую группу по вопросам автотуризма при экспертном совете комитета по туризму Госдумы РФ. Проблем, конечно, очень много, начиная с законодательных: в наших законах сам термин «автотуризм» нигде не прописан. И проблема качества дорог остается актуальной, особенно по тем самым «маршрутам ответвлений» от основных федеральных трасс. К нам обращаются туроператоры, которые готовы предоставлять актуальную информацию по самым плохим участкам дорог на маршруте Золотого кольца. Это, в частности, отрезок пути между Переславлем и Суздалем, если говорить о Ярославской области. Мы готовим такую информацию для специалистов регионального департамента дорожного хозяйства, чтобы они изыскали возможность отремонтировать проблемные участки асфальтового полотна.
Что еще? Придорожная инфраструктура, конечно. Например, туроператоры выяснили, что на отрезке пути от Переславля до Углича фактически отсутствуют места санитарных остановок – ни перекусить, ни умыться… И эти моменты тоже надо исправлять, допустим, в контексте поддержки малого бизнеса на уровне власти.
– То есть обратная связь со стороны туристов, турфирм, общественных организаций путешественников к вам поступает регулярно?
– Да. В частности, наши коллеги из Общенациональной ассоциации автомототуризма сообщили о готовности выезжать в города маршрута и давать экспертную оценку состоянию инфраструктуры не только между городами, но и в самих городах.
– Наталья Владимировна, и последнее – принимая поздравления с грядущим Днем Золотого кольца, в том числе от читателей газеты «Северный край», среди которых немало путешественников, – что вы все-таки считаете основными достижениями Союза за два года?
– Увеличение турпотока по городам маршрута – в этом есть и наша заслуга. Нам вместе с коллегами-туроператорами, с органами власти, представителями музеев, ресторанов, гостиниц и так далее с 2017 года удается поддерживать достаточно высокий интерес к маршруту в целом. Удалось и собрать неравнодушную партнерскую команду представителей администраций городов Золотого кольца, ответственных за туризм. В общем и целом проделан и ведется очень серьезный объем организационной, методической, аналитической, презентационной, экспозиционной и другой работы – для общей и понятной всем городам Золотого кольца цели: чтобы они развивались, оставаясь всегда желанными, привлекательными и популярными туристическими объектами как для наших соотечественников, так и для гостей из-за рубежа.
Справка
Союз городов Золотого кольца создан по инициативе губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова в 2017 году, его открытие было приурочено к празднованию 50-летия легендарного маршрута. Изначально в него входили Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир и Суздаль. В феврале 2018 года в маршрут Золотое кольцо России официально включен Углич. В Ярославле расположена штаб-квартира Союза городов Золотого кольца. В феврале 2019 года на внеочередном общем собрании Союза городов его президентом был избран мэр Ярославля Владимир Волков.
Мнение
– Золотое кольцо России сегодня – это не просто маршрут, это своеобразный туристический знак качества и маркер исторической ценности, – отметил заместитель председателя правительства региона Максим Авдеев. – В 2017 году Золотое кольцо России было объявлено национальным проектом. Минкультуры России определило Ярославскую область его координатором. И мы последовательно решаем задачи маркетинговой политики и продвижения маршрута и входящих в него городов. Сейчас мы наблюдаем вполне естественное стремление городов попасть в этот заветный список, и для Ярославской области большая честь, что в 2018 году к маршруту присоединили Углич, который и без того уже принимал турпотоки кольца. Теперь наш регион – держатель четырех «звеньев»: это Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский и Углич. Мы также считаем, что в национальный проект вполне способен войти купеческий Рыбинск.
Фото Анны Соловьевой и группы Золотое кольцо России в Facebook
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n581u/
Комментарии: