Дома дешевле и безопаснее: ярославцам объяснили, почему лучше лечиться в своем регионе
Что мы делаем, когда заболеваем сами? Или болеют наши близкие?
Причем речь идет не о кратковременных инфекциях, недомоганиях, о которых мы забываем через неделю. С возрастом, и не только, еще по ряду причин у нас порой появляются диагнозы, требующие серьезного лечения, в том числе – хирургического, с применением высокотехнологичных методик.
Каков обычный путь пациента, которому требуется такого рода медицинская помощь? Человек, как правило, идет по стандартному маршруту: обращается к врачу за консультацией, получает направление на госпитализацию, сдает необходимые анализы и собирает справки. А затем ложится в стационар, где ему и производят лечение – оперативное, манипулятивное или терапевтическое. Впоследствии врачи проводят мероприятия по восстановлению, реабилитации пациента, «ведут» его после операции вплоть до достижения желаемого результата – в идеале до полного восстановления здоровья.
Стандартный полис ОМС гарантирует нам получение полного спектра перечисленных медицинских услуг. Более этого, каждый застрахованный – гражданин РФ вправе получить эти услуги на всей территории Российской Федерации, от Владивостока до Калининграда, вне зависимости от постоянной регистрации. Но всегда ли такой путь, а именно – поездка за здоровьем, оправдан? Конечно, если необходимого вида медицинской помощи нет возможности получить в Ярославской области (эксклюзивные операции, редкие заболевания, которые могут лечить только в федеральных медицинских центрах). Но, согласно данным статистики, только 30% видов медпомощи, оказываемой жителям Ярославской области в федеральных медицинских центрах, жители региона действительно не могут получить в ярославских лечебных учреждениях. Остальные 70% медпомощи, которую ярославцы получают в других регионах, можно получить, никуда не выезжая и не тратя свои время и деньги на такие поездки.
Простой пример: ярославне Елене С. требовалась офтальмологическая операция. Она приняла решение лечь в клинику в другом регионе, поддавшись на уговоры консультантов открытого в Ярославле представительства иногородней частной клиники. Операцию сделали, Елена вернулась в Ярославль. Но, как это иногда бывает, впоследствии «что-то пошло не так». И незадачливой пациентке пришлось перенести еще несколько операций, но уже в Ярославле, где наши местные врачи исправляли то, что недостаточно правильно сделали их коллеги. Была потрачена уйма времени, сил, нервов и здоровья. Но если бы Елена изначально обратилась к ярославским медикам, всего этого можно было бы избежать.
Случай этот, конечно, не единичный. Зачастую подобные пациенты становятся жертвами рекламы и агрессивного маркетинга частных коммерсантов. Клиентам обещают полный пакет услуг: анализы. обследования и консультации на месте. Но по факту соблюдают не все условия: из 10 – 12 необходимых анализов и обследований по факту делают 2 – 3. При этом зачастую нарушаются стандарты медицинской помощи, потому что все операции поставлены на поток, чтобы максимально заработать (ведь за каждого ярославского пациента несколько десятков тысяч рублей по тарифу заплатит фонд ОМС Ярославской области). Многие пациенты соглашаются на поездку в другие регионы, так как им предлагают бесплатную доставку до места оказания помощи, людей ежедневно собирают в автобусы и везут на операцию (как на шопинг или на экскурсию). В таком случае люди кроме всего прочего подвергают себя еще и риску заражения в условиях пандемии коронавируса. Ведь ездить в другие субъекты РФ людям в возрасте зачастую приходится неоднократно, в результате чего вырастает вероятность заболевания COVID-19.
Нередко ярославцы уезжают в другие регионы, чтобы там им произвели достаточно сложные, высокотехнологичные операции по эндопротезированию суставов, шейки бедра. Такие операции обычно выполняются качественно, профессионально – претензий нет. Но именно эти хирургические вмешательства, которые выполняют пациентам, как правило, пенсионного возраста, требуют длительного наблюдения, повторного и неоднократного возвращения в ту же клинику, к тем же специалистам.
Казалось бы, ничего особенного, можно съездить в другой город несколько раз. Но понятно, что в любом случае это требует значительных средств даже на передвижение туда-сюда, на билеты. Особенно с учетом ограниченной мобильности таких пациентов после операции по замене сустава или шейки бедра, когда человек на некоторое время становится полностью лежачим.
Сейчас, когда ограничения по распространению коронавирусной инфекции по-прежнему актуальны, получение плановой медицинской помощи в других регионах вызывает дополнительные риски. В том числе связанные с передвижением пациентов из региона в регион, с необходимостью ограничивать контакты, беречь свое здоровье и здоровье окружающих. Понятно, что при условии постоянного нахождения на территории Ярославской области такие риски заметно снижаются – об этом необходимо помнить всем, и особенно людям, обращающимся за медицинской помощью.
Кроме того, некоторые пациенты, у которых уже есть направления на получение плановой медпомощи в той или иной больнице, опасаясь заражения COVID-19 или в силу других причин, отказываются от госпитализации, тем самым освобождая места для других пациентов. Поэтому иногда лучше подождать, не торопиться получать медпомощь в других регионах, а лечиться в своей родной Ярославской области.
Есть еще один существенный момент, определяющий место получения медицинских услуг, особенно сложного и высокотехнологичного лечения в пользу клиник своего региона. И это – защита прав пациента, его сопровождение на всех этапах оказания помощи в рамках ОМС, которое выполняют страховые представители. Если возникает какой-то конфликт или недопонимание между пациентом и медиками в другом, «не родном» регионе, то получить оперативную помощь со стороны своего регионального страхового представителя весьма затруднительно – его полномочия действуют именно в границах своего региона. И об этом всегда нужно помнить: в клиниках Ярославской области каждый застрахованный по ОМС гражданин не только может получить весь спектр качественных медицинских услуг, но и грамотное сопровождение, а в случае необходимости – конструктивное разрешение конфликтов на всех этапах оказания медпомощи со стороны своей страховой медицинской организации.
Территориальный фонд ОМС Ярославской области также принимает обращения и жалобы застрахованных по широкому кругу вопросов, касающихся получения медицинской помощи по полису ОМС, на действия или бездействие сотрудников страховых медицинских организаций и лечебных учреждений.
Телефон бесплатной горячей линии Контакт-центра ТФОМС Ярославской области: 8-800-350-76-76, сайт: yartfoms.ru
Фото Сергея Белякова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5e2b/
Комментарии: