Победитель конкурса «Учитель года» рассказала об опасности гаджетов для школьников

Победитель регионального этапа Наталья Волкова поделилась мнением об особенностях дистанционного обучения.

Победитель конкурса «Учитель года» рассказала об опасности гаджетов для школьников

Преподаватель истории Любимской основной школы имени Вадима Орлова Наталья Волкова в этом году стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» и будет представлять нашу область на общероссийском уровне. Поговорить о школе и школьниках с лучшим ярославским педагогом наш корреспондент решил в День учителя.

– Наталья Вадимовна, поздравляем вас с профессиональным праздником и победой на региональном этапе главного учительского конкурса! До этого вы выиграли муниципальный этап. А с чего начался этот путь?

– Мне до сих пор кажется, что это не про меня. Совершенно неожиданно на меня свалилась такая публичность, к которой я, честно признаться, не очень готова.

Все началось в далекие 2000-е. Тогда мы с мужем и детьми переехали из Ярославля в Любим. Маленький город, собственная земля необходимы были для того, чтобы преодолеть непростой для нас период. По образованию я филолог, но здесь мне предложили должность учителя истории. И я с радостью согласилась. История – это моя безумная любовь, и все, что ее касается, откликается во мне. Хотя формально, пожалуй, казалось, что я сдала позиции: русский язык – это все же обязательная дисциплина – сменился историей, а большой город – маленьким...

На конкурс я попала, можно сказать, случайно. Подходило время переаттестации. Из всего, что предлагалось в плане педагогического роста, мне наиболее приемлемым показалось выступление на конкурсе «Учитель года» на уровне района. Город небольшой, всех знаешь. А дальше уже как-то само нечаянно вышло.

Конечно, я понимаю, что не смогла бы прийти к этой победе без поддержки коллег. У нас в школе очень крепкая команда.

– Что было для вас вызовом во время конкурса?

– Психологически сложен был период ожидания, переживала, как воспримет меня аудитория. А когда уже начиналось само выступление, я практически не волновалась. Конечно, к публичности в школе привыкаешь. Но одно дело, когда урок ведешь со своими детьми, которых знаешь с пятого класса, и совсем другое, когда перед тобой взрослая аудитория с уже сложившимися представлениями о жизни, педагогике. Преодолеть эту тревогу было сложнее всего.

Но помогла и поддержка коллег, и позитив от новых знакомств с участницами конкурса, и от общения с детьми – внеурочное занятие я проводила в пятом классе ярославской школы №36, и ребята были настолько открыты, готовы к общению, они настолько живые, честные, что меня этот урок тронул до слез.

– Чем он запал в душу?

– В каком классе и какое из пяти направлений внеурочной деятельности нужно будет представить, решалось жребием. Когда я вытянула пятиклассников, сначала немного испугалась. Чем старше дети, тем легче мне находить с ними общий язык. Но все получилось очень искренне, душевно и даже трогательно. 

Наш урок назывался «Друг детства». По мотивам одноименного рассказа Виктора Драгунского, в котором Дениска, мечтая стать боксером, чуть не начал отрабатывать удары на лучшем друге детства – плюшевом медведе. На урок ребята принесли своих друзей детства – мягкие игрушки. Они и рассказали судьбу своих любимцев: кому и как досталась игрушка и почему она стала настоящим другом.

– Если уж речь зашла об игрушках, ни для кого не секрет, что современные дети много времени проводят в гаджетах. Компьютерные игры, мультфильмы занимают огромную часть их жизни. По вашему мнению, как это может повлиять на развитие личности школьника?

– По статистике, экранное время современных детей – 8 часов. И это страшная проблема. При этом только 2 – 2,5 часа дети общаются лицом к лицу с собеседником. Я наблюдаю эту тенденцию по своим детям. Недавно психолог Андрей Курпатов сказал, что наступает эпидемия цифрового аутизма. И я, к сожалению, во многом согласна с ним в этом вопросе. Кто такой аутист? Это самозамкнутый человек, который не может общаться с другими. Современные дети также не могут выдерживать долгий психологический контакт, не могут выстраивать длительные отношения, их не интересует внутренний мир другого человека, они сразу ныряют в соцсети и цифровое общение. А оно другое...

Отсюда много проблем. Например, они не всегда представляют, каким хотели бы видеть свое будущее. Особенно я это замечаю у нас, в глубинке.

С другой стороны, мир настолько интересен, что и целой жизни не хватит, чтобы узнать и увидеть все, что хочется. И в этом плане интернет – хорошее подспорье. Он позволяет слушать лекции, посещать музеи, театры и выставки.

– Наталья Вадимовна, по вашим наблюдениям, дети в маленьком городке, таком как Любим, чем-то отличаются от ребят из областного центра?

– Во время уроков в рамках конкурса я заметила, что ярославские дети более целеустремленные, более открытые и доверчивые. У них более развита речь, и когда им есть что сказать, они говорят. Возможно, это плоды более системного воспитания в семье. У нас в Любиме многие родители заняты тем, чтобы заработать и обеспечить детей, а на воспитание времени остается совсем немного. Наши ребята больше готовы слушать, чем говорить. Но души и тех, и других хотят одного – реального и личностного взаимодействия с учителем.

– А это личное общение, на ваш взгляд, принципиально отличается от цифрового?

– Безусловно, и в этом плане дистант был показательным. Чем выше интеллект конкретного школьника, тем больше он готов к онлайн-формату занятий. Зная свою цель и умея выбирать способ ее достижения, такой ученик находит необходимый материал и работает. Но чем меньше ребенок социализирован, тем меньше он готов к дистанту. Фактически он не может идти без пошаговой инструкции.

У нас были дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, которые не смогли работать в таком формате. И не потому, что не было технической возможности – она как раз была, а потому, что не хватало личностного контакта. Учитель для них – и мотиватор, и навигатор. На уроке ученики могут задать любой вопрос, и это важно. Конечно, и во время дистанта некоторые писали сообщения, но ведь письменное и устное общение очень сильно отличаются.

– Получается, им не хватает живого общения, и они получают его там, где могут?

– Это парадокс. С одной стороны, они в соцсетях и сообществах, с другой – им до боли не хватает живого диалога. Родители или работают, или сами сидят в телефонах и компьютерах. Сегодня это реальная опасность – уйти с головой в виртуальный мир. Я и сама, хотя у меня тоже дети, порой ловлю себя на мысли, что мне бывает интереснее там, в интернете, где столько информации, столько всего непознанного и интересного. Но рядом есть близкие – те, кому нужно обычное теплое человеческое общение. И если мы его потеряем, думаю, потеряем не одно поколение.

– И это общение они могут найти не только в семье, но и в школе?

– Для конкурса мы с психологом провели опрос. Спрашивали детей: «Какой учитель тебе нравится?», Мало кто из детей говорил: знающий, грамотный, начитанный. Большинству хотелось бы видеть учителем человека, который бы понял их, принял такими, какие они есть, был бы тем, кому можно доверять. Думаю, что работа учителя сейчас – это отчасти работа психотерапевта.

– Для вас быть учителем – это…

– Быть человеком и сохранять свою человечность. Не превращаться в робота или автомат по выдаче знаний, сохранять интерес и вкус к жизни. 

Искренность – важный момент в нашей работе. Если ты к этому не готов, то не сможешь быть учителем. Умение создать доверительную атмосферу, выстраивать доброжелательные отношения, на мой взгляд, – необходимое условие для учителя в современной школе.

И еще очень важно, чтобы слова соответствовали действиям. Вы знаете, что Жан-Жак Руссо, который писал трактаты о воспитании, отдавал собственных детей в приют. Во мне это вызывает когнитивный диссонанс. Сегодня у нас эпоха вербализации, мы много рассуждаем на темы педагогики, технологий и мотивации, но при этом что происходит в школах? К сожалению, очень часто теоретические знания и наработки в области педагогики остаются просто теорией. 

Для меня критерий истины – практика. Если ты говоришь о чем-то, ты должен стараться воплотить это в жизнь.

Фото из архива Натальи Волковой и «Ярославского региона»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5e3l/
школаучителя

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость