Работы Валентина Серова в Ярославле представили в необычном ракурсе
В культурно-выставочном центре Русского музея, в декабре открылась выставка картин, эскизов и рисунков великого русского художника Валентина Серова из собрания Государственного Русского музея (0+).
В трех залах представлены более 50 полотен, среди которых такие известные, как детские портреты великих князей, знаменитые русские пейзажи, иллюстрации к басням Крылова, эскизы театральных декораций и другие работы, восхищающие самых разных людей на протяжении века.
Любуясь экспозицией в целом и каждым ее элементом в отдельности, замечаешь такую вещь: многие произведения художника, представленные сейчас в ЯХМ, не слишком известны широкому кругу. Но когда видишь эти рисунки, зарисовки, эскизы и полноценные картины, сразу становится понятно: их написал гений. И не просто гений, а именно Валентин Серов.
Кстати, некоторые работы связаны с Ярославской землей. Ведь он часто бывал у нас.
– Реализуя нацпроект «Культура», мы заинтересованы в том, чтобы расширить возможности знакомства с шедеврами искусства для всех жителей региона, – сказал заместитель председателя правительства области Максим Авдеев.
Это уже шестой совместный выставочный проект двух музеев, представляющий лучшие работы российских мастеров ярославской публике.
– Мы гордимся давним профессиональным сотрудничеством с Государственным Русским музеем, – сказала директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина. – Важно, что каждый раз его специалисты собирают выставку специально для Ярославля. Во все экспозиции мы включаем и произведения из нашего собрания, что дает возможность по-новому посмотреть на знакомые шедевры. В сложное время начался второй век жизни нашего музея. Выставка Валентина Серова была обещана зрителям в год его столетия, и мы не могли обмануть ожидания публики.
Важно, что наши учреждения культуры все более активно используют смелые, новаторские решения для привлечения посетителей. И действительно, на выставке есть настоящий сюрприз, неожиданность – очень интересная и мастерски исполненная, с большим вкусом и тонким юмором. Отдельный раздел экспозиции занимает зал, где представлен небольшой анимационный фильм – видео-арт. Он посвящен судьбе собаки – бульдожки по кличке Гюгюс, владельцем которой был князь Феликс Юсупов. Его портрет Валентин Серов создал в 1903 году, и небольшого пса считал своей лучшей моделью. Взяв за основу рисунок к работе, который хранится в собрании Ярославского художественного музея, а также личные дневники Юсупова, наш ярославский художник Александр Красулин представил многометровую проекцию.
– Видео-арт для выставки Серова – это возможность поработать с классической формой, привнося в нее современную интерпретацию. Это игра со зрителем, которая, надеюсь, дополнит экспозицию новыми эмоциями, – рассказал автор, молодой и тоже очень скромный.
Графические портреты Саввы Мамонтова, Валентины Серовой (матери художника), Льва Бакста, Ильи Репина, представленные на выставке, в полной мере демонстрируют умение Серова передать суть личности несколькими движениями кисти, пера, карандаша.
Творческие поиски Серова выходили далеко за рамки портретного жанра. «Я ведь все-таки немного и пейзажист», – говорил он. К изображению природы художник обращался исключительно по зову сердца, там, где ему было хорошо. Не случайно лучшие работы в этом жанре были созданы в усадьбе Домотканово – тверском имении друзей. Они передают своеобразную прелесть русской природы, они искренни и лиричны. Здесь и привет Ярославской земле – берег реки в Охотино, где находилась дача Константина Коровина, в гостях у которого часто бывал его товарищ Валентин Серов.
Эстетика модерна нашла свое отражение на выставке в театральных работах и произведениях, вдохновленных античностью. Среди них – первый эскиз занавеса для балета «Шехерезада», который автор стремился уподобить благородной персидской фреске, великолепная зарисовка «Одиссей и Навзикая» и эскиз знаменитого полотна «Похищение Европы».
Особое место в творчестве Валентина Серова занимает детский портрет: детей он писал вдохновенно, с особенной теплотой.
Это было для художника своего рода отдохновением, прикосновением к юному, «отрадному» миру.
Изысканностью линий и цветовых сочетаний, тонко переданным состоянием аристократической сдержанности поражает парадный портрет графини Варвары Мусиной-Пушкиной. Глядя на эту работу, нетрудно понять, почему портретироваться у Серова было модно и престижно. Вместе с тем – опасно. На выставке можно увидеть эскиз одного из несомненных шедевров Серова – того самого портрета графини Орловой, явленной в нем изысканной, избалованной, изогнутой орхидеей эпохи модерн в наимоднейшем наряде. А поодаль – портрет человека совсем иного, если верить кисти Серова. На зрителей смотрит добрейшая Прасковья Дмитриевна Антипова. Портрет начальницы женской гимназии живет в Ярославском художественном музее, и он стал достойным экспонатом в общей экспозиции.
– Не каждый город в России имеет возможность принимать работы такого уровня. У нас созданы для этого все условия, поэтому жителям нашего региона повезло – они могут познакомиться с работами известных художников, представленными в больших музеях. Очень приятно, что продолжается традиция передвижничества, это в свое время сыграло большую роль в становлении и развитии искусства. Думаю, что сейчас всем людям очень важно иметь возможность прикоснуться к вечному и прекрасному, побыть наедине с работами великих художников, – говорит Елена Смирнова, посетитель выставки.
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5fdf/
Комментарии: