Пятнадцать глав, тысяча изразцов. Как преобразят ярославский храм с тысячерублевой купюры

7 января все православные христиане будут отмечать Рождество Христово. Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек. Именно поэтому этот праздник близок сердцу каждого. В каждой семье есть свои традиции его празднования, и связаны они в первую очередь с молитвой.

Для тех, кто ходит на службы в храмы, особенно отрадно, что они преображаются буквально на глазах. Только у нас в регионе ведутся работы на 26 объектах культурного наследия. Среди них – ансамбль и подворье Толгского монастыря, церковь Петра и Павла в Петропавловском парке, церковь Богоявления на Острову и церковь Александра Невского в деревне Хопылево под Рыбинском, церковь Димитрия на Поле с колокольней в Угличе и другие.

Один из узнаваемых по всей России и за ее пределами символ Ярославля – древняя церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Именно этот храм изображен на тысячерублевой купюре, и его облик сразу угадывается, когда местные жители и гости города замечают пятнадцатиглавый хоровод луковичных куполов на горизонте.

– Хотим сделать так, чтобы абсолютно все посетители чувствовали себя здесь комфортно – и пожилые люди, и семьи с колясками, – говорит глава региона Дмитрий Миронов. – Около храма можно будет отдохнуть, а по его территории станет удобнее перемещаться. С проектом восстановления изразцов уже помогает Союз реставраторов России. В дальнейших планах – реставрация всех составляющих ансамбля: колокольни, Святых ворот, интерьера. Этот храм – единственный в стране с пятнадцатью главами. На его фресках самое большое количество сюжетов в православном мире – более трех тысяч. Это символ региона, и нам нужно сберечь его.

Более подробно о том, что уже сделано и что планируется реализовать, мы побеседовали с директором департамента охраны объектов культурного наследия Александром Филяевым.

– Александр Евгеньевич, в чем уникальность этого храма?

– Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, на Второй Закоторосльной набережной – вершина, образчик ярославской школы архитектуры и живописи XVII века. Ее первенство утверждается не только физическими габаритами и уникальностью композиции, но и богатством украшения фасадов. Здесь использованы все известные на тот момент способы декорации каменных зданий: фигурный кирпич, покрывающий стены четверика, галерей и крылец, поливной многоцветный изразец, полихромная раскраска, позолоченные прорезные подзоры. Здесь самый большой ансамбль фресок во всем православном мире, он насчитывает порядка трех тысяч сюжетов.

– Реставрационные, восстановительные работы начинаются с прихрамовой территории?

– В 90-х годах XVII века территория храмового комплекса была огорожена каменной стеной. Обветшавшая к середине XIX века ограда в 1875 – 1876 годах была заменена новой, установленной на прежнем месте. И действительно, в настоящее время специалисты ярославской художественной мастерской «Реставратор» выполнили научно-исследовательские работы по реставрации исторической ограды и благоустройству территории комплекса церкви. Уже проведены инженерно-геодезические изыскания, натурные обследования и архитектурно-археологические обмеры, собраны архивные материалы для воссоздания конфигурации ограды, взяты пробы грунта, сделана съемка для дальнейшего благоустройства. 

Результаты обследований прошли камеральную обработку. На данный момент составлена дефектная ведомость и расчет объемов утраченных и необходимых для воссоздания материалов. 

Территория очищена от сорных деревьев, установлена временная подсветка, причем восстановлена часть старых светильников. Кроме того, уже начато изготовление и монтаж изразцов.

– Изразцы храма – это второе направление реставрации?

– Да. Изразцы устанавливались в процессе строительства церкви в перевязку с кирпичной кладкой стен. Декор имеет наибольшие утраты на фасадах галерей и крылец церкви. Сейчас проектная документация по реставрации керамического изразцового декора фасадов согласована. Выдано разрешение на проведение работ. 

Важно, что впервые были проведены визуальные исследования изразцового декора фасадов галерей и крылец, историко-архивные и библиографические исследования, фотофиксация, выявление типов изразцов с присвоением им порядковых номеров, составление дефектной карты с указанием объемов работ и степени повреждения каждого изразца в процентах, отобраны сохранившиеся фрагменты подлинных изразцов.

– И какие же типы, виды изразцов были выявлены?

– Могу прямо в цифрах сказать: общее количество изразцов храма – более тысячи штук.

При исследовании было выявлено несколько видов и типов изразцов с разной сюжетной тематикой. Это керамический декор с изображением птиц, ваз с цветами, геометрических фигур и сохранившиеся лучше остальных изразцы с изображением цветочных розеток, имеющих разные рельефные рисунки. 

– Как их будут восстанавливать?

– Объекты с повреждениями до 30% подлежат консервации или реставрации согласно разработанным методикам реставрации керамических изразцов непосредственно на памятнике архитектуры. А изразцы с утратами рисунка и керамической основы более 30%, как и полностью разрушенные, будут изготовлены заново. 

Рисунки рельефа и цвет восстанавливаются по сохранившимся фрагментам. Сюжеты рисунков полностью разрушенных объектов установить не удалось, поэтому они изготавливаются по аналогии с сохранившимися. 

Если говорить проще, то изразцы будут восстановлены тремя способами. Первый – исправление дефектов рельефа с помощью докомпоновки раствора или гипса с последующей росписью цветными эмалями, изготовленными на основе смол, или масляными красками с последующим покрытием лаком. 

Второй способ – вставка лицевой пластины, изготовленной в мастерской обжиговым способом взамен утраченной, с последующим защитным покрытием. И третий – изготовление новых полихромных рельефных изразцов взамен разрушившихся. 

Все это обеспечивает точность воспроизведения изразцов по размерам и рисунку рельефа, а также получение морозостойких изразцов, не подверженных атмосферным воздействиям. 

Например, из 174 изразцов на фасадах галерей изготовлению заново подлежат 92. 

– Какие еще виды работ для восстановления храмового ансамбля запланированы на ближайшее время?

– Важно, что восстановление будет комплексным, на всех составляющих ансамбля. В частности, предусмотрена реставрация уникальных фресок центрального храма. Они были выполнены в рекордно короткие сроки – с 1694 по 1695 годы ярославской артелью из 16 мастеров. 

Росписи покрывают все объемы и поверхности церкви от сводов главного храма до каменных фигурных скамей галерей. Всего там можно рассмотреть около трех тысяч сюжетов! Поэтому ансамбль стенописей церкви называют энциклопедией русской фресковой живописи.

Фото из группы «Красный Перекоп – Ярославль» «ВКонтакте»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5fs7/
РеставрацияПерекоп

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость