Первая на СЖД женщина-помощник машиниста рассказала о сбывшейся мечте
«Вот такие мы, Мягковы, неугомонные», – говорит о себе Надежда, ставшая первой на Северной железной дороге женщиной – помощником машиниста.
В свой первый рейс Надежда Мягкова отправилась 1 января 2021 года от станции Ярославль-Московский в Данилов. В этот день исполнилась ее детская мечта.
– Надежда, как вы решились на выбор такой профессии?
– Я – уже третье поколение железнодорожников. Мама работала в службе дежурных по станции, папа – в вагонниках. На станции в Данилове работала бабушка. В детстве мы жили в деревянном доме рядом с вокзалом. Пока родители были на работе, мы с братом часто вместе смотрели в окно на улицу, по которой мимо дома шли машинисты и их помощники со своими чемоданчиками в руках. И мне так хотелось стать похожей на них! Мечта была прокатиться на поезде и смотреть на все вокруг не глазами пассажира, а как машинист.
Первым в семье помощником машиниста стал брат. Он помогал управлять грузовыми поездами. Потом, правда, перешел на работу на станцию Данилов, став, как и отец, вагонником. Я получила образование в железнодорожном институте и работала в отделе кадров в Данилове. О детской мечте вспоминала лишь изредка.
– Что стало поворотной точкой для того, чтобы кардинально изменить жизнь?
– О том, что профессию машиниста планируют исключить из списка запрещенных для женщин, я узнала в 2019 году. Кажется, в тот момент мы с мужем ужинали и смотрели новости по телевизору. Когда прозвучала эта информация – переглянулись. Он знал о моей мечте. Помню, что сказала ему: «Я попыталась бы».
На тот момент моя жизнь была устоявшаяся. Семья, дом, взрослый сын, хорошая работа с достойной для Данилова зарплатой, казалось бы, все есть, просто живи. Но, понимаете, мечта так и осталась в моем сердце, а тут такие возможности... Знакомые сначала думали, что я шучу. А семья сказала – давай. Уволилась с работы, отучилась в колледже, сдала экзамены, дважды прошла медкомиссию. Ну, вот такие мы, Мягковы, неугомонные. Сидим, сидим да и высидим.
– Оказаться вновь за партой, да еще и среди фактически школьников…
– Я не комплексовала. Мне со всеми есть о чем поговорить. К тому же у меня было высшее образование, поэтому училась по индивидуальному плану.
Конечно, студенты разные. Порой я спрашивала некоторых из них: «Неужели вам не интересно послушать, что преподаватель рассказывает, объясняет?» Они зачастую в телефоне пропадали. А ведь сами же потом придут на работу, и начнется: «Ой, а как?», «А где?» Конечно, потом пожалеют, что пропустили многое. Но все же какая бы ни была теория, практика – совсем другое. Пока не начнешь практиковаться – многое не понимаешь.
– Ваш нынешний график и темп жизни изменился?
– Пока я работала в отделе кадров, там было все понятно: пять дней в неделю, с 8 утра до 17 вечера, а суббота и воскресенье были выходными. Сейчас у меня график другой. Для бригад вводится норма рабочего времени. И уже нарядчик распределяет явки.
Один знакомый машинист сказал, когда звал девушек на работу: «Вам будет приятно провожать закаты и встречать рассветы». И это так.
Бывает, что мне надо и к трем-четырем часам утра приходить. Я не переживаю на этот счет. Для меня так даже комфортнее, чем раньше. Потому что появились полноценные выходные именно на неделе, что удобно.
– Почему?
– Потому что у меня есть хобби – мы с мужем собачники. У нас якутская лайка – Хан и восточно-европейская овчарка – Дора. Она, кстати, у нас Гранд чемпион России.
Раньше, помню, после работы приходила в пять вечера домой, собиралась и везла собаку на тренировку в Ярославль. Каждый день надо с ней заниматься, чтобы она не забывала навыки и команды.
К тому же мы ездим с собакой на выставки. Они проходят не только по выходным дням, но и на неделе. И раньше нужно было отпрашиваться, а сейчас этот вопрос решить проще.
– Ваш первый рейс был первого января. Каким он был, первый рабочий день на новом месте?
– Я вообще не эмоциональна, так что не могу сказать, что чувства меня переполняли. Но было приятно, что начальник дирекции пришел поздравить и подарил букет цветов. А вообще мне очень нравится ощущение, когда состав подходит к перрону, где его с нетерпением ожидают пассажиры. Это как река, только железнодорожная...
Моя работа заключается в том, чтобы визуально следить за посадкой и высадкой пассажиров, отслеживать показатели приборов безопасности в кабине управления, а еще я контролирую радиосвязь, смотрю за сигналами скоростного режима, сообщаю машинисту, какой участок на какой скорости проходим. Машинист-наставник у меня хороший – Андрей Кузнецов.
Но вот ситуацию одну из того дня расскажу. Это была наша вторая поездка. На станции Путятино из вагона выходили работники железной дороги, а я стояла в дверях и следила за посадкой. Один из них, увидев меня, очень удивился, видимо, не мог понять, что происходит: неужели женщина в кабине?! Даже достал фонарик и направил на меня.
– А вообще как думаете, в этой профессии женщина или мужчина помощник машиниста – есть разница?
– Думаю, особой нет. Мужчины и помогают, и показывают, и учат, что к чему. В нашей работе много нюансов.
Прочитала тут комментарии в соцсетях обо мне – что женщина стала помощником машиниста. Там обсуждают: «А вот если поезд сломается, что она делать будет?» Не переживайте, на то мы и бригада, чтобы действовать вместе!
– О чем-то еще сейчас мечтаете или все планы уже осуществились?
– Через два-три года пойду учиться на машиниста. Хочу я попробовать себя и в этой профессии. Надеюсь, что все получится!
Фото Анны Соловьевой и из архива «Ярославского региона»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5g6w/
Комментарии: