Амбассадор Ярославии. Эксперты обсудили, можно ли считать Некрасова культурным брендом региона
Отгремели юбилейные торжества, посвященные 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова, – и наступило время извлечь из них практическую пользу для нашей Ярославской области.
Но какую именно? Именно об этом шла речь на очередном заседании дискуссионного медиаклуба экспертов Информационного агентства «Верхняя Волга» под названием «Можно ли назвать Некрасова культурным брендом Ярославской области?».
Год Некрасова продолжится
Первые выходные июля и первая декада декабря – время, когда на Ярославской земле ежегодно проходят традиционные Некрасовские дни. А нынешний год юбилея стал для ярославцев самым настоящим «Годом Некрасова».
Девяностые и нулевые годы нашего времени – практически полное забвение, в школьных учебниках поэзии Некрасова было очень мало. Но, несмотря на это, ярославцы продолжали хранить и изучать его наследие, проводить конференции, фестивали и никогда не сомневались, что поступают правильно.
– Лично для меня то, что в этом году мы обратились к Некрасову как к нашему современнику, очень значимо, – отметила директор департамента культуры Ярославской области Марина Васильева. – Нам удалось еще раз показать влияние Некрасова на всю нашу отечественную литературу, подчеркнуть тот факт, что именно Николай Алексеевич как издатель, редактор журнала «Современник» открыл России и всему миру русских писателей, которые признаны классиками, – Льва Толстого, Федора Достоевского. А насколько сейчас современен его язык! Это подтверждают и изумительные спектакли в Волковском «От Некрасова до Некрасова» и в кукольном театре «Кому на Руси жить хорошо» – такое современное прочтение в тандеме с разными видами искусства. И если молодежь это увидит, они поймут и примут своего Некрасова – а это здорово! Об этом надо говорить.
Мероприятия юбилейного года будут продолжаться. Следующий – 2022 год – объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия.
– Вот здесь-то мы снова развернемся, и снова с именем Некрасова, – пообещала Марина Васильева. – Потому что Некрасов – амбассадор нашего региона. Нематериальное наследие поэта мы сохраняем даже лучше, чем материальное. Нам порой не хватает на все средств. Но регион делает все возможное, чтобы их найти... Так, вместе с компанией «Славнефть-ЯНОС» и администрацией Ярославского района смогли создать новый современный фестивальный парк, который начнет работать, не дожидаясь лета. Сейчас в строительных лесах Большой дом в Карабихе, потому что произошла авария с крышей. А еще у нас есть родовые земли, так называемое «Некрасовское Заволжье» – Грешнево, Аббакумцево. Их
Культурный бренд…
Узнавать Ярославль и Ярославскую область благодаря Некрасову – идея не только гуманитарная, культурная, но и вполне прикладная – например, в плане развития туризма.
– Очень хочется, чтобы Некрасов стал культурным брендом Ярославской области, – поделился своим мнением доктор филологических наук, профессор МУБиНТа Валентин Степанов. – Но если мы говорим о бренде в его изначальном смысле, то Некрасов, к сожалению, пока таковым не является. Хотя у нас есть для этого очень хороший ресурс. Для брендинга не хватает, во-первых – воли. Бренд – это психическое явление, это след в нашей культурной практике, а перед нами пока задачи – сохранить наследие. Поэтому получается, что старое поколение хранит эту память, а современному еще нужно выяснить, что они знают о Некрасове. Во-вторых, бренд складывается из стереотипа, должна быть жесткая связка Некрасов – Ярославль. А у нас здесь очень сильный конкурент – город Санкт-Петербург. В-третьих, еще один компонент бренда – эмоции, которые он вызывает. И здесь мы с вами сдаем, ведь если у нас юношеские эмоции сохраняются, то у современного поколения вряд ли формируются подобные. Кроме того, бренд – это всегда медийное понятие, публичное явление. И вот тут возникает насущная задача на будущее. Молодое поколение пока не коснулось Некрасова просто потому, что оно по-другому усваивает информацию. Необходимо единое информационное поле, заточенное под Некрасова, если мы хотим, чтобы он стал полноценным брендом. Ведь бренд как явление экономическое должен приносить деньги. Я полагаю, что все это впереди.
… С реальной монетизацией
С чего начинается монетизация? Банк России ответил на этот вопрос почти буквально – выпуском памятной юбилейной серебряной монеты.
– Мы начали работать над ней еще в 2019 году, – рассказала пресс-секретарь отделения Банка России по Ярославской области Светлана Михеева. – Она посвящена Некрасову, выпущена ограниченным тиражом 3 000 экземпляров. Дизайн – гравюра Боровского, которую позаимствовали из фондов «Карабихи».А еще Банк России при поддержке областного департамента культуры провел конкурс для студентов «Искусство наживать деньгу».
– Мы не ожидали, что столько ребят откликнется и примут участие, что подойдут к темам настолько свежо и неформально, творчески, насколько они смогли погрузиться в некрасовскую эпоху и понять ее изнутри, – поделилась Светлана Михеева. – Мне кажется, многим было «в кайф» открывать Некрасова не с Мазаем и зайцами, а, например, Некрасова-предпринимателя с передовыми экономическими взглядами. И такой он им гораздо ближе, чем тот, которого они знают по школьной программе. Были темы, где ребята сравнивали судьбу Ротшильда и Некрасова, рассуждали, чем бы Николай Алексеевич мог заниматься в наше время: был бы блогером, топ-менеджером или кем-то другим. То есть Некрасов очень даже современен для молодежи!
– Темы работ были очень интересными, а для того чтобы Некрасов стал брендом, подобный конкурс студенческих работ необходимо проводить на постоянной основе, – заметил Валентин Степанов.
Открыть ЗаНОВО!
Большая научная работа по изучению творческого наследия поэта продолжается в «Карабихе».
Уже два года работает проект «Пушкинского дома» под руководством профессора МГУ Михаила Макеева по актуализации литературного наследия русского классика: специалисты заново просматривают рукописи и сверяют их с тем, что опубликовано в изданиях советского периода. И в ходе такой ревизии творческого наследия выяснилось, что «благодаря» коммунистической идеологии многие произведения Некрасова преподносились читателям в искаженном виде.
– Сейчас есть большая необходимость поработать над интерпретацией наследия поэта, – подчеркнула заместитель директора по научно-экспозиционной деятельности мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» Марина Михайлова. – В советские годы редакторы нередко нарушали заложенные автором смыслы, загоняли его в определенные рамки. Но если открывать его заново, то поэт и гражданин Некрасов раскрывается нам совершенно по-другому! Мы сейчас сформулировали для себя тезис: «Некрасов – для новых поколений».
Этому посвящены многие новые проекты музея-заповедника «Карабиха», в том числе издательские – в этом году вышел альбом-путеводитель «Да, только здесь могу я быть поэтом!». Совместно с региональными отделениями Союза писателей России и Союза российских писателей подготовлено переиздание стихов Некрасова.
По итогам Международного научного конгресса в июле вышел литературоведческий труд «Некрасов в XXI веке». Обновлена экспозиция в Музее деда Мазая, создана иммерсивная программа «И запахи, и звуки, и стихи... Аура усадьбы Некрасова», адаптированная в том числе для слабовидящих.
– Еще один проект, о котором мы давно мечтали, – литературная экспозиция, – говорит Марина Михайлова. – И мы ее сделали, хотя это очень сложно. Мы – сотрудники музея, историки, литературоведы – заново для себя открывали творчество Некрасова. С нами согласился работать совершенно бесплатно известный эксперт – Леонид Копылов. И новая экспозиция выполнена в форме квеста, где зрители с помощью подсказок сами ищут ответы на вопросы: «Как рождается произведение?», «Какие тайны оно содержит?», «Какие методы использует Некрасов?»
Валентин Степанов согласился с тем, что целевая аудитория новой литературной экспозиции – молодые люди, которым интересны подобные лайфхаки, конструкторы. И это действительно способ найти подход, ключик к молодежи, чтобы у них был свой Некрасов.
– Наша мечта – чтобы был снят профессиональный художественный фильм о жизни Некрасова, – рассказала Марина Михайлова.
Тему переосмысления, актуализации творческого наследия продолжила заместитель директора по научной работе Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова Наталья Абросимова. Сегодня в ее фондах содержится более 300 книг поэта или о поэте.
– У нас есть томик того самого, легендарного «Современника» 1864 года, – рассказала Наталия Абросимова. – Есть в фондах и первые издания стихотворений Некрасова 1850-х годов. А в отделе редкой книги буквально недавно
Два своих издания библиотека приурочила к 200-летию поэта. Это библиографический указатель «Некрасов и Ярославский край» и комиксы или, как сейчас это принято называть, графический роман «Вирши, карты и двустволка». Он рассказывает о жизни Некрасова в близкой и понятной современникам форме.
Классик и/или современник
Главный редактор сайта телеканала «Первый Ярославский» Оксана Виноградова рассказала о проекте, который сейчас близится к финалу, – командном состязании «Некрасов: классик и/или современник?».
– Для нас это тоже эксперимент, – поделилась Оксана Виноградова. – Мы решили дать молодым людям – спортсменам, школьникам, студентам – возможность самим с помощью экспертов-наставников определить, кто же для них Некрасов: классик или современник. Наставники команд – историки, литературоведы – помогают осмыслить выбранное произведение, понять скрытые мысли, а мастера ораторского искусства – воплотить в творческий продукт само произведение.18 декабря на телеканале «Первый Ярославский» стартует показ серий проекта и зрительское голосование в соцсетях. Результаты двухнедельного творчества команд вы увидите в 19:50. Телеканал покажет все шесть роликов и работу над ними. В следующую субботу, 25 декабря, в 19.50 телезрители увидят самые яркие моменты конкурса и его финал, который пройдет в Волковском театре,в предновогодней программе (12+).
Завершая разговор, Марина Михайлова совершенно справедливо отметила, что нашему региону остро не хватает понятного и доступного визуального напоминания о Некрасове.
– Приезжаешь в Тулу – там везде портреты, цитаты Толстого или цитаты известных современников о нем, – сказала замдиректора музея «Карабиха». – У нас визуально кроме памятника Некрасову и нет ничего. В 1903 году бульвар от памятника до Волковского театра назывался Некрасовским. Но из-за политических событий вего нести на карты Ярославля не успели. Может быть, эту зону переименовать и приспособить ее, например, под проекты с именем Некрасова для флешмобов, выставок и тому подобного? Здесь интересен питерский опыт, как они работают с именем Достоевского. Многое мы могли бы перенять.
Подводя итоги обсуждения, профессор Степанов предложил стать оператором информационной платформы, посвященной Некрасову, Информационному агентству «Верхняя Волга», которое и объединяет под своим крылом медиаклуб экспертов.
– Это необходимо для того, чтобы консолидировать все усилия, придать им верный импульс и стать пионером культурного брендинга Некрасова, – подчеркнул Валентин Степанов.
– Взять на себя миссию по созданию подобной платформы – наша сверхзадача, над которой надо серьезно подумать, – ответил на поступившее предложение директор ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга», кандидат исторических наук Александр Лебедев. – Говоря о бренде региона, о культурном наследии, здесь мы сталкиваемся с тем случаем, когда эти границы должны быть максимально широки, и они могут быть такими. Мне вспоминаются слова из песни нашего современника Игоря Растеряева – «В России нет никаких границ, в России есть только горизонты». В случае с Некрасовым оно так и получается.
Фото Сергея Белякова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5mnh/
Комментарии: